ВИРУСЫ АТАКУЮТ МОЗГ

Jul 24, 2020 13:24





Избегаю с некоторых пор есть сахар. Уровень глюкозы держу на контроле, завел специальный прибор со смешным названием глюкометр. В наборе - перфоратор, чтоб дырку на пальце делать: потом капельку крови выдавливаешь, ваткой её собираешь на выброс - первая порция не годится, а вторую капельку наносишь на кончик специальной полоски, вставляемой в прибор. На экране высвечивается - или норма, или, как часто у меня бывает по утрам - перебор (опять на ночь яблок наелся!). Записываю данные в журнал самонаблюдений, а ватку и полоску промываю  - и отправляю отходы в мусор.

Белая сахарная субстанция - вредна, хотя и не ядовита. Опасен избыток её в крови - субстрат для размножения разных чуждых нам микроорганизмов. Философия нашего присутствия в этом мире проста: все вокруг пагубно, хотя и вкусно.[1] Понятно и общеизвестно: есть смертельная физика, есть химическая гадость, есть биологические вредители. А как насчет вредоносной  информации?



Ныне в эпоху телекоммуникаций все знают о существовании компьютерных вирусов и даже более-менее представляют их работу. Существуют программы полезные, которые уже вшиты в процессор или устанавливаются по ходу дела, а есть программы-вирусы, которые написаны преступными  хакерами из желания «нагадить» или с какой-то целью (например, спецслужба желает нанести ущерб конкуренту). Такой вирус - тоже программа, но вредительская. Попадая в компьютер, он сам себя запускает, начинает стирать и ломать программное обеспечение. В результате электронные мозги «виснут» или начинаются какие-то нехорошие операции, например, слив информации  по заданному адресу.

Сейчас на каждом компьютере установлены антивирусники. Так, что иногда мы вдруг слышим скрежещущий вой - охрана дает знать: обнаружен враг, он будет схвачен и уничтожен. Пользователи сознают опасность - подхватить компьютерный вирус никто не желает. [2]

Ситуация понятная, и напрашивается мысль - вдруг имеются какие-то информационные вирусы, которые способны вредить работе человеческого мозга? Вообще говоря, ругань и оскорбления всегда существовали, а моралисты пугали, мол, бывают вредоносные идеи, усвоение которых плохо сказывается на беззащитных умах. С другой стороны, очевидно, что злоба и тёмные идеологемы вмешиваются не в работу психики, а являются просто элементом всегдашних коммуникаций… Ну, как-то так…



Еще в 2002 году я написал несколько статей на эту тему и опубликовал, где только можно: сначала - сайт ПРАВДА.РУ, потом газеты «Оракул», «Аргументы и факты», журнал «Техника молодежи» и пр. Публиковался не корысти ради, а чтобы предупредить об опасности - ведь деструктивные ноовирусы на самом деле витают в информационном пространстве и способны отрицательно влиять на людей.


НОВАЯ УГРОЗА ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ - НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ДЕПРОГРАММИРОВАНИЕ (NLDP) И НООВИРУСЫ!


Однажды мой текстовой файл был испорчен компьютерным вирусом, который заменил определенные буквы алфавита бесполезными знаками. Из любопытства я выписал на...

www.pravda.ru

С тех пор словечко «ноовирус» само стало элементом информационной среды - то и дело встречается в разных текстах. Но странно получается, слово есть, а реально проблему никто не изучает (или изучают, но сие не афишируют). Пора бы тут начать исследования и разработки, чтобы в итоге создать приборчик, который сможет выявлять и гасить ноовирусные глюки (желательно без пролития крови).

