ЗЛО ИЗ ПРОБИРКИ - ПРОДАЖНЫЕ БИОТЕХНОЛОГИИ

Nov 24, 2009 17:32


Разговоры о биотехнологиях, которые определят развитие науки в XXI веке, - не более чем рекламная шумиха. Возможно, кое-кому такое заявление покажется странным, но давайте попробуем разобраться.




Теория и практика

Известно, что генетика и молекулярная биология - величайшие достижения XX века. Если физика как наука сформировалась во времена Ньютона, а затем дала толчок развитию техники, то после триумфа наук о живом логично было бы ожидать прорыва и в области технологий. Однако - присмотритесь - все ожидаемые чудеса так или иначе сводятся к фантастическим сюжетам из голливудских боевиков.

Оптимисты рассуждают о формировании организмов с заданными свойствами, но на самом деле никаких заданных свойств быть не может. Ведь все эксперименты в этой области ведутся методом «научного тыка». Часто нам гордо демонстрируют трансгенные растения, но и у них на одно заданное свойство естественным образом получается десяток непредсказуемых. Биотехнологический ажиотаж выглядит особенно странным, потому что в научном арсенале есть веками проверенная селекция. Ведь все культурные растения и домашние животные - суть особые разновидности, резко отличающиеся от диких предков. И выведены они без какого-либо искусственного вмешательства в генетический аппарат. Любому здравомыслящему человеку ясно: в биологии нельзя действовать как в технике - собирать схемы из деталек. Живой самонастраивающийся организм неизмеримо сложнее реакторов (которые порой взрываются) и шаттлов (которые тоже гибнут).

Из биотехнологических чудес нам обещают продление жизни, победу над смертью, регенерацию утраченных органов. Но эликсир молодости - это извечная фантастика. В реальности же есть лишь зачатки биологической науки, все еще не имеющей НИКАКОГО ПОНЯТИЯ о том, что есть жизнь и по каким объективным законам она существует. Да, и не наука была источником биотехнологического бума на самом деле, а бизнес-структуры и военный комплекс. Именно там проводились опасные эксперименты, апофеоз которых - бактериологическое оружие.

И, конечно, источником рекламных сенсаций стали сами ученые, заинтересованные в повышении финансирования их науки. Знаю случаи, когда в красноярских клиниках больных детей подвергали дорогостоящим генетическим исследованиям, когда причина недуга была не очень ясна. Специалисты за деньги несчастных родителей собирали «научный материал», чтобы «отметиться» в престижной области. Это плоды человеческого тщеславия, а если вспомнить про жажду обогащения: любой практически ясный биотехнологический результат сразу же стремятся использовать для получения прибыли. Так вводятся в оборот трансгенные растения, однако в Европе его не распространяют - экспериментируют на россиянах.

«Западникам» понятно: организм - это строго отрегулированная система, где каждая молекула исполняет свою роль, опасно вторгаться в эту регуляцию, подсовывая для биохимической переработки неведомые молекулярные цепочки.
Давайте, наконец, признаем: в биологии нет никакой фундаментальности! Если в физике имеется количественное выражение качественных понятий - «масса», «энергия», «пространство-время» и др., то в биологии есть только «наследственность», «изменчивость», «отбор» и пр., которыми каждый ученый манипулирует как рекламными слоганами.

В чем же выход? Во-первых, надо всерьез заняться теоретическими работами, не требующими дорогостоящих вложений, и создать точный понятийный аппарат, соответствующий науке о живом. Надо понять: наибольшую важность представляют не сомнительные практические результаты, а создание теории. Во-вторых, надо от молекулярной аналитики перейти к изучению биологических организмов как целостных систем. Это уже область биофизики, здесь наработан огромный материал, имеющий и научную достоверность, и практическая ценность.

