Удомля-атомград на севере Тверской области.

Aug 12, 2017 17:09

Еще в 2012 году, когда мы переехали из Сибири в Тверскую губернию, мне бросилось в глаза странное для русского уха название этого города. Честно говоря, из-за наличия угро-финских топонимов(в области живут тверские карелы) тут много таких названий: Максатиха, Лихославль, Спирово, Воропуни, Фирово, Городомля... Но вот Удомля почему то названием выделялась особенно ярко.



Через пару месяцев я узнал, что в Удомле расположена Калининская АЭС и сам город является классическим советским "атомградом"-городом спутником АЭС. Жить в таком городе в советское(а порой и в наше) время считалось удачей-условия проживания там были гораздо лучше, чем где либо в провинции, платили больше, а работа была всегда. Таких городов по всему СССР было 29. Правда 8 из них были построены без АЭС, так как строительство последних было остановлено(среди них-Щелкино со знаменитой Крымской АЭС). Ну и как же тут не упомянуть Припять-типичный советский "атомград" ныне покинутый из-за аварии на Чернобыльской АЭС. В некоторых из этих городов АЭС прикрыли(например в Висагинасе,в Литве) или в Обнинске, куда я отправился учиться.

Обнинск вряд ли можно назвать примером "атомграда". Тамошняя АЭС работала по своему прямому назначению очень недолго и вскоре стала объектом науки, а сам город был научным центром-там открывались НИИ, наукоемкие производства и АЭС там не была доминантой. А в 2002 ее вообще закрыли,а город мягко говоря запустили(лишь недавно начали все приводить в порядок).

Первый классический атомград я увидел в 2014 году в Смоленской области. Это был Десногорск-город спутник Смоленской АЭС. Оттуда были родом многие наши студенты(и даже моя одногруппница) и я уже был наслышан о нем. Это был компактный городок, где даже не было улиц. Все городское пространство было вылизано дочиста: никакого валяющегося мусора, клумбы в порядке, газоны пострижены. Дома были в основном представлены многоэтажками и лишь по краям к городу прибивался частный сектор в виде пары улиц одноэтажных домов и дач. Все в этом городе было рядом-его можно было весь по периметру обойти за час. Пляж на берегу местного водохранилища(город стоит на реке Десне)-в отличном состоянии. Ну и то, что поразило меня больше всего-весь городской транспорт-бесплатный. Хотя его вряд ли можно назвать городским(в черте города у большинства маршрутов было всего 3-4 остановки), так как в основном эти автобусы "Атомтранса" возили население города на работу-к АЭС. Но тем не менее в них мог сесть любой и не платить ни копейки. Пробыл я там всего неделю-вместе с группой на практике.

А вот со вторым примером "атомграда" я познакомился поподробнее. Летом 2014 года нас отправили на производственную практику в Удомлю, на север Тверской области.
Тот факт, что Удомля располагается в пределах региона, где живут мои родители, очень помог мне-пока мои одногруппники перлись 12 часов на университетской "газельке" через 3 области(Калужскую,Московскую и Тверскую), я просто доехал до Твери из Редкино(где проводил выходные у родителей) и на маршрутке "долетел" до Удомли. Всего потратил около 5 часов.



Въехав в город, сразу обратил внимание на то как "внезапно" он начался. Никакого частного сектора на въезде-сразу въезжаешь из леса и видишь многоэтажки. Город на самом деле небольшой(как и большинство других "атомградов").Население в Удомле всего 28 669(для сравнение в соседнем Вышнем Волочке 47 732), но благодаря её компактности, относительной ухоженности и концентрации многоэтажек, мне всегда казалось что она раза в два больше, чем соседний провинциальный и запущенный Вышний Волочек. Точно также я думал сравнивая Десногорск и Рославль.



Сразу за ней располагался небольшой торговый центр(половину которого занимал супермаркет "Тележка") а уже за ним располагался перекресток от которого ,по сути, и начинался город.