…Публикую здесь текст той статьи и думаю: может, кто из ученых-психологов возьмется за разработку научной концепции? А пока здесь креативят фантасты: в книге «Харизма» Леонида Каганова рассказывалось, как с помощью программного проникновения в психику инопланетяне пытаются землян одолеть. (Но российский хакер устраивает им «кузькину мать»). Можно еще вспомнить книгу Олега Маркеева «Дигитал», да и весь почти кибер-панк построен на конфликтном совмещении мозгов и компьютера, цифровых программ и неуловимых мыслей, виртуального мира и реального восприятия, - буйство фантазий увенчивается кинотрилогией «Матрица», где программы и вирусы обретают плоть и кров. Ко всему сохраняется еще и предыдущая литературная традиция, где в качестве внедренных в мозг вредителей выступают разные «паразиты сознания» демонического типа.[2] Но, хватит мыслить зигзагами, попробуем разобраться без мистики и фантастики…



УДАР ПО МОЗГАМ [3]

Словесное программирование

Про НЛП (нейро-лингвистическое программирование) слышали многие. О нем часто упоминается в массовой печати, а мне с этой системой довелось познакомиться профессионально. НЛП - набор приемов и методик для коррекции деятельности интеллекта. «Энэлписты» утверждают, что при помощи специальных смысловых конструкций и ритуалов можно воздействовать на психические состояния. Типичный пример: человек не может избавиться от навязчивого хода мыслей, вызванного обидой. Специалист по НЛП советует ему вообразить киносеанс, «спроецировать» неприятное воспоминание на воображаемый экран, потом мысленно отходить от экрана все дальше - уменьшая его размер. В завершение предлагается «сделать изображение» черно-белым, а ход ситуации убыстрить, - чтобы обидные слова звучали голосом персонажа из мультфильма. Как ни странно, после такой процедуры навязчивое воспоминание исчезает.

Итак, человек осуществляет некие воображаемые действия и проблема уходит. Но совершенно очевидно, что последовательность причин-следствий может быть перевернута. Если незаметно «ввести» человеку нейролингвистическую программу (в виде набора образов или действий) - нарушение психики может появиться там, где его не было! (Собственно, на это и направлены такие лингвистические практики как матерные оскорбления и культовые проклятия.) Таким образом, имеют место эффекты, которые правомерно назвать НЛД - нейро-лингвистическим депрограммированием.

Не буду говорить о сознательном использовании НЛД для вредных целей, вероятно, такие методики отрабатываются в секретных институтах и применяются на практике. Вспомните, например, разные кричалки и скакалки, барабаны и факелы, визуальную и музыкальную символику, которые мы наблюдаем по ходу «цветных революций». Но также можно утверждать, что эффект НЛД проявляется стихийно, когда современный человек погружен в интенсивное поле информационных воздействий.

В условиях гиперинформации эффект НЛД должен проявляться все больше и больше. Так оно и есть: ныне врачи констатируют необъяснимо широкое распространение афазийных синдромов. Афазии - нарушение работы базовых психических функций, связанных с памятью (амнезия), с чтением и письмом (дислексия и аграфия), распознаванием образов и пониманием смысла художественных композиций (агнозия) и т. п.

Вероятно, в пространстве современных коммуникаций циркулируют некие информационно-смысловые блоки, которые можно назвать «ноовирусами» (по аналогии с вирусами компьютерными, нарушающими работу электронных «мозгов»). Они попадают из информационной среды в мозг ребенка или взрослого, а если «антивирусная» защита не срабатывает, деструкция приводит к психическому нарушению без какого-либо органического поражения мозговых структур.

Мозг и компьютер

Будем исходить из сопоставления искусственного «интеллекта» компьютеров и естественного интеллекта - человеческого разума. Как известно, подобные сопоставления появились с изобретением электронно-вычислительных машин. Помогло ли это продвинуться в понимании интеллекта - вопрос отдельный, углубляться не будем. Тем не менее, сравнение работы компьютера с функционированием мозга - вполне правомерно в области, где рассматриваются функции, играющие подсобную роль. Здесь аналогия превращается в тождество, например, счет «в уме» заменяется в образовательном процессе калькулятором. Компьютеры заменяют человека при распознавании образов, в переводе с языка на язык, в шахматах, в управлении машинами.

