"Недолго музыка играла" или как нивелировать попытки спасения малой авиации.

Oct 11, 2021 11:35



В последнее время в России стали много говорить о проблеме развала малой авиации и даже пытаться предпринимать робкие попытки ситуацию исправить. За последние 2 года даже начало казаться то, что тенденцию удалось переломить. Но увы, все маленькие "шажки вперед" оказались нивелированы одним постановлением Минтранса.

С октября 2021 года ввели новые требования безопасности на мелких аэродромах, которые теперь должны быть обеспечены металлодетекторами, сканерами, охраной и прочей туевой хучей ненужной фигни, которая уместно смотрелась бы в каком нибудь Шереметьево или на худой конец Тобольске, но уж точно не посадочной площадке в какой нибудь отдаленном селе, где из всего персонала - один человек выполняющий функции сторожа, диспетчера, кассира и уборщика в одном флаконе. Куда прилетает какой нибудь "кукурузник" или L-410 и возит жителей и туристов, у которых либо нет альтернативного транспорта, либо он сильно проигрывает по времени и удобству.

Меня эта проблема затронула практически лично. Родовое село моей матери - Катанда, располагается в Усть-Коксинском районе Республики Алтай. При СССР по республике летали самолеты местных авиалиний, причем не только Ан-2, но и реактивные Як-40.



В двух наиболее отдаленных районах республики(Усть-Коксинский и Кош-Агачский) были небольшие аэродромы с бетонной полосой и небольшими бревенчатыми зданиями, в которых располагалось все необходимое(диспетчерская, кассы, зал ожидания, службы аэродрома). В райцентрах поближе были посадочные площадки(чаще всего представляющие из себя выкошенное поле с будкой) куда приземлялся "почтово-пассажирский" Ан-2. Цены на билеты были фиксированными и очень демократичными, рейсы были популярными и порой билеты на комфортный реактивный "сельский авиалайнер" Як-40 было не достать. Все это удовольствие, понятное дело, финансировалось из гос.бюджета и когда в 90х государство приказало долго жить, субсидирование прекратилось. "Рыночек" порешал алтайскую малую авиацию, как и большинство остальной в стране.



В 1992 прекратились рейсы из райцентров. С 1994 перестал работать и аэропорт в столице республики. Вплоть до 2009 года Республика Алтай была без авиасообщения, ближайшим аэропортом оказался Барнаул, в соседнем алтайском крае.
В плане транспорта алтайцам еще повезло, так как у них осталась неудобная, но все же какая-никакая альтернатива - дорога, петляющая по горам и перевалам. Причем, если в Кош-Агач вел знаменитый и более менее асфальтированный "Чуйский тракт", то в Усть-Коксу дорога представляла из себя проселок. Дорога стала занимать в лучшем случае 9 часов. Кстати, регулярное автобусное сообщение до Катанды и популярного у туристов села Тюнгур, откуда начинались туристические маршруты к горе Белуха, тоже накрылось.
Я помню как мы с матерью постоянно искали попутку на Горно Алтайском автовокзале(частники быстро сообразили что на развале транспортной системы можно заработать), как однажды один частник вез нас и еще несколько пассажиров на УАЗе - "таблетке"(и это было относительно недавно, в середине "нулевых"). Помню и первый восстановленный регулярный рейс - желтую "Газельку" одного местного предпринимателя, у которого даже были свои билеты(и при этом один раз мне все равно пришлось проехаться на полу). Знаменательным "прорывом" казался запуск нормального большого автобуса(в 2011 году их запустили аж три, причем не только из Горно-Алтайска).
Ну а восстановление авиасообщения в 2020 году было апофеозом здравого смысла транспортной политики. Я уж начал думать, что не все еще потеряно, что поток туристов даже в пандемию, таки сделал свое дело.





Мысленно благодарил "СиЛУ";(авиакомпанию "Сибирская Легкая Авиация") за то что начали туда летать и по цене ненамного превышающей автобусную(всего 1500 рублей), причем со скидками и льготами по пенсионным и студенческим. Мысленно благодарил власти за то что сдержали обещания.



Наконец, выражал лютый респект работникам аэропорта Усть-Кокса за то, что они не дали ему повторить участь Кош-Агачского аэропорта - с заброшенным зданием и захламленной полосой.



И вот, казалось бы, все прекрасно. Восстановили рейсы не только в Усть-Коксу, но и в Кош-Агач(пускай, что там ради этого пришлось восстанавливать сигнальное оборудование и ставить модульный терминал-будку), маршруты в одночасье стали популярными, летом 2021 я не смог достать билет до Усть-Коксы по причине отсутствия мест. Причем летали не только туристы, но и местные жители. Один из рейсов продлили в Новосибирск. Заявлялись смелые планы по организации рейсов в другие райцентры.



