МАНИФЕСТ НЕОКАРТЕЗИАНСТВА

Jun 28, 2019 12:41

Сегодня в Питере на научной конференции мне предстояло сделать доклад. Но поскольку я туда не смог поехать, доклад мой прозвучит заочно, а текст расположу тут.


П. В. Полуян, канд. филос. н.,
Сибирский федеральный университет,
PPoluyan@sfu-kras.ru

ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОГНИТИВНОСТИ

Аннотация: С легкой руки Декарта когнитивность заняла особое место в рационалистическом дискурсе. Если я мыслю и существую - мысль также существует, то есть - бытийствует.  Декартова онтология дуалистична, что связано с его научным открытием - построением системы координат, благодаря которой протяженные формы приобрели алгебраическую числовую ипостась. А наше сознание оказалось проявлением общемировой когнитивной субстанции, существующей независимо от атомов в пустоте.  Натуралистическое отождествление сознания с мозгом логически вело к вопросу: если телом управляет мозг, то кто управляет мозгом?  Декарт указал на шишковидную железу - этот орган по его гипотезе был управляющей системой, через которую душа из внепространственной когнитивности осуществляла контроль. Современная информатика, предлагает для развития этой идеи ряд аналогий и метафор. Так например, сеть Интернет выступает аналогом когнитивной субстанции, к которой индивидуальные тела подключены как персональные компьютеры. Информационное ядро сознания может обитать как внутри персоналки, так и во внешнем "Облаке". Я считаю, что подобные воззрения не надо воспринимать как маргинальные, оккультные или лженаучные. Следуя картезианской традиции, мы должны рассматривать эти догадки как первые шаги в построении новой онтологии, где информация будет научно пониматься как имманентная черта объективной реальности.

Итак, мысль существует - такой вывод необходимо следует из предпосылки знаменитого картезианского силлогизма.1 Однако, признав эту истину, мы оказываемся перед сакраментальным вопросом: является ли существование мысли тем же самым существованием, которое мы подразумеваем, рассуждая о бытии вещей и процессов? На этот вопрос обычно дается отрицательный ответ. Дескать, мысли не имеют самостоятельного бытия, их обитель - сознание субъекта. Ныне прогресс информационных технологий поставил под сомнение сей вердикт - невозможно отрицать объективность информационных процессов и реальность информации как таковой. Также очевидно сходство мышления, мысли и того, что мы обозначаем термином "информация".
=================
1
Рене Декарт по латыни звался  Renatus Cartesius, поскольку французская приставка "Де" выносилась за скобки научного языка - латыни, потому философию великого француза именовали и именуют картезианством. Напомню: знаменитый афоризм Де Карта "Я мыслю, следовательно, я существую!" по-латыни звучит коротко Cogito ergo sum! Из латыни к нам и пришла "когнитивность".