Слуги дьявола

Биотехнология - это современная мифология, и все разговоры о ней зачастую оказываются не более чем рекламной кампанией. В этом легко убедиться на примере сенсаций о клонировании человека: шумиху раздували недобросовестные дельцы от науки. А в том, что символом «достижений» генной инженерии с некоторых пор стала овца, угадывается нечто ироничное. Но если серьезно - что же следует понимать под клонированием человека и насколько опасно вмешательство в генетику организма?
Близнецы - это генетически тождественные индивидуумы, поэтому проблема клонирования человека не в том, что люди могут быть одинаковыми. И даже не в том, что природный процесс можно попробовать повторить искусственно. Пожалуй, я бы и сам не отказался, если бы у меня был сын - точная моя копия. По крайней мере, было бы меньше проблем с воспитанием... Однако суть в другом: генетический аппарат человека - штука сверхтонкая, и любые манипуляции с ним - это стопроцентная вероятность нарушений. Представьте: мутация может произойти от одного электрона, случайно влетевшего в хромосому, а генная инженерия подразумевает наличие механических устройств, с помощью которых извлекают ДНК и засовывают эту молекулу в яйцеклетку! Даже если технологию сумеют отработать на животных, клонирование человека все равно будет разновидностью индустриального конвейера, когда часть изделий всегда уходит в брак. Вы согласны, чтобы «в брак» уходили люди?

Но предположим, люди, обработанные пропагандой, смирились с «отходами производства». Организован некий лепрозорий-хоспис для нежизнеспособных клонов. Допустим, законодательство снимает вину с биотехнологов, дескать - природный процесс размножения тоже не идеален. Однако технология будет развиваться, и рано или поздно кому-то захочется поэкспериментировать - вывести «трансгенных» людей: морозоустойчивую породу, вирусоустойчивую, интеллектуалов, суперменов и т.п. Да все эти изделия - с отбраковкой неудачных вариантов...

Вы скажете - это я нарочно пугаю? Но вот в одной из наших газет опубликовано интервью с российским ученым, который уехал за границу и работает во Французском биотехнологическом центре, занимаясь математическим моделированием биологических процессов. Он вполне серьезно приводит в качестве примера фантастический фильм «Гаттака»: изображено завтра, где генетический анализ позволяет прогнозировать возможности людей и на этой основе регулировать социальные отношения. Интересно, что фильм вспоминается им в позитивном контексте, хотя на самом деле режиссер старался показать бесчеловечность общества, где власть принадлежит генетикам.

Кстати, раз уж мы заговорили о фильмах, помните чудесную польскую комедию Юлиуша Махульского «Секс-миссия» («Новые амазонки» в отечественном прокате)? Там два мужичка попадают в будущее, где в убежище под землей существует женское царство. А вы не вспомните - от какой опасности прячутся под землей амазонки? От генетической «бомбы Копельвайзера», которая уничтожила половину человеческой популяции! Поэтому и заправляет в подземном царстве всесильный департамент «Генетикс».

Продажные технологии

Прямая критика биотехнологий часто вызывает недовольство (слишком страшная картина получается), поэтому предостережения истолковываются как ретроградство а-ля Лысенко -это ведь он называл генетику «продажной девкой империализма».
Адепты биотехнологий высказываются примерно так: «Наука движется вперед методом проб и ошибок. Если бояться, то никакого прогресса не будет вообще. А негативные последствия - это «заслуга» не ученых, а политиков и тех, кто стремится извлечь прибыль из недостаточно апробированных разработок».

С этим не спорю! Но речь и не идет о науке вообще, а о конкретной области - о биотехнологии. Последняя отличается тем, что человек здесь экспериментирует с живым веществом. Во-первых, нет понимания феномена жизни - и мы не можем в полной мере представить последствия своих экспериментов. Например, существует теория, доказывающая, что гибель динозавров произошла не из-за кометы и похолодания, а из-за внутренних закономерностей, свойственных биосфере мезозойской эры. Если так, то надо бы точнее изучить закономерности современной биосферы. Может быть, появление новых инфекций, исчезновение видов, изменение демографической ситуации в человеческом обществе - звенья одной цепи? Во-вторых, наши тела - тоже биология. Живой организм - это не отдельно стоящая вещь вроде мраморной глыбы. Уместнее вспомнить мифы об оживших статуях, среди которых - не только прекрасная Галатея, но и кадавры-франкенштейны. В-третьих, несовершенство общества и наличие злых людей - суть неотъемлемые качества ситуации. Поэтому отвлекаться от них столь же преступно, как экспериментировать со спичками над бочкой бензина. Когда рванет, кого винить - самоуверенного идиота или злонамеренных духов горючего?

