«Виртуальный Муниципалитет» как «тренажер» для будущей региональной элиты
1.
В любой революции побеждает не тот, кто свергает власть, а тот, кто ее берет и умеет ею распорядиться. «Романтики революции» оттесняются в сторону, разбуженный ими народ оказывается в положении использованной массовки, а у руля становятся «эффективные менеджеры» и «крепкие хозяйственники» из прежней тусовки управленцев. Опыт украинской и российской оппозиции последнего десятилетия дает однозначный алгоритм становления «признанным лидером революции»: сначала стать членом властного клана, обрасти связями, украсть побольше, а потом выйти из игры и обрушиться с критикой на «засилье бюрократов и коррупционеров»...
Почему так происходит? Потому что власть нельзя осуществлять путем бойких передовиц. Это прежде всего «ремесло»: управленческие навыки, опыт, осведомленность, разветвленная сеть знакомств и связей. В силу особенностей социально-экономической системы в России, Украине и других подобных странах просто нет никаких иных «питомников» управленческих кадров, помимо существующей властной пирамиды и тесно связанного с ней крупного бизнеса. Конечно, в этой системе, особенно на нижних этажах (регионы, муниципалитеты), имеется немало достойных и ответственных людей, которых можно будет выдвинуть наверх. В регионах также много достойных управленцев и бизнесменов, которых оттерли в сторону в эпоху «укрепления вертикали». Но есть большое сомнение в их способности радикально изменить систему, особенно учитывая тот факт, что они являются питомцами вполне определенной управленческой школы.
Допустим, победила «революция», «вертикаль» ослабела, все одиозные фигуры исчезли. В регионах начинается сезон тотальных выборов: полная свобода для всех - объединяйся, агитируй, избирайся. Митинги никто не разгоняет. На СМИ никто не давит. НО! Остались - деньги, остались - связи, организованность, остались - управленческие и манипуляторские навыки. - Остались у тех, у кого все это было «до революции». Победит на этих выборах не «народ» и не «революционные романтики», а представители прежней «партии начальников», которые тут же начнут выстраивать новую систему под себя.
2.
Что же могут сделать креативные сообщества в регионах, чтобы очередная «смута» не свелась к заурядной «смене царя и бояр»? Если мы хотим, чтобы власть формировалась «снизу», а не спускалась «сверху», нужен собственный «питомник» управленческих кадров, изначально «заточенных» под прозрачную и зависимую от общества систему власти. В текущей политической ситуации этим питомником может быть только «виртуальный тренажер», созданный по известной модели «виртуального государства», но с одним важным отличием от ныне существующих проектов.
«Виртуальное государство» - понятие достаточно широкое и расплывчатое, общее представление о нем можно получить по статье в «Википедии». На практике называющие так себя проекты делятся на два класса.
Первая группа - это попытки создать некоторое подобие настоящего «сетевого государства», не привязанного к территории и выходящего из зоны контроля обычных стран. Важный аспект таких проектов - бизнес-компонента, наделяющая проект ощутимым эквивалентом «реальности» для участвующих в нем людей (пример -
http://www.neweurope.ru ). Такие проекты могут быть интересными и многообещающими сами по себе, но в контексте реальных проблем отдельно взятого города они дают не так много. Исключение - если проект изначально локализован и создается не для абстрактной «сетевой общественности», разбросанной по всему земному шару, а для жителей этого самого города, с целью дать им альтернативное пространство самоорганизации.
Вторая группа - это «политические тренажеры», симулирующие государство в аспекте верхушечной политической возни. Типичный пример - проект
http://www.respublika.ru . Чему может научиться человек в рамках такого тренажера? Практически ничему, потому что отдельно взятые навыки политического спектакля «Кремль - Охотный ряд» значат очень мало. Такая игра скорее уводит в сторону от реального мира, чем учит обращению с ним. Очень трудно представить ситуацию, когда, наигравшись в подобную игру, некое сообщество граждан вдруг решает бросить вызов власти на федеральных выборах в реальном пространстве. Для этого, как минимум, нужен более высокий уровень интернетизации в «глубинке».