Мышление сопровождается продуцированием сигналов, их записью, кодированием и дешифровкой. А в компьютинге важна отнюдь не техника, не "железо", а программное обеспечение - информация оживляет систему электронных связей. Глобальная компьютеризация дала повод взглянуть на мир под новым углом зрения: "Что если вся Вселенная - это огромный, сверхмощный, самонастраивающийся компьютер?" Для подобной гипотезы есть основания. Назовём несколько.
      1) Размножение организмов связано с кодированием и декодированием биологической информации.
      2) Электромагнитные волны естественным путем записывают и переносят информацию о вещах и процессах - глаза и мозг работают как считывающее устройство, благодаря чему мы способны видеть.
      3) Каждый атом имеет несколько дискретных состояний и может рассматриваться в качестве первичного логического элемента.
      Таковы исходные посылки для современных построения физики т. н. цифровой вселенной, где Мироздание - отнюдь не совокупность материальных вещей и процессов в пространстве и времени, возможно, что за многообразием явлений скрыта информационно-цифровая реальность, в основе которой программно-вычислительные операции. Эту идею высказал еще в 60-е годы прошлого века создатель первых компьютеров Конрад Цузе  в книге "Вычислительное пространство",2 а знаменитый Джон Уилер дал установку о сведении материи к информации в известном афоризме "It from bit!" (всё произошло из бита). По этой теме публикуются книги, например, Сета Лойда "Программируя Вселенную"3 и Стивена Вольфрама "Новый образ науки",4 последний прямо отождествил философскую онтологию с компьютерными онтологиями предметных областей, утверждая что миром руководят семантические связи.5
================
2
Книга была издана по-немецки в 1969 году, а в 2012 г. на английском языке:  Konrad Zuse’s Calculating Space.
3
Lloyd Seth. Programming the Universe: A Quantum Computer Scientist Takes On the Cosmos. Publisher Alfred A. Knopf, 2006.
4
Wolfram Stephen. A New Kind of Science. - Champaign, Illinois: Wolfram Media, Inc., 2002. 1197 p.
5
Слово "онтология" сейчас часто встречается в текстах, если отсеять метафоры и демонстрацию эрудиции, останется область, в которой термин уместен. Речь идет об "онтологиях предметных областей". Недавно я разместил в Сети фрагмент выступления ИТ-специалиста на Международной конференции по стандартизации, где прозвучали удивленные слова, мол, на Западе в Computer Science используются понятия и подходы из философской метафизики (https://www.youtube.com/watch?v=H6Ezf2zI8hA). И, действительно, можно встретить такие примеры: http://en.wikibedia.ru/wiki/Oil_and_Gas_Ontology. Онтологии предметных областей - это концептуальные схемы, с помощью которых алгоритмизируются области конкретных знаний, благодаря чему компьютеры могут отвечать на информационные запросы. А для классификации предметных областей используются философские подходы, помогающие подразделять понятия (скажем, материальное и нематериальное) и задавать характер связи, сообразно вертикальной субординации, горизонтальной последовательности и пр. Таким образом, признаётся, что логическая система языка позволяет структурировать мир. По-английски world и word созвучны, что отражает известную аксиому о том, что в основе Мира лежит Слово. Тенденции развития информатики подтверждают данную онтологическую концепцию.

Данный подход согласуется с изучением информационного аспекта Вселенной, которому посвящены исследования таких известных физиков, лауреатов Нобелевской премии, как Герард‘т Хоофт  и Фрэнк Вильчек. Отметим также исследования Карла Фридриха фон Вайцзеккера, сочетавшего научное познание информационного аспекта физической реальности с философским осмыслением бытия в рамках платоновско-гегелевской традиции.6 Но переход к новой физике, сопровождающийся сменой онтологии, должен быть выражен в необычных формальных структурах, часто связанных с квантовыми вычислениями и алгоритмизацией физических закономерностей.7 При этом иногда утверждается (в духе так называемого "математического платонизма"), что материя и Вселенная - суть воплощения математических понятий и не в абстрактном, а в самом прямом смысле слова.8
==================
6
Об этом см. Holger Lyre. The Quantum Theory of Ur-Objects as a Theory of Information. (Submitted on 26 Nov 1996)
7
Из отечественных публикаций на эту тему назову работы Л.В. Лескова, опубликованные в «Вестнике МГУ»: Лесков Л. В. Семантическая Вселенная / Вестник Московского университета, серия 7, Философия, №2, 3-19 (1994), а также - Ожигов Ю. И. Конструктивная физика. М.-Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2010. С. 422; Гришаев А. А. Этот цифровой физический мир.
8
В явном виде эта идея сформулирована Максом Тегмарком под названием «Гипотеза математической вселенной». (Tegmark Max «The Mathematical Universe». Foundations of Physics 38 (2): 101-150. arXiv:0704.0646 (February 2008). Об этом: Галкин М.Л. Гипотеза математической Вселенной Макса Тегмарка.