Люди и эксперты

Снимаю с полки книгу со статьей профессора Регины Карпинской «Особенности современного биологического эксперимента». Вот что пишет она в связи с работами Бензера о генотипе мушки дрозофилы: «В лаборатории Бензера удалось создать целую коллекцию так называемых мозаичных дрозофил, у которых одни части тела состоят исключительно из женских клеток (с двумя Х-хромосомами), а другие - из мужских (с одной Х-хромосомой). Такая четкая локализация мужских и женских клеток открывает новые возможности экспериментального изучения поведения, в частности полового поведения. Так, например, установлено, что ухаживают за самками только те мозаичные особи, голова которых состоит из мужских клеток. Исследование поведения химерных особей дрозофилы, созданных как бы произволом экспериментатора, только начинается, но, по всей видимости, это перспективный путь в изучении поведения, поскольку искусственно полученная модель остается, тем не менее, живой особью, поведение которой четко контролируется на уровне физиологии и биологии развития». («Эксперимент, модель, теория». Изд-во «Наука», Москва-Берлин, 1982, с. 93. Можно представить, как далеко продвинулись эти «современные биологические эксперименты» за 25 лет!) Но обратите внимание - на наших глазах совершается хитрая подмена понятий: теперь эксперименты идут не над живыми существами, а над «искусственными моделями». И возникает вопрос: зачем такая софистика? Видимо, научным истеблишментом востребованы подобные слова-заменители.

В этой же книге я обнаружил статью ученого из ГДР Рольфа Летера «Этические аспекты экспериментальной медицины». В статье вспоминаются опыты над людьми в фашистских концлагерях и о практике американского империализма - вроде атомного взрыва в октябре 1951 г. на полигоне в Неваде (батальон в открытых окопах находился в 10 км от эпицентра). Упомянуты и зарегистрированные на военных объектах 500 случаев заболеваний, которые были вызваны экспериментами с биологическим оружием. Автор сообщает, что «США являются единственной страной, в которой официально разрешено испытывать на заключенных вновь созданные лекарства, и фармацевтические концерны широко этим пользуются». Потом уточняет, что и в концлагерях опыты велись не из любви к нацизму, а по заказам медицинских фирм, вроде концерна Байера из группы ИГ «Фарбениндустри». Летер заканчивает статью патетически: «Антигуманные медицинские эксперименты на людях проводятся только в странах с капиталистическим общественным строем и, прежде всего, связаны с империализмом и фашизмом. Подобные извращения экспериментальной медицины чужды социализму».

Наезд на империализм не случаен: дата выхода книги - 1982 г. Советско-немецкий фундаментальный труд увидел свет после бойкота Московской Олимпиады-80, а незадолго до этого в Свердловске случилась вспышка странной формы сибирской язвы - погибло несколько сот человек. Эта тайна до сих пор не раскрыта: на Западе обвиняют некий наш секретный завод, откуда якобы произошел выброс боевой инфекции, а у нас появляются робкие «предъявы» в адрес западных диверсантов, поскольку сообщения о вспышке болезни раздались по «Голосу Америки» в тот же день, когда обнаружился первый больной. Вероятнее всего, это и была диверсия, поскольку «посылочка с сибирской язвой» - для спецслужб дело не хитрое, а геополитическая ситуация к этому подталкивала. Кандидат биологических наук Михаил Супотницкий отмечает: «Свердловские» аргументы стали решающими при возобновлении научной программы по совершенствованию разработок биологического оружия в США как раз тогда, когда появились новые и дорогостоящие генно-инженерные технологии совершенствования биологических поражающих агентов. В США на подготовку к биологической войне за первые пять лет 80-х годов ассигнования увеличились в 5 раз - это прямое следствие данных событий». («Выброс или диверсия», http://supotnitskiy.webspecialist.ru/stat/stat17.htm.) Сразу же после этого последовали странные эпидемии в Зимбабве (в зоне коммунистических партизан) и на Кубе. Последняя интересна тем, что докатилась до Красноярска (зафиксирован случай заболевания в семье советского специалиста, вернувшейся с Кубы домой в Сибирь как раз в то время).

