На острове нормальная погода.
А мы съездили на Сааремаа.
Кажется, я организовала первый в своей жизни полноценный велопоход. Поход оказался непривычно спокойным. Оказалось, что шесть незнакомых друг другу человек могут спокойно поладить между собой, и получше, чем иные друзья. Чудеса! К началу похода казалось, что у меня нет сил организовать ничего, но тут же оказалось, что достаточно просто говорить спокойно, даже тихо: тебя все равно слушают. И обсуждают - тоже спокойно. А потом все спокойно едут. Так, не торопясь и без нервов, проезжали мы по 100 км в день (с учетом радиалок). Я все подозревала, что кто-то меня за такие велонагрузки начал ненавидеть, но, видимо, делал он это тоже спокойно и тихо. Поэтому в итоге оказалось, что мы около 270 км за 3 дня проехали. В общем, можно сказать, что в списке трат за эту поездку у меня будет не одно евро, но зато не будет ни одного нерва. Спасибо всем, кто... т.е. спасибо
dours,
acrossroad,
vash_gluk,
gri_ch и... Ксюше (хм, почти у всех, оказывается, есть ЖЖ, может быть, даже у Ксюши, а я просто не знаю? :) ).
Зачем ездить на Сааремаа? Этот вопрос нам несколько раз задал водитель автобуса, который укладывал наши велы в Курессааре. Он считал, что Эстония - захолустье, и погода - дрянь, а в России-то так красиво. Красиво-то красиво, только на великах туда, где красиво, не доберешься же. А что мы нашли на эстонских островах?
- Яблочный беспредел. Деревья, сгорбленные под тяжестью никому не нужного урожая, растущие вдоль лесных дорог. Впрочем, что значит «никому не нужного» -
vash_gluk, кажется, больше всех страдавший от режима недоедания питания в этом походе, приспособился их есть и кормить ими окружающих. И головокружительный мятный запах свежих яблок, обнаруживаемый в каждой деревне. Не запах коров, а запах яблок - понимаете?
- Можжевеловые рощи. Ну да. Можжевельники достигают там размеров яблонь. Да и растут вперемешку с ними. Это сочетание - а возможно, просто симбиоз запахов одного и другого - взрывало мне мозг всю поездку.
- Ежевичные кущи. Вдоль всех дорог. Яблоки, можжевельник и ежевика - вроде и карельская природа, а все-таки что-то особенное.
- Эстонские качели. М. Ну, это долго объяснять. Лучше фотку покажу (не моя).
- Большие камни. Камни на Сааремаа - это достопримечательность. Ежели есть какой валун с человеческий рост - то рядом ищи табличку: и название у камушка есть, и предыстория, а на худой конец легенда. Впрочем, все эти камни раскидал великан Большой Тылль, обитавший на Сааремаа много веков назад. На нашем пути попался Оо-киви. «Киви» - это камень, а вот что такое «оо»?
- Домашнее местное пиво. Его в основном искал
vash_gluk, и в общем-то даже нашел. Кстати, поймала себя на мысли, что после ста километров на велике очень тянет выпить какую-нибудь гадость и жутко хочется пива.
- Мальчикам как-то раз в музее вместо двух «взрослых» билетов выдали один т.н. «семейный». Мы решили, что это акция в поддержку однополых браков, хотя непонятно кому они нужны на Сааремаа: там не то что голубых, но и вообще людей почти нет. :)
- Не удержалась и купила баночку брусничного варенья с тыквой. (Кажется, там продавалось еще клубничное со свеклой и горчица с грецкими орешками, ах, и чай из конопли!) В придачу
vash_gluk (упоминаемый в этом посте уже четвертый раз) подарил мне очаровательную войлочную божью коровку. И
dours тоже неожиданно подкинул мне божьих коровок в виде рисунка на прихватке. В общем, приехала я в божьих коровках и счастливая :)
- Видели волосатых коров. Еще видели трехцветных козлов. И кролика.
Ладно. Вообще-то я хотела написать отчет, поэтому далее я просто опишу некоторые практические детали - может быть, кому-то они пригодятся.