Именно служебные психические функции традиционно связывались с работой материального субстрата - мозга, а связь эта впервые засвидетельствовал Пауль Брока в апреле 1861 года, когда на заседании Парижского антропологического общества демонстрировал мозг больного, страдавшего речевой афазией, - с обширным размягчением на конвекситальной поверхности левого полушария. В дальнейшем клиническая нейропсихология дала обширный материал, показывающий связь психических функций с работой головного мозга.

С появлением электронно-вычислительных машин физиологический подход дополнился кибернетическим. Например, монография 1973 года «Введение в клиническую нейропсихологию», где последняя глава имела название «Методы кибернетики в нейропсихологических исследованиях нарушения узнавания». Там построена блок-схема анализаторной системы мозга, куда входят блоки кодирования информации и ее первичной обработки, оперативная память, устройство сравнения, связанное с долговременной памятью и т. п. В книге отмечалось, что «такие системы должны использовать определенные коды, «языки», «иерархии алфавитов», однако как они используются в анализаторных системах мозга - остается неизученным. Мы почти ничего не знаем о правилах решения, применяемых мозгом в процессе распознавания образов».[4] Низкий уровень знания предопределил выводы нейропсихологов. Афазийные нарушения - дислексия, аграфия, агнозия и др. - даже при информационно-кибернетическом подходе однозначно связывались с физическими нарушениями работы мозга-биопроцессора, с «поломками» определенных частей блок-схемы. И лишь искажения в каналах связи трактовались с позиций информатики.

Информационный аспект

В 80-90 гг. компьютеры стали фактически безотказными, а «цифра» и оптоволокно с системами фильтрации позволили избавиться от искажений - все это выдвинуло на первый план программные аспекты. Теперь, когда компьютер «зависает», никто не говорит - «машина сломалась», обычно ругаются: «Программа сбоит!» Новое положение дел позволяет по-новому взглянуть и на нейропсихологию, - выявить в работе низших психических функций программную компоненту.

Кстати, отцы-основатели НЛП Гриндер и Бэндлер - лингвист и математик - ввели в психологию представления о «языках» и «модальностях», о кодах и программах. [5] Однако НЛП предназначено для коррекции психологических проблем, изменения моделей поведения, для оптимизации целеполагающей деятельности. Если же программные аспекты характерны для этой области, то в еще большей мере они должны проявляться в работе низших психических функций. Иными словами, есть программы, обеспечивающие выполнение мозгом таких умений как распознавание образов, звуков, управление телом. Кроме того: счет, сопоставление объектов, кодирование и другие операции, обеспечивающие память - упаковка и извлечение данных. Такие программы - ноо-программы (nouse - ум) - и обеспечивают работу мозга. Более того, очевидно, что их функционирование не является чем-то специфически человеческим, поскольку это же характерно для мозга высших животных.

Итак, в когнитивных исследованиях следует отделить дело разума от низших, служебных психических функций, на которые он опирается. Понятие о ноопрограммах позволяет легко это сделать. В то же время, мы должны выделить и те ноопрограммы, которые являются специфически человеческими, к примеру - числовые операции, распознавание знаков, формирование речи. Ясно, что здесь работают ноопрограммы на много порядков сложнее, нежели у животных, но, тем не менее, их специфический программный характер не вызывает сомнений.

Опасные вопросы и страшные выводы

Конечно, появляется много вопросов. Во-первых, о генезисе таких программ в ходе эволюции. Во-вторых, о передаче их в процессе воспитания. И, наконец, главное - если эти программы аналогичны компьютерным, как они выглядят в чистом виде? Можем ли мы выделить в потоке информационных сигналов, циркулирующих нейроаппарате, нечто, что является ноопрограммой? Автор не берется предлагать исчерпывающие ответы на поставленные вопросы.

