Два дня из жизни бабочки-однодневки или жила-была одна баба

Dec 19, 2011 03:10

Так получилось (совершенно случайно), что в течение одного дня посмотрел два фильма: "Два дня" Авдотьи Смирновой и "Жила-была одна баба" Андрея Смирнова (ха, пишу этот пост и только сейчас заметил, что у режиссеров одинаковая фамилия и даже первая буква имени тоже, только поло-возрастные характеристики разные. Они, случаем, не родственники, не?).
Ну, так вот. Что же меня подвигло написать сей пост спросите вы...
Не буду сейчас писать ничего на уровне "понравилось/не понравилось". Не обо мне речь, как говорится.
Интересны мне лишь два образа, а именно образы женщин в этих фильмах. Можно смело сказать, что образы эти знаковые. Именно они определяют диапазон всех женских образов в русской культуре. Это некие крайние точки, задающие координаты. 
Не знаю, насколько правильно ставить вопрос "правды жизни" в отношении искусства, но этой самой правды нет ни в одном из этих образов - ни в образе Маши (главная героиня из фильма "Два дня"), ни Дуни (главная героиня "Жила-была одна баба..."). Она, правда то есть, как всегда, где-то рядом, посередине и всегда не здесь. Во время просмотра меня одинаково коробило и от нарочито "биологического" существования Дуни, и от "духовного онанизма" Маши.
Совпадения... 
Вот пишу этот пост и параллельно залез в Википедию и нарыл там информацию, что Андрей Смирнов является папой Авдотьи Смирновой. Более того, он снялся в фильме "Два дня" в роли Министра, который коррупционно распекает нашего прекрасного Феденьку Бондарчука. И сразу появилась мысль, что это не случайно. Не случайно эти фильмы вышли одновременно на экраны. Не случайно прорисованы именно эти образы. Рискну предположить, что это некая дискуссия и продолжение спора между Авдотьей Смирновой и ее отцом. Хотя, может, и паранойя с моей стороны...
Еще одно совпадение для меня состоит в том, что сейчас читаю Мамардашвили "Психологическая топология пути", где вычитал у него мысль, что самые незначительные любовные отношения (интрижка на сексуальной почве) честнее, сильнее и значительнее как волевой акт, чем любая, пусть самая благородная, дружба (цитата не точная, моя интерпретация). В любви, в любовных отношениях, человек всегда ставит себя на край, всегда играет ва-банк, без оглядок. Все эти совпадения вытащили из моей головы на свет Божий целых ворох ассоциаций. Наконец понял, почему всегда мне были симпатичны образы некоторых героинь, при том, что авторами они вырисовывались не совсем приглядно. Например, Грушенька из "Братьев Карамазовых". Ну, ведь блядь откровенная! Однако, любовные страдания очищают ее. Или пресловутая Наташа Ростова. Или Аксинья из "Тихого Дона"...
Короче, чего-то расписался я тут. Надо закругляться.
Два этих фильма стали для меня двумя заряженными полюсами, между которых проскочила искра (как на уроках физики, когда надо было крутить какую-то ручку, чтобы между двух блестящих шаров образовалась электрическая искра).

Кино, Литература, Женщины, Банальности

Previous post Next post
Up