Даты: 16 - 19 августа 2013 года (4 полных дня на маршруте, по ночи справа и слева для доброски из Питера и обратно)
Участники: 6 человек, причем, кажется, в велопоходах до этого была только я и
dours, все остальные новички.
Длина маршрута: ~300 км со всеми радиалками (я точно не знаю, у меня вырубался велокомп периодически, плюс-минус 10 км здесь).
Нитка маршрута: СПб - Таллинн - порт Куйвасту (о.Муху) - Виира - мельница Ээму - мост на Сааремаа - Ориссааре - Лейси - порт Трииги - мельницы Англа (радиалка) - берег в Панга (Panga pank) - Мустьяла - Кихельконна - Нац.парк Вилсанди - Вики - Курессааре - метеоритные кратеры в Каали (радиалка) - Курессааре - Таллинн - СПб
Это вроде как маршрут:
Отправление из: Kuivastu. Прибытие в: Курессааре.Kuivastu
Курессааре
Велосипеды против автобусов: кто кого
Самый большой организационный вопрос, который меня волновал в эту поездку, - как вшестером с шестью велами и шестью велорюкзаками доехать до Сааремаа. А потом вернуться обратно. Заранее я была совсем не уверена, что все получится, мысленно готовясь в любой из моментов остаться за бортом автобуса в крайнем случае и доезжать до Таллинна своим ходом. Все получилось. И я даже чувствую себя поднаторевшей в автобусно-велосипедной логистике. Пока готовилась к походу - толком информации по этому поводу я не нашла, поэтому запишу сюда. Вдруг кому-то понадобится.
Туда: 1. Прямого автобуса из Питера до Сааремаа нет, нужно ехать через Таллинн. Мы приняли решение добираться до Таллинна на разных видах транспорта, чтобы вшестером не перегружать один автобус.
2. Известно, что
Люкс Экспресс (а также Симпл) допускает к провозу велики в велочехлах, если остается свободное место в багажнике. Без дополнительной платы.
Эколайнс, кажется, менее дружелюбен к великам и потребует плату (впрочем, этого никто не проверял).
3. В итоге в Таллинн 2 человека добирались на более дешевом автобусе, 3 человека на более дорогом. И
dours ехал на поезде СПб - Таллинн (такой есть).
4. На этом поезде можно провезти велик и к нему не требуется велочехол.
5. Существует корреляция между ценой билета и заполненностью багажника. В дорогом автобусе было мало народу, и мы без труда впихнули туда свои три велика. В более дешевом автобусе народу было сильно больше. Логично поэтому покупать более дорогой билет. С другой стороны, известно, что у Симпла (который более дешев) заметно больше багажное отделение.
6. В принципе, велик необходимо упаковывать в велочехол. Однако один велик у нас был без чехла. И его упаковывали в целофановую пленку (купленную заранее, естественно). Вид замотанного велосипеда должен был, по мнению
vash_gluk, вызывать у меня неприличные ассоциации. Но вместо этого он просто вызывал недоумение у водителя. Не, после некоторой дипломатии велик запихнули, но мне все равно кажется, что это был неудачный эксперимент.
7. Еще один фактор удачной посадки - это время путешествия. Доброска туда и обратно была в будние дни, когда народу, конечно, меньше. В общем, не пытайтесь повторить этот трюк в вечер пятницы или в вечер воскресенья.
8. Из Таллинна до Курессааре (столица острова) ходит автобус. Довольно часто. Мы планировали попробовать сесть в утренний автобус (7.50), а если не все сядут, то остальных на следующий. Утром на острова почти никто не хотел ехать, в автобусе было от силы 10 человек. В общем, правило «кто рано встает, тому бог подает» здесь сработало. И мы влезли все вшестером. Водитель не сказал ничего. Возможно, потому что он не говорил по-русски. :)
9. Чтобы попасть на остров, надо сесть на паром. Паромы из Виртсу в Куйвасту ходят каждые полчаса. Если садишься на автобус, то на паром билет покупать не нужно, это подразумевается автоматически.
Бонус: на границе с Эстонией русские пограничники впервые за всю жизнь не заставили выходить с вещами. Эта страшная картина, когда на плечах у меня велорюкзак, и нужно еще вел на плече тащить (он же в чехле), в этот раз прошла мимо меня.
