Крах или взлет местного самоуправления

Apr 01, 2014 16:36

Итак, новая система формирования местной власти все больше занимает мысли людей, желающих в этой власти присутствовать. Ну, и нас с вами, потому что интересно - действительно ли частичное уничтожение института легитимности в пользу эффективного сити-менеджера принесет реальные плюсы городам Самара и Тольятти. Только этим двум городам, так как новшества коснуться только этих мегаполисов.
Толком до сих пор ничего не понятно. Известно только, что ту же Самару разделят на префектуры, от них изберут районных депутатов, которые и будут периодически выступать в качестве резидентов обновленной Городской думы. Депутаты, которые есть сейчас, в свете грядущих изменений практически лишены возможности баллотироваться и быть выбранными на еще один срок. Или им придется самоустраняться и только на этом условии участвовать в выборах. Потому что выборы запланированы уже на октябрь этого года. Что получается в чистом остатке: депутаты от ФПГ и просто жаждущие кресел уходят на пиар войну, вооружившись новыми фотосессиями и слоганами, а в Думе остаются только те, кому вторично ничего не светит. Кто будет работать над городским бюджетом при таком раскладе? Хороший вопрос.
Что касается увеличения численного состава городского депутатского корпуса, то тут ясность возникнет в лучшем случае в мае этого года. Именно тогда ожидается конкретика. Пока бытует мнение, что новые кресла закупать не придется.
В общем, когда этот бардак закончится, в городе будет официальный заведующий городским хозяйством (сити-менеджер) и глава города (спикер Городской Думы). Завгорхоз будет распоряжаться финансовыми потоками в интересах местной инфраструктуры, спикермэр выступать свадебным генералом, поднимая заздравные на разного рода встречах с гостями города. Первый будет назначаться по итогам конкурса, и утверждаться некоей комиссией, состоящей на 50% из представителей Губернской Думы, на 50% из представителей областного правительства. Спикермэр будет традиционно выбираться из числа победивших городских слуг народа.
А вот тут начинают возникать вопросы по поводу шагов вполне конкретных городских персонажей: пока еще мэра Дмитрия Азарова и пока еще спикера Александра Фетисова. Понятно, что и тому и другому гораздо интереснее место сити-менеджера. Тем более, что возможности стать спикермэром тот же Фетисов лишен, если не самоликвидируется. Что вполне допустимо.
С другой стороны, сейчас совсем не понятно, дадут ли досидеть до конца срока действующему мэру. Или конкурс на сити-менеджера будет совмещен с выборными сроками думцев. Вот тут совсем интересно - куда, при таком раскладе, девать ЛЕГИТИМНОГО мэра? Но, может и дадут досидеть. Хотя такое ощущение, что сейчас его не минусует только «Самарская газета». Но с нее и спроса никакого. А подобный шквал минусовок может говорить о том, что в какой-то момент его додавят какими-нибудь уголовными делами и профессиональной несостоятельностью, и он скоропостижно вспомнит о президентском кадровом резерве.
Вот тут умному Фетисову сам Бог как бы и велел подкинуть собственную заявку на участие в конкурсе. И начать грамотно перешептываться с тем, кто действительно будет назначать сити-менеджера, делая акцент на собственной лояльности. Тем более, что по результатам работы местной полит-ячейки Александр Борисович вполне может отчитываться о кристальной единоросовской дисцплине.
Понятно, что именно в сити-менеджеры полезут и всякие Матвеевы, Пеуновы, Хинштейны. Но персоны это все не очень весомые и серьезные. Так что в лучшем случае парочке из них можно рассчитывать на должность «свадебного генерала».
Лакмусовая бумажка здесь - Михаил Николаевич. Пока он заявлял только о мэрских амбициях. Но ситуация меняется на глазах. Так что если в ближайшее время он усилит пиар-активность - значит согласен на недомэра, если затаится, значит ждем его в сити-списках.
К слову, грядущие изменения пугают не только местный политический бомонд. Легкая паника стоит, например, и в ближайшем Саратове. Так пару недель назад мэр Саратова Олег Грищенко уже задавался рядом вопросов, которые интересуют и нас. Речь шла, в том числе, о предполагаемых префектурах или внутригородских муниципальных образованиях. «Для осуществления новых полномочий потребуются, и не малые, средства. Поэтому для того, чтобы работать эффективно, муниципалитеты должны будут получить дополнительные источники финансирования. А в этом, пока, к сожалению, ясности тоже нет. Не понятно и то, как будут строится межбюджетные отношения между городом и районами, а это один из основных вопросов».
Традиционный вопрос от меня. Вообще-то у меня их к вам огромное количество. Например такой: при создании префектур, в которых новые депутаты будут заниматься, допустим, вопросами взаимодействия с населением в части благоустройства, куда денутся районные администрации? То есть будут ли они фактически дублировать полномочия и задачи?
Или, предполагается ли принципиальное сокращение аппарата, департаментов и МП городской администрации? Кстати, какие МП-департаменты убрали бы лично вы за их ненадобностью и прожорливостью? Ну и, конечно, общаетесь ли вы со своим депутатом, достаточно ли он доступен и эффективен в решение насущных вопросов вашей территории? Или эти господа действительно несколько заигрались в сильных мира сего и стали недосягаемыми и бесполезными?

Александр Фетисов, Самарская газета, Саратов, Дмитрий Азаров, Самарская городская дума, администрация Самары, Александр Хинштейн, проект: Законы, муниципальные предприятия, Михаил Матвеев, Олег Грищенко, Светлана Пеунова

Previous post Next post
Up