Первым что видел прибывающий гость это огромная стелла, посвященная погибшим в годы Великой Отечественной Войны жителям города. Я тогда еще не знал, что Удомля город не новый-до строительства АЭС здесь уже был городок на железнодорожной линии и теперь город делится на две части: старую и новую. Городок и ж/д станцию усиленно бомбили, в самом городке размещалось 2 госпиталя. До фронта отсюда было всего пара десятков километров.







Правда каким боком крутящийся атом имеет отношение к происходящему, я не пойму. Хотели еще раз показать что это "атомград"? Но тогда Удомля не была городом-спутником АЭС.

Сразу же за стеллой начинается проспект Энергетиков-центральная улица города. В ее центре-огромная пешеходная зона.



По краям-проезжая часть и снова тротуары. На первых этажах домов-магазинчики.





Проспект выводит к главной площади города. Тут располагается огромное здание ЦОИ-центра общественной информации Калининской АЭС.



По сути, это огромное новое здание построили только для того, чтобы информировать наше традиционно не любящее АЭС, о происодящих на ней событиях. На экране перед входом постоянно показывают радиоактивный фон в разных точках города и окрестностей.



Внутри размещен музей АЭС и образовательный стенд на котором показаны основные принципы работы атомной электростанции.







(Физические барьеры безопасности показаны в виде матрешек. Наглядно.)

Также, там размещены офисы КАЭС-там сидят работники, выполняющие исключительно бумажную работу, присутствие которых на собственно АЭС, не требуется.

Также в здании есть кинотеатр "Панорама". Кассы у него почему то в одной стороне здания, а вход в кинозал, в другой. Нелогично. Сам он небольшой и далеко не супер-пупер, но он единственный в городе. Ближайший-только в Вышнем Волочке, а до него ехать час.



Билет бумажный, просто напечатанный на принтере.

Из-за небольшой посещаемости(ввиду небольшого населения города) разрешение на прокат тех или иных фильмов получить очень трудно. Я очень удивился, когда узнал о том, что там будут показывать "Дюнкерк" и сходил на сеанс.

По соседству располагается, построенный еще в советское время, торговый центр "Русь".



Ныне его конечно же изгадили, облепив рекламой, и запустили. В нем располагаются разнообразные магазинчики и супермаркет "Магнит". По соседству есть фирменные магазины местных фермеров и мини-рынок для дачников(пара торговых точек с навесами, где жители окрестных сел каждый день продают овощи, молоко, ягоду). Также в "Руси" есть единственный в городе суши-бар. Ах да, единственный в городе платный общественный туалет-тоже тут. Вдруг кому приспичит-добро пожаловать в помещение с тыльной стороны торгового центра у ворот внутреннего дворика.

Также на площади располагается бывший Чикен-Хауз(я как то писал о нем в посте про Тверь).





Из-за нерентабельности его прикрыли,а помещение отдали торговцам одежды. На площадке перед входом летом надувают батут и там, по сути, огромная детская площадка.

Кстати,с фаст-фудом после закрытия "Чикен Хауса" в городе очень грустно. Есть лишь четыре шаурмячных(весьма сомнительных), столовая при хлебзаводе, несколько кафе и ресторанов с весьма высокими ценами.

Далее проспект Энергетиков переходит в улицу Попова и через пару домов город,как таковой заканчивается. По левую сторону улицы еще будет белое и частично облезлое здание администрации города, жилой дом и все... Край многоэтажной застройки. Улица Космонавтов, где ваш покорный слуга, сейчас находится. Здесь у предприятия, взявшего меня на работу, находится квартира в одном из домов и теперь я тут поселился. Весьма неплохо, кстати. Выходя из подъезда можно наблюдать, как выходит пар из градирен КАЭС-отсюда она ближе всего к городу.

Нас разделяют только железная дорога и частный сектор, который тут называют "Старой Удомлей".