Но вернемся к нашему неокартезианству. Итак, настала пора признать: мысль - это не просто идея мыслящего субъекта. Мы говорим "Мысль существует!" потому, что фиксируем её бытие в качестве части информационной реальности, существующей независимо от человека. Иными словами, мысль - онтологична. Старинный спор номиналистов и реалистов окончился победой реалистов - компьютеры подтвердили правоту средневековых схоластов.9 Возможно, такой вердикт покажется радикальным. Однако давайте осмыслим основной тезис реалистов о реальности универсалий. Ясно, что существование общих понятий в уме ими не отрицалось, но утверждалось, что понятия могут иметь бытие помимо человека. Как? Предлагался ответ о божественном Вечном Разуме. Ныне, когда теология табуируется научным истеблишментом, тем не менее, ничто не мешает нам все-таки признать объективное существование информации и теоретически сформулировать основания нового реализма. Мы знаем, что мысль существует в нашем уме. Затем по аналогии заключаем, о существовании мысли в уме другого. Осталось признать, что в общем случае этим другим является ВЕСЬ МИР.
=======================
9
Две группы средневековых философов спорили о статусе общих понятий - универсалий. В современном теоретическом мышлении средоточие того спора хорошо выражает фраза нобелевского лауреата Юджина Вигнера о "Непостижимой эффективности математики". Ведь если мы считаем абстракции - ЧИСЛА - всего лишь выражением наших мысленных конструкций, становится совершенно непонятно - как формулы могут выразить адекватно объективное устройство бытия? Собственно, эту мысль и конкретизировал вышеупомянутый Макс Тегмарк в книге "Гипотеза математической вселенной".

Однако, встав на этот путь, мы не должны останавливаться на абстрактной констатации. Вновь возникает вопрос: является ли бытийность мысли в точности такой же, как пространственно-временное бытие вещей и процессов? Очевидные различия мысли и вещи не исчезают - идеальное и материальное по прежнему противостоят друг другу. Где же искать их единство?
      Известна натуралистическая оккультная идеологема: мысль - это нечто сосуществующее наравне с вещами в виде "тонкой материи". У Платона и в классической теологии мир идей располагается вне времени и пространства, но влияет на материю спиритуалистически. У Декарта - заданы две субстанции: протяженная материя и когнитивность, мышление как таковое, о котором определенно ясно одно - оно не материя. Ответ Спинозы заменил субстанциональную раздвоенность материализацией двух атрибутов, но проблема осталась, поэтому в немецкой классике вновь возродился традиционный реализм - Гегель пишет про объективное существование понятия.
      В отечественной философской традиции онтологическая укорененность мысли так или иначе признавалась всеми. Даже Ленин в "Материализме и эмпириокритицизме" дает определение материи, в котором остается место для объективного духа, а в теории отражения атеист прямо говорит о наличии примитивных аналогов информационных процессов "в самом фундаменте материи". (Александр Зиновьев любил рассказывать байку о том, как Мамардашвили иронически повторял ленинское определение: "Материя - есть объективная реальность, данная нам в ощущениях…" И добавлял: "Богом!") На путях диалектического материализма пытался определить бытие идеального Эвальд Ильенков, но дальше социологических гипотез не продвинулся.
      С нашей точки зрения, наиболее интересна линия имяславия, выраженная в работах Павла Флоренского и Алексея Лосева. Тут обозначена исследовательская цель: найти основания (может быть даже физико-математические) для онтологизации понятия "имя". Иными словами, в мире есть процессы, понимание которых требует от нас не только представлений об информации (соответствующие термины - язык, слово, алфавит, код, символ), но и такой - чисто субъективной - категории как имя. Сейчас даже физикам ясно, что индивидуализация вещей играет важную роль: в квантовой механике формулы статистики зависят от тождественности или не тождественности микрочастиц - от введения их индивидных различий. В 2011 году физики из РУДН и МГУ затеяли и успешно продолжают выпуск научного журнала с многозначительным названием "Метафизика".10
      Историки утверждают, что термин "метафизика" появился случайно - так была обозначена глава книги Аристотеля, которая располагалась "после физики". Потом это противопоставление стало "основным вопросом философии": что первично, а что вторично - материя, которую изучают физики, или же сознание, дух - область размышлений философов и теологов. В естествознании философский вопрос превратился в психо-физическую проблему: если наша мысль - нечто эфемерно-нематериальное, то каким же образом она руководит телом? Вдруг мысль все-таки что-то конкретное, - ну, допустим, вроде невидимого поля, типа магнитного? Все мы слышали о "тонкой материи", о "биополе", или о том, как ученые "взвесили душу", зафиксировав изменение веса умирающего. Эти легенды - отражения того самого стремления овеществить мысль. Одна беда  - все виды полей физикам известны наперечет, шкала "тонкостей" исчерпывается триадой вещество-жидкость-газ, а вес души оказался весом предсмертной испарины. Тем не менее, идея ЧТО-ТО ТУТ ОСОБОЕ ЕСТЬ никак не хочет умирать - даже всесильный западный позитивизм не смог справиться с этим спиритуализмом (пришлось говорить про "бессознательное"). Так или иначе, рациональная наука не смогла ухватить это нечто своим аналитическим умом.11
=====================
10
См. Научный журнал "Метафизика", Изда-во РУДН -  ISSN 2224-7580
11
Я думаю, что одним из мотивов изгнания эфира из физики была как раз борьба со спиритуализмом, поскольку многие физики считали, что раз эфир переносит электромагнитные колебания, он может служить материальным субстратом мыслей, которые в мозге как раз проявляют свою электромагнитную природу - отсюда "эфирное тело" эзотериков. Современным выражением таких умонастроений, на наш взгляд, является идея т. н. "квантового сознания", высказанная Роджером Пенроузом на пару со Стюартом Хамероффым.