Под впечатлением от этих новостей даже закрытие маршрута большого автобуса(с оставлением маленькой маршрутки) в Тюнгур не показалось чем то катастрофичным: "ну подумаешь, один фиг теперь до Коксы самолетом можно долететь,а тем кому дальше и 14 мест в микроавтобусе хватит).
И все это рухнуло как карточный домик в один прекрасный день.

Первый "звоночек" прозвенел в мае этого года, когда местные власти и региональные авиакомпании обратили внимание на новое постановление Минтранса № 1603 от 5 октября 2020 года "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, не подлежащих категорированию".

Говоря простым языком, оно предписывало каждой посадочной площадке иметь оборудование и персонал, как у полноценного городского аэропорта. И если, к примеру, в относительно богатом ХМАО, это требование еще хоть как-то могут выполнить, то в большинстве регионов на выполнение этой абсолютно абсурдной меры попросту нет средств. Это все равно что сельскую автобусную остановку обеспечить кассовой будкой, залом ожидания, уборщицей, охранником, блекджеком и шлюхами. Да, в хорошо финансируемом Крыму, это могут сделать в какой-нибудь Грушевке. А вот в большинстве регионов - нет.

Обеспокоенность народных масс, рискующих остаться без транспорта тогда усыпили возможными корректировками постановления. И как всегда бывает, об этом благополучно забыли, и как Республика Алтай, вместе с Забайкальским Краем и Томской областью остались без внутри региональной авиации. Предполагаемая дата внемения корректировок в постановление - март 2022 года. Сумма необходимая для того чтобы "подогнать" тот же сельский аэропорт под новые требования - от 13 млн до 50 млн руб, что является непосильной ношей и для регионов и для авиакомпании.
Практическая ценность принимаемых мер - незначительна. Проверить ручную кладь и багаж 14-20 пассажиров можно и вручную, обычным досмотром. Последствия отмены местных авиалиний будут очень серьезные. Как в экономическом так и в репутационном плане. Да, у нас на Алтае еще есть дорога, и ее даже недавно заасфальтировали почти на всем протяжении до Тюнгура, мы еще протянем, хотя о прежних темпах роста туризма в районе придется забыть. А вот что делать жителям какого нибудь колымского Омолона или поморского Пертоминска, где альтернатив, считай нет, уже неясно.
В свете описываемых событий, можно смело констатировать то, что Минтранс у нас живет в отрыве от реальности, равно как и федеральная власть в целом. Так бездарно похерить благие начинания могут только у нас. А потом удивляемся, почему у нас не получается развивать отдаленные территории и внутренний туризм?

P.S. Остается только надеяться на то что "властьимущие" у нас все же схватятся за голову и в последний момент все исправят.

Первая реакция на произошедший "обосрамс" и общественный резонанс была выдана явно испуганной пресс-службой Минтраса:
"Но несоответствие малого аэропорта требованиям постановления, по словам представителя ведомства, не приведет к запрету на его эксплуатацию. К этому может привести неоднократное привлечение к административной ответственности.Но на практике такого еще не было.";

Дескать - вы что? Продолжайте летать,а административку и штрафы с вас не спросят, честно-честно. Потом правда они очухались и поняли, что надо что то делать.

"От Минтранса РФ поступил ответ о том, что будут оптимизированы меры по обеспечению транспортной безопасности. Планируемый срок принятия постановления 4-й квартал 2021 года"

UPD: Как я и ожидал, тремя регионами это не ограничилось. Теперь и на Камчатке стали закрывать вертолетные площадки.

UPD №2: После недели метаний и угрозы закрытия аэропортов в других регионах, Минтранс отложил принятие постановления №1603 на год с обещанием изменить его. Пока что проблема не решена. Не факт даже, что авиакомпания СиЛА захочет вернуться и восстановить рейсы из "оставленных" аэропортов. В любом случае проблему надо решать, и не симптоматическими мерами,как сейчас, а полноценно, чтобы через год не получилось как сейчас. В прошлом году ведь тоже успокаивали тем, что постановление изменят. Остается надеятся что в марте 2022 они действительно что нибудь сделают. А пока что можно восстановить полеты. Отсрочка это позволяет.

UPD №3: Мишустин таки очухался и внес изменения в постановление. Справедливость восторжествовала, рейсы вернули.

авиация, политическое, Транспортное

Previous post
Up