Как я уже рассказывал, Удомля город древний-первые упоминания о нем известны еще в 1478 году. Правда тогда это был не город,а просто название местности. Поселок возник в 1869 году, когда по этим болотистым и топким местам у озер, протянули железную дорогу(Виндаво-Рыбинскую). Она и сейчас играет огромную роль в ж/д сообщении между Петербургом и Поволжьем,а также остальной частью страны. Она не электрифицирована, но по ней каждый день проходит много грузовых составов с контейнерами, цистернами и.т.д. Ходят и пассажирские поезда из Санкт Петербурга в Ярославль,Иваново,Самару/Уфу(по четным/нечетным дням). За улицей Космонавтов начинается удобная пешеходная улица через частный сектор(в основном особняки и пара люксовых новостроек) которая и выводит к ж/д станции.

Вокруг нее и вырос первоначальный город. Само здание, что на фото-новое(построено в 2007 году).



(Фото не мое. Сперто с rupoezd.ru. Кстати, после моего прошлогоднего обращения насчет стоящих часов и отсутствия таблички с названием станции со стороны города-все исправили.)

До этого тут был деревянный вокзал, наподобие того, что в Максатихе по соседству.



(Фото не мое. Сперто с rupoezd.ru)

Городом это можно было назвать лишь с натяжкой-пара двухэтажных улиц и хрущевок смогли дать населенному пункту лишь скромный титул "поселок городского типа".





Но в 1974 году начали строить Калининскую атомную электростанцию и к 1986 году к югу от железной дороги, по сути выстроили новый город, куда и сместился центр.





А Старая Удомля, осталась лишь в виде пригорода. Единственное более-менее значимое здание в ней это ж/д вокзал.
Название магазина-"Окраина",говорит об этой части города лучше всего.



И тем не менее мне эта часть города нравится даже больше, чем новая.Тут как то...душевнее что ли.



Вокруг сосны вместо многоэтажек, а в продуктовых магазинчиках, цены ниже,а ассортимент порой выше, чем в супермаркетах.



Ах да, именно Старая Удомля выходит к озеру. Тут располагается нечто вроде городского пляжа-до сюда из любой части города(даже новой) можно за полчаса дойти пешком.



Удомельский район-озёрный край. Недалеко Валдай. Озера окружают Удомлю практически со всех сторон. С юга к городу подходит озеро Кубыча, с востока Саминец, а с севера два "домашних озера"-Песьво и Удомля. Оба этих озера явлются охладителями для КАЭС и зимой не замерзают(при этом экология озер сильно не нарушается, в озерах разводят рыбу, регулярно замеряюют фон).
Песьво-ближе всего к городу.



Оно сранительно мелкое(в самой глубокой части 6 метров), но подходит прямо к частному сектору.

Озеро Удомля же более глубокое и живописное, но располагается оно за КАЭС и добраться туда пешком уже проблематично. Во время производственной практики в 2016 году я жил на берегу этого озера в послеке Ряд-самом большом населенном пункте на берегу. В советское время тут было развитое сельское хозяйство,а наличие рядом КАЭС давало возможность развивать тепличное производство. Теперь же все поля и коровники заброшены, а половина домов в поселке теперь-дачи. Тем не менее люди в поселке живут. В поселке есть несколько двухэтажных панельных домов с водопроводом, канализацией и другими благами цивилизации, есть магазин(который еще по советски называется "горпо"), есть даже почтовое отделение. Сюда ходит автобус три раза в день из города(по выходным два раза),дорога асфальтирована. За поселком, если идти по грунтовке по берегу озера, начинаются восхитительные виды, прекрасные места для пикника и даже пара пляжей. Купаться в озере там-одно удовольствие и в хорошую погоду берег становится оккупированным понаехавшими жителями города.



(фото не мое, сперто с tvernews.ru)

Также на берегу есть "дача Чайка"-дача художников, где работали и отдыхали такие мастера как И.И. Левитан, С.Ю.Жуковский, К.А.Коровин, Н.П. Богданов-Бельский.





Места здесь и вправду красивые: сам берег живописный. есть острова, а на северном берегу озера у деревни Касково, на возвышенности стоит камень в честь художников-отсюда самый лучший вид на озеро и окрестности.