Сформулированный здесь концептуальный подход неизбежно приводит к некоторым выводам, которые мне представляются хоть и пугающими, но чрезвычайно важными. Речь идет как раз о ноовирусах (nous-virus) - специфических ноопрограммах, которые нарушают работу ноопрограмм полезных. Ведь и обычный компьютерный вирус - это просто специально созданная программа, которая способна вмешиваться в работу нормальных операционных программ, приводя к результатам, которые не были предусмотрены.

Если психические функции осуществляются на основе определенных ноопрограмм, и, если интеллектуальная работа сопровождается модернизаций и изменением этих программ, можно предположить, что в ходе процесса естественным путем иногда появляется нечто деструктивное. Более того, деструктивность обязательно должна иметь место, поскольку требуются изменения работающих программ и уничтожение их фрагментов, которые уже не требуются для работы.

До сих пор я связывал работу ноопрограмм с функционированием мозга-биопроцессора. Иное дело - передача ноопрограмм от человека к человеку. То, что передача информации в общении происходит - факт несомненный, но как могут передаваться ноопрограммы? Что сказать об этом, если пока не ясно - что они представляют из себя? Допустим, существуют некая компактная структура сигналов, которая, при ее восприятии мозгом, рождает в нервных сетях структуру импульсов, которая и является ноопрограммой. Очевидно, что сама эта структура сигналов не воспринимается нами как ноопрограмма: для нас это может быть музыка, ритм, может быть визуальный образ, который обегается глазами, или череда движений, которые мы совершаем в танце, при спортивных состязаниях, при физических контактах с предметами.[6] Таким образом, помимо прямой передачи сведений, должны также передаваться некие информационные послания, которые играют в работе интеллекта не смысловую, а программно-операционную роль.

В связи с этим, хочу сделать несколько важных замечаний. В рамках семиотических исследований уже видны контуры, скажем так, системно-программистского подхода. Например, Умберто Эко в своей книге «Отсутствующая структура. Введение в семиологию» (СПб, 1998) ввел в оборот термины «отправитель» и «адресат», «код», «сообщение» и др. А в отечественной науке Вадим Розин - ученик Г. П. Щедровицкого - в монографии «Семиотические исследования» при анализе работы мозга в бессознательном состоянии сновидения пишет о «психических замыканиях» и «психических программах». [7] На мой взгляд, в области семиотики исследователи прямо-таки наталкиваются на нечто, что является структурным элементом коммуникации, но не имеет четко определяемого смысла. А в области рекламы и PR, где автор профессионально работал много лет, азбучными истинами считаются представления о том, что рекламная коммуникация задает определенную программу восприятия и усвоения послания.

Прежде чем согласиться с тем, что внутри смысловой информации могут транслироваться и некие ноопрограммы, давайте вспомним хотя бы о том, как ребенка учат распознавать образы. Все эти яркие погремушки, приятные на ощупь шарики и кубики, книжки с контурами для раскраски... В них не информация главное, а нечто иное - те системы сигналов, которые рождаются в мозге ребенка. Пусть мы не можем пока отделить ноопрограммы от смысловых посланий, но то, что они передаются вместе с ними - очевидно.

Внимание - вызов!

Посмотрите на ребенка, неотрывно следящего за передвижением анимационных картинок на экране телевизора. Можно предположить, что в этом телепотоке могут передаваться не только осмысленные образы, но и ноопрограммы. А что если это опасные ноовирусы? Иными словами, современные телекоммуникации несут в себе опасность.

Во-первых, если ноовирусы появляются стихийно в процессе случайного сочетания тех или иных кусков ноопрограмм, современное компьютерное производство визуальных и слуховых рядов может порождать ноовирусы - без умысла и определенной цели. Во-вторых, если раньше такой ноовирус появлялся изредка и передавался немногим людям, быстро уничтожался в их нейронных цепях антивирусниками, то теперь случайный ноовирус по системе массовых коммуникаций может «заразить» миллионы голов. В-третьих, у детей, чья психика только формируется, механизмы защиты еще не развиты - для них ноовирусы представляют огромную опасность.

