базилика no format

Apr 17, 2014 10:17



Когда я в первый раз очутилась в Бари, нас повели с экскурсией в базилику святого Николая. Честно признаюсь, в памяти остался лишь факт этого посещения. Мне было 20 лет, от новой обстановки кружилась голова (я в Италии, уррраааа!), да еще и экскурсия шла на итальянском, которым я тогда владела недостаточно хорошо. Впрочем, почему-то мне кажется, что, услышав все то же по-русски, я бы все равно ничего не запомнила.
Некоторое время спустя, еще до окончательного переезда, я попала в число сопровождающих паломнической группы, посещавшей Бари. Помню, как поразил меня тогда гид, которому в храме было все знакомо: я не представляла, как можно помнить сюжеты всех живописных полотен, авторов, даты...

Как интересно вспоминать эти ощущения, заходя в храм святого Николая сейчас. Я действительно испытываю там чувство ни на что не похожего комфорта, связанное еще и с тем, что обстановка базилики стала мне родной. Но, по счастью, полностью "изучить" монумент, имеющий тысячелетнюю историю, невозможно. И иногда случаются до сих пор счастливые и будоражащие моменты открытия.



В то февральское утро без солнца я отправилась сделать пару снимков храма снаружи и изнутри. Фотоаппарат заедал, свет был плоский. Но на всякий случай ставлю сюда результаты сего "творчества", просто для того, чтобы показать, какой обычно предстает базилика перед посетителем.







В то утро мне повезло, хотя и пребывала я в типично зимнем настроении "спрятаться бы куда-нибудь подальше ото всех". А может, как раз заметив этот настрой и висевший на плече фотоаппарат, мой знакомый ризничий сделал мне предложение, от которого я не могла отказаться. Как известно, базилика святого Николая имеет матронат - верхние галереи, предназначавшиеся для женщин. В отличие от многих других церквей Апулии, матронат этот настоящий, а не декоративный. То есть над боковыми нефами существуют просторные галереи - увы, ныне закрытые. До 70-х годов там располагался музей базилики, но потом узкий проход на высоте в 15 метров над уровнем пола сочли небезопасным, и лавочку прикрыли. Как же я хотела побывать там наверху!

Уже просто очутиться на этих внутренних лестницах, по которым столетиями ходили служки церкви, вызывало ощущение восторга. Когда я оказалась во внутреннем простенке между абсидами и задним фасадом - том месте, которое существует без изменений уже больше 900 лет, в то время как остальные части храма перестраивались, - по коже пошли мурашки. Провал во времени, сгусток совершенно иной энергии.

Ну, а дальше пошли замечательные виды.
Киворий XII века со своей чудесной напольной мозаикой, вызывающей так много вопросов. Смотрите, как заметно с высоты, что киворий словно "приставили" на эту мозаику, нарушив ее узор. Это подтверждает, что она существовала до него, что странно уже само по себе. Вкупе с совершенно арабским узором и зашифрованной в орнаменте надписью "Аллах Акбар" (вчера долго вертела фотографию, чтобы разглядеть получше, и в конце концов согласилась с экспертами, которые нашли эту надпись уже в XX веке).





Правая абсида с сохранившимися фрагментами фресок и триптихом XV века.



Захватывает дух от приближающегося к тебе барочного потолка XVII века, работы мастера Карло Розы.

О росписи по камню с путти, на которую я никогда не обращала внимания снизу, мой спутник сказал, что из него вышло бы замечательное изголовье кровати (вот что значит в церкви как дома).



Во всей красе - герб Габсбургов. До сих пор помню, как моя замечательная гостья Наталья первой заприметила качающуюся под гербом фигурку, и мы долго бегали внизу, пытаясь ее рассмотреть, и лишь год спустя я наконец-то поняла, что это - барашек Ордена Золотого руна, и как я ликовала от этого открытия (вот казалось бы), и как приятно теперь мне было смотреть на него со знанием дела.





Сверху удалось рассмотреть и отдаленно-готические украшения арок, возведенных для укрепления храма в XV веке.



У двустворчатого оконца с резной капителью представила себе дамой XII века. Страшновато им должно было быть наверху, да и подниматься, верно, было непросто... Понятно, почему матронаты быстро изжили себя.



Но галереями наша прогулка не окончилась. Неожиданно мой спутник повел меня к еще одной заветной двери, и дальше, дальше, по все сужающимся лестницам, на колокольню!



На колокольне случился у меня полный восторг, и что говорил мне ризничий про колокола, я не запомнила. Помню только, что вот этот, большой, посвящен Богородице, что подтверждает и ее изображение. Сверху казалось, что достаточно прыгнуть - и окажешься на колокольне собора. Все было опьяняюще близко. Но и эта остановка оказалась не последней.

Уууууууаааа, мы на крыше! Ветер с моря и ощущение простора даже для тех, кто, как я, боится высоты. Отличный дозорный пункт в былые времена - чего только не увидели отсюда барийцы. Упоительное место для зимнего настроения "оставьте меня в покое" - лучше не придумаешь. Мой спутник сказал, что по возможности забирается туда именно с этими целями. Ах, как я его понимаю.









Проходя мимо базилики, всегда теперь смотрю на крышу, хотя точно не знаю, что ожидаю там увидеть. Просто теперь это еще одно "мое" место в Бари.

апулия, бари, базилика святого николая

Previous post Next post
Up