Вид возвышающихся над озером градирен АЭС завораживает. Озера эти, равно как и КАЭС, находятся на водоразделе между Балтийским и Каспийским морями.

Но вернемся в город. Если отойти от главной улицы вправо или влево, то всего через 2 квартала вы упретесь либо частный сектор(к западу от "новой" Удомли еще тянется "старая") либо в лес. Особых достопримечательностей там нет.



Есть красивая церковь и памятник чернобыльцам. Церковь новая.



(фото не мое, сперто с bezheparhia.ru .Вблизи АЭС фотографировать строго запрещено.)

Буквально в паре километров от КАЭС, на полуострове у протоки между оз.Удомля и Песьво есть Церковь Иоанна Богослова построеная в 1846 г.



Памятник чернобыльцам. Очень много атомщиков уехало в Припять во время аварии.



Также неподалеку есть скверик с памятником Венецианову.



В городе есть неплохой спроткомплекс. Сейчас его реконструируют.







Кстати мусор здесь собирают раздельно. Это единственный на моей памяти город России, где жители действительно сортируют мусор и выбрасывают пластик в специальные сетки.



Переработкой пластика занимается какая то частная компания.



Больше как бы ничего и нет. Несмотря на то что Удомля город-спутник АЭС и "Росатом" выделяет деньги на благоустройство, чувство что ты находишься во второй по бедности области в Центральной России не покидает тебя.





Да, город местами ухоженый, но видно и запустение. В первую очередь это дороги. Да, в районе, несмотря на его заболоченность дороги получше, чем в соседних, но в самом городе дороги...в общем смотрите сами.









Не так давно пошла по швам дорога из города на АЭС да так, что бесплатные АЭСовские автобусы стали выходть из строя. Дорогу отремонтировали(нормально отремонтировали) и это дает надежду, что починят и остальные улицы(по крайней мере это уже было публично заявлено).
Особенно страдает от плохих дорог моя улица-Космонавтов. И не только от плохих дорог,но и от запущенных тротуаров и ливневок.





Как то раз, я вышел на улицу в дождь и оказался по щиколотку в воде, просто выйдя на тротуар. Такое творится по всему городу, но на нашей улице это проявляется особенно ярко.



Кончено коммунальщики особо не борзеют и заделывают раскопанные тротуары даже на окраинах, но о ливневках никто заботится не хочет.



С магазинами и супермаркетами в городе все нормально, правда круглосуточный супермаркет в городе всего один(повезло что недалеко от меня).



По пятницам работает большой рынок, где цены поменьше, чем в других торговых точках, а продукты, как правило местные.



Цены в Удомле повыше, чем в соседних районах. Сказывается разница в уровне жизни населения. В соседнем Вышнем Волочке все стоит часто в 1,5, а то и в 2 раза дешевле. Во многом также играет роль некоторая транспортная изолированность Удомли.

Если взглянуть на карту, то становится видно, что через Удомлю не проходит ни одно крупное шоссе, сам город стоит на отшибе и добраться до него, к примеру из Твери не так то уж легко, особенно учитывая состояние трассы Вышний Волочек-Бежецк, которую я обвел красным.



Эта дорога проходит через болотистые места и вечно разбитая. Ее конечно же ремонтируют, но из-за постоянных просадок грунта и расползания полотна, ремонтировать ее приходится каждый год, а средств на полную реконтрукцию трассы у Вышневолоцкого района нет. В этом году они отремонтировали самые проблемные старые участки трассы,а в пригороде Вышнего Волочка ничего не сделали. Там и раньше было проблематично проехать-выбоина на выбоине, а теперь вообще задница. Ну и наконец-путепровод в Вышнем Волочке,через Октябрьскую железную дорогу. Его ремонтировать начнут наверное только после того как он обвалится на какой нибудь проезжающий внизу Сапсан, судя по всему. Естественно перевозчик требует двойную цену на доставку груза по такой дороге. Вот поэтому удомельцы сами ездят в Вышний Волочек, через который проходит отличная Ленинградская, закупаться дешевым товарами.