Обратно:
1. По первоначальному плану «объехать остров» садиться на автобус мы должны были там, где высаживались, т.е. в порту Куйвасту, куда приходит паром. В этом смысле обратная дорога меня волновала больше, чем дорога туда, потому что в Таллинне мы садились в пустой автобус, а тут автобус идет из Курессааре и в него надо подсаживаться. С великами.
2. Постепенно логика маршрута и моя начали подсказывать, что все-таки лучше сесть в автобус в Курессааре. В итоге, мы изменили маршрут. Конечно, приятно было бы объехать весь остров, да и увеличить километраж, но совсем неприятно было бы после этого никуда не уехать. В общем, решение оказалось правильным.
3. Последний день мы никуда не ездили и тусили в Курессааре. У нас был выбор из двух вечерних автобусов в Таллинн - последнего и предпоследнего. В итоге, 2 уехали на предпоследнем (для перестраховки), а 4 уехали на последнем.
4. Существует корреляция между временем автобуса и его загруженностью. Последний автобус был переполнен. Думаю, что вшестером мы туда бы не сели. Зато предыдущий был полупуст - наверное, туда бы мы как раз поместились бы все. В общем, идея не оставлять все на конец здесь была бы здравой.
5. В Таллинне мы снова разделились. 4 человека поехали в более дорогом автобусе (и влезли). 1 человек на более дешевом - и, о боже, насколько он был переполнен.
Что можно съесть на Сааремаа, кроме придорожных яблок
И ежевики.
Как оказалось, Сааремаа - довольно пустынное место по части общественного питания. Список кафешек был весьма конечен и помещался в моей голове. Если это не столица острова Курессааре, то где поесть - это больной вопрос. Большая часть населенных пунктов - это хутора. Есть несколько городков, обычно в них есть одна кафешка. Но в одном таком городе нам предложили просто кофе-чай без еды. Зато очень распространены хот-доги, которые можно найти с магазинчиках и на туристических местах всяких. Иногда бывают магазины, там можно купить негорячую еду. Тут надо понимать, что и кафешки, и магазины работают не допоздна. Короче, с горелкой мы не прогадали, хотя... надо сказать, что на хот-догах я могу довольно долго держаться. Раз в день нам все-таки удавалось где-то плотно поесть. Все разы это выходило мне в 10 евро (включая напитки). Но если уж вы найдете на Сааремаа кафе или ресторан, можете быть уверенным, что порции там будут огого. Деревенские. :)
Какой приют нам предлагает убогий чухонец
С приютом было сильно проще, чем с кафешками.
В принципе, палатку можно раскинуть где угодно, кроме частных территорий (как в Финляндии). Я, возможно, чего-то не поняла и недосмотрела, но, кажется, таких удобных бесплатных мест для стоянок с палаткой, как в Финляндии, на Сааремаа или нет, или мы их не видели. Зато есть огромное количество туристических хуторов и зон для отдыха. Даже не знаю, как это описать. Ну, в общем, домики, которые сдаются в аренду на территории хутора. Частная гостиница. Обычно там есть большая лужайка и можно поставить палатку. За это с нас снимали по 5 евро с человека. Ну, не только за это. Там еще бывает душ, wi-fi, иногда могут покормить. На последней стоянке был бассейн и веревочный парк с качелями. А в нац. парке мы стояли на лужайке на территории мызы (эстонское дворянское поместье). Сейчас там гостиница, а раньше был барский дом. Интерьеры остались соответствующие.
Кажется, я ничего не забыла.
А, точно. Достоверно известно, что в Курессааре есть велосипедный магазин (он, правда, был закрыт по случаю дня независимости). И что есть автосервис с велосервисом на пару, где нам починили втулку.
Вот, теперь, кажется, все.
Полезные ссылки:
Расписание автобусов Эстонии
http://www.tpilet.ee/Расписание паромов на острова
http://www.tuulelaevad.ee/Главный туристический портал Эстонии (там очень удобно искать жилье, кафешки и информацию по интерактивной карте)
http://www.visitestonia.com/enБолее конкретная информация про Сааремаа (есть по-русски)
http://www.saaremaa.ee/