Однако попытки были, одну из них предпринял еще в XIX столетии английский математик Уильям Клиффорд, который в своих философских эссе ввел специальное понятие mind-stuff - мысль-вещество или мысль-материя. Этот ученый оставил в наследство науке особую концепцию, которая так и называется - алгебра Клиффорда, а подходы, созданные им, нашли свое применение в квантовой механике. Интересно, что вождь русских революционеров Владимир Ленин в своей книге "Материализм и эмпириокритицизм" подверг Клиффорда критике. Разговоры о mind-stuff атеисту не понравились, а ссылки на философа-епископа Джорджа Беркли вызвали революционное раздражение.12 Между прочим, известный научный и учебный центр США носит имя Беркли не случайно, - этот неугомонный ирландский поп прожил в Америке несколько лет, ожидая, когда английский парламент выделит финансирование для создания в заокеанской колонии учебного заведения, однако бюджет Англии в XVII веке был скуден... Тем не менее, в США память о философе бережно хранят. Владимир Ленин тоже уважал Джорджа Беркли (хотя и считал его идеологическим противником), да и Клиффорда, в общем-то, не сильно ругал. Зато своим соратникам, Александру Богданову и Ко, вождь большевиков всыпал "по первое число". Но революционеры-любомудры были не виноваты, просто они, ощущая тут некую истину, не могли четко сформулировать суть. Впрочем, и западная наука того времени также не могла этого сделать, зато потом системный анализ - намеченный А. Богдановым в трактате о тектологии - был переоткрыт в Европе под именем синергетики.13 В такой идеологической борьбе и прошел весь XX век, а научная революция, о которой так много все говорили, осталась незавершенной.
================
12
См. library/lenin/len14v00.htm
13
Александр Богданов, «Тектология».