Но не все так печально. Подобный симулятор можно серьезно улучшить, если привязать его к конкретному городу. Если сделать целью не политические игры в изолированном виртуальном пространстве, а «теневой» процесс управления абсолютно реальным городом- тем самым городом, в котором непосредственно живут «виртуальные управленцы». Вместо витающего в открытом космосе «Виртуального Государства» требуется привязанный к месту «теневой Виртуальный Муниципалитет». (Не путать с интернет-представительствами обычных муниципалитетов, для которых часто используется тот же термин)
3.
Виртуальный Муниципалитет дает ту самую локализацию, привязку к месту, которой не хватает обычному «виртуальному государству». Что может быть сделано в рамках такого тренажера?
1) Координация здоровых сил города
Прежде всего, это относительно защищенная от цензурной активности властей площадка, где могут собираться, вступать в контакт, завоевывать новых сторонников все оппозиционные силы города, нацеленные на реальный перехват власти. При соблюдении несложных правил, городским и региональным властям будет весьма непросто закрыть подобный сервер в законном порядке, особенно если технически он с данным регионом не связан. Во-первых, обсуждаться на нем будет не «большая политика» (что могло бы привлечь внимание федералов), а вопросы городского хозяйства, действия местных чиновников и прочая «малоинтересная текучка провинциальной жизни». Оформлено это будет как «экономическая игра-тренажер». Острые политические проекты, лобовые атаки на местных чиновников и т.п. лучше развивать на отдельных площадках. Такое разделение логично и оправдано: с одной стороны - площадки для организации каких-то энергичных акций, с другой стороны - легальная и открытая «игровая площадка», где конструируется сообщество, некоторые члены которого потом могут координироваться для организации любых акций. А если власти все-таки закроют игровой сервер, ничто не мешает тут же открыть новый: достигнутый уровень взаимных контактов и организации не теряется, так как это эффект в реальном мире, а не принадлежность сервера.
2) Детальное изучение ситуации в городе (том числе - городского хозяйства и инфраструктуры)
Управление невозможно без знания ситуации, без элементарной осведомленности обо всех текущих аспектах городской жизни. Виртуальный Муниципалитет - это место, где можно собирать и анализировать экономическую статистику, информацию о реальном функционировании городского хозяйства, сведения о кадрах, работающих в муниципалитетах. Кстати - расследовать «проделки» этих кадров в плане расхищения городской собственности. Задача - не только аккумулировать «чемоданы компромата» на текущие городские власти, сколько выявить там достойных людей (если таковые имеются). Но самое главное - поставить «теневое управление» городом на фундамент реальных фактов, максимально приблизить к реальности собственную программу развития города.
3) Разработка альтернативных стратегий управления городом
Достигнув приемлемого уровня осведомленности о ситуации в городе, Виртуальный Муниципалитет сможет выдвигать собственные программы развития города, которые по качеству и привязке к реальности будут конкурировать на равных с программами «крепких хозяйственников». Постоянный мониторинг, сравнение реального развития событий и рекомендованного Виртуальным Муниципалитетом - это один из ключевых факторов собственно «тренинга» и «теневого управления». «Сбрасывая» сопутствующую аналитику в городское информационное пространство, можно создать серьезные проблемы для местной власти и даже заставить ее в ряде случаев ориентироваться на рекомендации «теневого правительства». Сверхзадача - создание интересных проектов в сфере экономики, культуры, общественной жизни, которые могут вызвать интерес у местного бизнес-сообщества, у других активных сообществ города и получить реальное развитие. В этот момент «теневое» управление становится явным.
4) Агитация в среде горожан, в том числе - проведение акций оффлайн
Участники Виртуального Муниципалитета, естественно, должны не замыкаться в игре, а как можно больше информации и активности «выстреливать» вовне, в том числе - для продвижения самой игры и вовлечения в нее новых граждан, особенно - активной перспективной молодежи. Некоторые «внешние» акции и проекты могут «официально» подаваться от имени «Теневого Муниципалитета» и иметь своей декларированной целью исключительно «промоушен виртуальной игры». Другие акции, по ситуации, будут проводиться его участниками как независимые и самодовлеющие. А кое-какие официально могут даже «осуждаться за экстремизм и неполиткорректность».