Злые гении евгеники

Я уже рассказал о книге американского публициста «Генетически модифицированная бомба», конечно, писания Хартмана можно расценить как дутую сенсацию, инспирированную демократической партией США для дискредитации республиканцев. Но есть кое-что в истории Америки, что показывает: опасности, которыми нас пугает журналист-демократ, не столь уж надуманны.
В начале ХХ века в мире получила популярность идея о научной селекции и искусственном выведении высшей расы из совершенных людей. Новая наука получила название «евгеника». Особенно сильно было евгеническое движение в США, где оно быстро окрепло и стало распространяться на весь мир. Издавались десятки журналов, проходили международные конференции. Бюджеты евгенических обществ, пополняемые фондами Рокфеллера, Карнеги и деньгами многих других воротил бизнеса, составляли десятки миллионов долларов (эквивалент нынешних сотен миллионов).

Вспоминаю, как однажды попал мне в руки журнал «Сибирские записки» за 1914 год с фантастическим рассказом Алексея Гастева: описывалось светлое будущее, где в Красноярске среди небоскребов и летающих платформ проходит международный евгенический конгресс по «улучшению человеческого вида путем полового подбора». (После революции большевик А. Гастев возглавил в СССР Институт труда и занимался внедрением конвейерной системы Тейлора, в 37-м был репрессирован.)
А в США не собирались ждать «светлого будущего». Уже в 1907 году был принят первый закон, сделавший легальной насильственную стерилизацию. (Поясню: стерилизация - когда мужчину или женщину искусственно лишают возможности иметь детей.) Сразу же после введения закона начались операции по стерилизации слабоумных, больных тяжелыми наследственными болезнями и просто потомственно бедных. По оценкам специалистов-евгеников, стерилизации в США подлежал каждый десятый. По планам, опубликованным в евгенической прессе, количество людей, которых следовало лишить способности и права иметь детей, оценивалось в 14 миллионов.

За последующие десятилетия в США было стерилизовано более 70 тысяч человек, по преимуществу женщин, в Канаде - более 50 тысяч, в Швейцарии - более 60 тысяч, в Норвегии - более 40 тысяч человек. По многим странам данные до сих пор засекречены или уничтожены. А настоящий размах евгеника получила в Германии - известно, что Гитлер еще до своего прихода к власти писал восторженные письма лидерам американской евгеники. Фюрер стал их примерным учеником: нацисты стерилизовывали по 5 тысяч «неполноценных» в месяц, действуя при этом строго по научным методикам американской евгенической науки. Евгенические институты Германии финансировались Америкой задолго до Гитлера, и денежная поддержка продолжалась вплоть до 1943 года, почти до открытия «второго фронта».

Евгеника ставшая генетикой

Россиянам сегодня неведомо, что на Западе вовсю идет поголовное генное картирование населения. ДНК миллионов людей уже занесены в банки данных, а такие страны, как Исландия, Эстония и некоторые другие, дали разрешение на полное генное картирование всех их жителей без исключения. Впрочем, может быть, специальная графа и магнитная полоска в российских паспортах предназначены не только для пресловутого ИНН, но и для генной идентификации владельца документа?

Все возникшие в начале прошлого века евгенические организации и журналы здравствуют поныне, благополучно переименовав себя в генетические. А ядерные центры в Окридже, Брукхевене, Леверморе и другие давно уже по совместительству являются и ведущими центрами генетических исследований. Всем заведует зловещий департамент энергетики США, тот самый, что, переняв эстафету манхэттенского проекта по созданию ядерной бомбы, много лет хладнокровно изучал генные последствия ее античеловеческого применения в Хиросиме и Нагасаки. Туда заслали под предлогом помощи легионы «врачей», не способных ничем помочь несчастным жертвам атомной бомбардировки, но посылавших результаты своих исследований в США. Этот же департамент недавно с помпой завершил знаменитый проект «Геном человека» - на 90% проект финансировался именно им, точно так же как и начатый в тот же год еще более масштабный проект «Гены для жизни». Возможно, название новейшего проекта следует понимать в том смысле, что наши с вами гены уже приговорены к смерти.

трансгенные растения, стерелизация, евгеника, биологическое оружие

Previous post Next post
Up