Итак, различные афазии возникают при травмах или болезнях головного мозга. Но, если они обнаруживаются у людей, чей мозг не подвергался ни физически, ни инфекционным воздействиями, в основе афазии скорее всего лежит эффект депрограммирования, вызванный ноовирусом. Проникновение ноовируса в мозг человека я называю «инвекция» (от латинского термина «инвектива» - оскорбление).

Мы все легко соглашаемся с тем, что кажется нам очевидным. Но разве не очевидно, что все вышеизложенное вполне логично и соответствует фактам? Чем дольше думаешь об этом, тем больше убеждаешься: ноопрограммы  существуют и функционируют, а ноовирусы возникают как побочный продукт их функционирования. Так было всегда, но современное развитие информационных технологий и коммуникаций сделало ситуацию чрезвычайно опасной.

Как же мы ответим на этот вызов? Будем действовать порознь или объединим усилия? Отдадим проблему на откуп журналистам и писателям-фантастам или же сделаем ее предметом серьезного научного исследования?

Нужна ноология

Как читатель уже понял, эти заметки достаточно абстрактны и декларативны. Я просто стараюсь убедить вас в конструктивности намеченного подхода. Надеюсь, что даже критический анализ предложенной концепции позволит ощутить наличие реальной проблемы. Возможно, для ее решения придется в ходе дискуссии объединить усилия исследователей из нескольких областей - психологии и семиотики, когнитивных исследований и теории информации. Вот исследовательские цели для новой науки, которую я предлагаю назвать ноология:

1. Выработка представлений о том, что такое ноопрограмма по сути, по своим функциями, по характеристикам.

2. Выработка представления том, что такое ноовирус, какие деструктивные действия он может совершать в отношении ноопрограмм, как происходит его проникновение в психику человека.

3. Разработка системы мер, препятствующих проникновению ноовирусов в средства массовой коммуникации. Следует ввести нечто вроде системы «предельно допустимых концентраций», аналогичной той, что используется для охраны окружающей среды от химических, биологических и радиационных загрязнений.

[1] Современный русский писатель Дмитрий Галковский однажды высказался в том смысле, что философия - это знание о реальном устройстве мира, и знание это - страшно. Потому истинную философию скрывают, подменяя её болтовней и тенями, см. №577 - https://galkovsky.livejournal.com/152256.html

[2] В одной из версий дублированного текста фильма «День независимости» есть нелепость. Помните, в фильме талантливый программист спасает земную цивилизацию от агрессии пришельцев - он засылает в систему их космической армады вредоносный вирус. А наталкивает его на эту мысль совет заботливого папаши, то говорит - не сиди на холоде, а то подхватишь вирус! Однако недалекий переводчик переиначил текст: «Не сиди на холоде, а то простудишься!». Бедняга не понял, что тут важность заключена в слове «вирус», а не в отеческой заботе о рассеянном сынишке.

[3] Исходный текст опубликован в мае 2002 года на сайте ПРАВДА.РУ https://www.pravda.ru/society/21-05-2002/237088-0/

[4] Тонконогий И. М. Введение в клиническую нейропсихологию", Л.: "Медицина", 1973, С. 222, 229.

[5] А за последнее время на Западе развилось целое направление в когнитивных исследованиях, где провозглашается как возможная цель пересадка разума в компьютер. Это, конечно, паранаука, но подоплека - ясна.

[6] Последнее заставляет вспомнить про работы Э. В. Ильенкова и его учеников, создававших методику обучения слепоглухонемых детей. В случаях, когда у человека действует только один кинестетический канал восприятия, процесс передачи ноопрограмм становится в полном смысле слова ощутимым.

[7] Розин В. Семиотические исследования, М.: Университетская книга, 2001, С. 81.

МЕМЫ, НООСФЕРА, НООВИРУСЫ, ФИЛОСОФИЯ, СОЗНАНИЕ, ПСИХИКА, НЛП, ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОВИРУСЫ

Previous post Next post
Up