5) Вовлечение значимых целевых аудиторий: активной молодежи, разумных представителей местной элиты
Одна из важнейших целей «игры» - «отделение агнцев от козлищ», вовлечение в собственно «игру» или хотя бы в сеть связанных с ней контактов «управленческих кадров будущего», «золотого кадрового фонда», которым располагает данный город. Это может быть активная и талантливая молодежь, разумные представители местного бизнес-сообщества и даже некоторые муниципальные чиновники. Можно предположить, что в некоторых городах деятельность «Виртуального Муниципалитета» будет приветствоваться местной властью и использоваться для решения городских проблем.
6) Выявление и воспитание потенциальных лидеров, управленцев нового типа
Наконец, главное достоинство «игры»: «Виртуальный Муниципалитет» - это хорошая тренировочная площадка для выявления и воспитания кадрового резерва лидеров и управленцев. Это гораздо более полезное занятие для «молодого оппозиционера», чем строчить бойкие статьи о глобальных проблемах, не оказывающие никакого влияния на ситуацию. Это дает возможность тренировать не «идеологов», но управленцев, причем управленцев нового типа - готовых и способных действовать в условиях тотальной прозрачности и ответственности перед обществом.
7) Приучение людей к прозрачной и ответственной перед обществом системе управления
Помимо потенциальных лидеров, ту же школу проходят и рядовые участники проекта: они приучаются к роли свободных людей, способных к самостоятельному мышлению. Эта политика разительно отличается от той, что навязывает своим сторонникам большинство оппозиционных партий и группировок: они привыкли к авторитарному вождизму, к «позе миссионера», к безропотному исполнению «партийными низами» директив, исходящих от «центра». Им нужны такие же покорные стада, что и нынешним правителям, только распропагандированные на другой манер и бредущие за другими вожаками. Виртуальный Муниципалитет, как система деятельности, разрушает эту рабскую установку и учит смотреть на лидеров как на менеджеров, абсолютно ответственных и контролируемых гражданами-«акционерами».
Что мы имеем «на выходе»? В оптимальном случае, «сонный провинциальный город» превращается в подобие античного полиса или в древний Новгород. Пресловутое «гражданское общество» в городе будет представлять собой не тупую массовку, а структурированное и организованное сообщество, готовое отстаивать свои интересы и выступать как полноценный субъект местной и региональной политики. Это особенно пригодится в момент очередной смуты или шатания власти. В худшем случае, если проект в данном городе забуксует, мы получим по крайней мере сплоченную группу из десятка-другого «практикующих краеведов», - молодых энтузиастов, проявляющих интерес к реальному устройству своего города и обладающих в этом плане каким-то знаниями и навыками. Для многих городов России это уже достижение.
4.
Выше мы противопоставили локализованный Виртуальный Муниципалитет классическому («общесетевому») Виртуальному Государству. На самом деле принципиального конфликта здесь нет. Виртуальный Муниципалитет - это один из способов построить действенное и жизнеспособное Виртуальное Государство, - построить его «снизу», а не «сверху». Ничто не мешает уже сложившимся и эффективно действующим Виртуальным Муниципалитетам отдельных городов объединить свои усилия на региональном уровне, выбрать общерегиональное «теневое правительство». Ничто не мешает затем таким «Виртуальным регионам» создавать структуры межрегиональной координации, «Виртуальную Конфедерацию Русских Земель».
Это дает нам именно тот путь формирования общерусского единства, который позволит избежать кремлевского гиперцентрализма и маразма византийской государственности. Это путь формирования власти «снизу», от народа, от общества, не позволяющий региональным и федеральным структурам превратиться в самодовлеющую субстанцию, манипулирующую бесправным «населением». В долговременной перспективе такой проект гораздо актуальнее и серьезнее, чем верхушечное «теневое правительство» оппозиции, составленное из идеологов-публицистов и бывших министров, которое оперирует на уровне «глобальных программ» и рассматривает «общество» (в том числе «молодежь») лишь как массовку для собственных проектов.