Дорога на Максатиху через Еремково,на участке Еремково-Шептуново представляет собой грунтовку, проехать по которой в дождливую погоду вообще трудно.

Есть еще эвакуационная дорога на Бологое, которая в отличии от ж/д путей строили не через болота,а по водораздельному хребту, но она тоже не в самом лучшем состоянии и там столько поворотов между болот и озер, что через Вышний Волочек ехать будет одинаково по времени.

С транспортом в Удомле по разному. Если говорить о городском транспорте, то тут все отлично.





(фото автобусов спёрты с fotobus.msk.ru)

Бесплатные автобусы белого цвета(как в Сочи), новые(есть даже "московский" ЛиАЗ-5292.22), единственное что кондиционеры летом не включают-сказывается наше родное жмотство. Перевозки осуществляет "КАЭС-Сервис", как вы уже догадались компания связанная с КАЭС, и перевозящая людей на работу бесплатно.



Карта автобусных остановок г.Удомля.

Расписание этих(а также некоторых пригородных автобусов) можно посмотреть здесь.



(Расписание пригородных маршрутов на лето 2017. Приклеено к будке муниципальной автокассы напротив ТЦ "Русь"). Актуальное расписание и полный список пригородных автобусов можно посмотреть на официальном сайте "Техносервиса".

С пригородными перевозками уже грустнее. Есть три "направления" их движения: Мстинско-Котлованское(север, северо-запад), Брусовское(восток), Вышневолоцкое(юг). Перевозят людей, как правило автобусы компании "Техносервис", иногда также КАЭСные автобусы, но уже за плату и реже. Даже в такой близкий поселок как Ряд, на берегу озера Удомля, автобус еще недавно ходил всего 3(а по выходным и 2) раза в день. Правда с февраля 2017 года некоторые пригородные ПАЗики "Техносервис" таки обязал заворачивать в Ряд,теперь с понедельника по четверг в 17:30 туда отправляются ПАЗики,следующие до Михайлово и Родников, да и расположенную неподалеку остановку на повороте в поселок проезжают каждый день ПАЗики по "Брусовскому направлению" до Лугинино, Михайлово, Брусово, Молдино плюс тверская маршрутка через Максатиху, словом, транспорт есть, но во многие другие села автобусы ходит по 2 раза в день, по определенным дням недели. Негусто. Но тем не менее автобусы ходят почти в каждое село.
Также "Техносервис" осуществляет перевозки по единственному платному городскому маршруту №1 "Удомля - Лайково-Попово". Эта деревня находится в городской черте и плата за проезд составляет 16 рублей, можно также купить проездной(750 рублей в месяц). Цены на проезд до сел за чертой города формируются так: 16 рублей по городу, а потом умножением тарифа за один километр пути - 2 рубля 65 копеек. Также у них есть летние дачные маршруты.

Ну а теперь переходим к самому грустному-к междугородним и межрегиональным перевозкам.
Из Удомли ходят автобусы и маршрутки на Тверь. Есть два маршрута: первый(и самый быстрый)-через Вышний Волочек(так ездит большинство); и второй-через Максатиху и Рамешки(так ездит всего одна маршрутка).
Автобусов(больших,государственных) осталось всего два-в 5 утра и в 6 утра.По воскресеньям добавляют еще один рейс в 17:45. На них не ездит почти никто, судя по всему. Однажды я оказался ЕДИНСТВЕННЫМ пассажиром на весь огромный Лиаз. Почему? Потому что:стоит дороже,ходит реже,едет медленнее,чем маршрутка. Да еще и в Торжок заезжает постоянно, в то время как маршрутка этого может не делать.