Итак, мы должны найти в реальности место для идеального, уделить кусочек бытия для мира идей, очертить область для эйдосов. И сделать это так, чтобы нас не обвинили в иррациональном мистицизме и лженаучной фальсификации. Чтобы наши предположения обрели статус научных гипотез, нужно указать путь для их конструктивной разработки. А.Ф. Лосев в своей работе "Имяславие" отмечал, что в этом учении имеется научно-аналитический уровень - "который выражается в определенном ряду математических конструкций".14 Вдохновленный имяславием, я в работе "Финансовый квант и величина имени",15 опубликованной в материалах итальянской конференции по нестандартному анализу, предложил свой вариант онтологического обоснования имени в виде бесконечно малой добавки величины, которая позволяет отличать два объекта, которым приписана одинаковая величина. Иными словами, если А=В, то их различие не в том, что им приписаны субъектом разные имена, а в том, что их величины различаются на бесконечно малое, актуально существующее. Все сказанное, конечно, пока относится к сфере гипотез, однако основано на конкретной научно-философской традиции. О математическом построении "оборотной стороны" геометрического пространства писал Флоренский, а Василий Налимов попробовал обрисовать континуум смыслов (кстати, В.В. Налимов какое-то время работал бок о бок с П.А. Флоренским в системе Главэлектро ВСНХ РСФСР).16 Итак, путь перспективен, хотя выглядит странно: в рамках новой онтологии мы ведем речь не о двух субстанциях или двух атрибутах одной субстанции, а поступаем по-другому: после философского обоснования, мы формально математически конструируем  раздвоенность пространственно-временного многообразия.
======================
14
Лорен Грэхэм и Жан-Мишель Кантор посвятили этому вопросу свою книгу - см. Грэхэм Л., Кантор Ж.-М. Имена бесконечности: правдивая история о религиозном мистицизме и математическом творчестве. СПб.: Издательство Европейского университета, 2011.
15
Опубликовано в материалах Международной научной конференции «Нестандартные методы и приложения в математике», Италия, Университет Пизы, 25-31 мая 2006 г. (NSM-2006: NonStandard Methods and Applications in Mathematics. P. Poluyan. Financial Quantum and Quantity of Name ) Текст воспроизведен в сборнике моих научно-философских эссе - см. Полуян П. В. Охота за НЛО. Вихри во времени. М.: ЭКСМО: Яуза, 2007, С. 432.
16
В.В. Налимов отсидел 10 лет в ГУЛАГе за участие в кружке анархистов-мистиков.

Я предлагаю  математическую модель, где традиционный четырехмерный пространственно-временной континуум, дополнен "встречным" четырехмерным кватернионным время-пространством.17 То есть, предложена интерпретация картезианского дуализма в виде раздвоения пространственно-временной основы Универсума. Эйдосы, таким образом, обретают свой собственный мир идей.18 Данной теме посвящена глава "Математическая априорность и искушение натурфилософией" в моей монографии "Гибель темной материи: философские принципы в физическом познании".19
      Я утверждаю, что термин "информация" обозначает огромное множество явлений, не менее обширное, чем то, что охвачено, например, понятием "энергия". Познание этой объективной составляющей бытия только начинается.
===================
17
Это также различие "левой" и "правой" систем координат (такая раздвоенность координатной системы мира, как известно, сильно волновала Иммануила Канта).
18
Приведу здесь цитату из работы Лосева А.Ф. Античный космос и современная наука: «Эйдосы имеют свою - эйдетическую же - пустоту и пространство, в котором они существуют один подле другого и при помощи которого отличаются друг от друга. Это эйдетическое «пространство» и есть иное, или меон.» Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М.: Мысль, 1993. С. 116.
19
Полуян П.В. Гибель темной материи: философские принципы в физическом познании. - М.: Гнозис, 2018. Поскольку названная книга - научная монография, данное математическое построение подается именно как модель. Разумеется, утверждение, что именно там циркулирует информация - всего лишь гипотетическая догадка. Но возможность кватернионного дополнения к реальному континууму и сама по себе важна. Кватернионные касательные пространства строит, например, Александр Ефремов из РУДН - см. Ефремов А. П. Исследование кватернионных пространств и их взаимосвязь с системами отсчета и физическими полями. М.: Изд. РУДН, 2005.

когнитивность, неокартезианство, декарт, онтология

Previous post Next post
Up