Маршрутчики(а конкретно компания "Автоэкспресс") нехило развернулись в городе. Почти все сообщение с Тверью ими монополизированно. Они на своих микроавтобусах возят людей в облцентр(и города по пути) каждые два часа. Цена на билет 450 рублей. Если ехать через Максатиху-350 рублей. Также работают студенческие скидки по всем дням кроме пятницы и воскресенья. Скидки небольшие-всего 20 рублей.
Порой в этих микроавтобусах не хватает мест(иногда берут стоя,особенно из Твери до Волочка).
На эти микроавтобусы продают билеты,у Автоэкспересса сеть своих автокасс и продажи через Интернет.В Удосле их автокасса находится в ТЦ "Русь".Билеты только по паспорту, хотя это даже не билеты а "договоры фрахтования". Они работают полулегально, руководство тверской области попыталось прикрыть их лавочку, но они заверещали, провели превосходную PR компанию, раструбили о том, что кроме них в села и отдаленные города никто ездить не будет и стали собирать подписи от пассажиров за сохранение своей конторы. В итоге уцелели.
Чтобы показать целесообразность существования своей компании они снизили цены на билет и расширили маршрутную сеть(причем сделали это весьма грамотно). В итоге цены на билет до Вышнего Волочка из Удомли упали до 50 рублей(в то время как государственный автобус довозил до туда за 120). Я за полтинник добирался до Чикен-Хауса в Вышнем, чтобы там поужинать. Благодаря этому все государственные пригородные рейсы до Волочка оказались нерентабельными и их отменили. Уже через неделю "Автоэкспресс" поднял цены на проезд до 130 рублей. Вуаля!
Я уже побаиваюсь, как бы они вместе с этой халявой не прикрыли те рейсы, что открыли(до Твери через Максатиху и до Москвы через Клин).На них билеты все еще стоят относительно дешево, да и сама возможность добраться до Максатихи и уж тем более до Москвы не лишняя для удомельцев(до Москвы, кстати на протяжении нескольких лет практически ничего не ходило).



(Фото не мое. Сперто с pikabu.ru)

С Питером и Поволжьем сообщение более-менее развито, благодаря железной дороге. Добраться поездом до Питера,Ярославля,Самары,Уфы,Иваново,Рыбинска,Нижнего Новгорода и Ульяновска не проблема если покупать билет заранее. Через Удомлю проходит только три пассажирских поезда. Все из Питера, идут в Ярославль, Иваново, Самару/Уфу(по четным/нечетным дням). Если задумаете покупать билет за день-два до отправления-можете пролететь.
Я вот задумал поехать в Питер, в итоге успел купить билет лишь на сидячие места. Тем не менее дешево-всего 650 рублей,ехать 7 часов. Все поезда кроме Ярославского отправляются утром и прибывают в Питер днем(ярославский отправляется в час ночи и прибывает утром).



(Фото не мое. Сперто с trainpix)

Также есть пригородное сообщение с Бологое и Сонково. Пригородный "тапок" с двумя сидячими вагонами уходит до Бологое два раза в день по будням и один по выходным, а до Сонково всего раз в день ежедневно. Билет до Бологое из Удомли стоит 142 рубля.



(Фото не мое, сперто с tverigrad.com. Фотографирование АЭС обычно заканчивается допросом со стороны охраны и удалением всех снимков. На главной проходной-запрещающие знаки.)

Ну а теперь о занятости населения. Основной работодатель в городе это "Росатом",а если конкретнее,то КАЭС. Недавно там были серьезные сокращения-на протяжении 2014,2015,2016 года сократили около 950 человек. В этом году объявили, что сокращать не будут. Тех кого сократили-взяли на "КАЭС Сервис", но зарплата там ниже и льгот нет. Какая то часть населения занята в сфере обслуживания, но процент таковых невелик.

В целом, если раньше в Удомлю приезжали на заработки из других городов, то теперь иногда удомельцы сами уезжают в поисках лучшей жизни в ту же Тверь. К сожалению, чиленность населения города падает 6й год подряд и только КАЭС не дает этому весьма медленному снижению превратиться в обвал.

Вот такой вот "атомград" у нас в Тверской губернии.



Мне этот город понравился.





Надеюсь, у него есть будующее...


Тверская губерния

Previous post Next post
Up