На наших глазах разворачивается новая криминальная драма. Бравые сотрудники Следственного комитета России решили не останавливаться на кировском лесе, Уржумском спиртзаводе, почтовых перевозках и в прямом смысле занялись политикой, а именно партийным бюджетом партии СПС.
Напомню, что завязка этой истории такова: в далеком 2007 году член и сотрудник партии «Яблоко» Алексей Навальный по какой-то неведомой причине занимался освоением предвыборного бюджета на наружную рекламу конкурирующей партии СПС. Само по себе это уже странно, однако политическое лицемерие у нас пока не является уголовно наказуемым деянием. Следователей заинтересовало, куда именно подевались аж 108 миллионов рублей, которые партия СПС перевела ООО «Аллект» Алексея Навального. Для того, чтобы выяснить это, следователи уже допросили Никиту Белых, Марию Гайдар, Леонида Гозмана, Владимира Соловьева и еще б-г знает кого.
Инициатором проверки стал председатель Законодательного собрания Кировской области Алексей Ивонин.
Цитата:
«Ивонин, ссылаясь на статью в газете «Взгляд», просил проверить, правда ли, что Белых, будучи лидером «Союза правых сил» (СПС), в 2007 г. растратил средства партии в размере 108,7 млн руб. через фирму Навального ООО «Аллект». Основанием для платежей (с 10.01.2007 по 25.12.2007) «Аллекту» служила «аренда рекламных площадей и оказание услуг по проведению рекламных кампаний», но в уставных документах самой компании предоставление рекламных услуг не значится».
На месте следствия я тоже что-нибудь бы подозревал и вот почему:
Вот
заявление Навального газете «Ведомости»:
«Сотрудничество с СПС по крайней мере один раз позволило Навальному заработать. На выборах 2007 г. его фирма «Аллект» стала агентом СПС по размещению наружной рекламы. Через «Аллект» СПС закупил рекламы на 99 млн руб. Навальный получил с этих денег комиссию в 5%, т. е. 5 млн руб. «Документы отдавались в ЦИК, это была официальная оплата», - подчеркивает он». То есть по словам самого Навального, все было прекрасно перечислено еще в далеком 2007 году.
Вот документы, представленные в ЦИК, из которых следует, что Навальный действительно получал на счет своего ООО «Аллект» деньги в рамках рекламной кампании СПС, правда не 108 миллионов, а как раз 99, о которых он сказал «Ведомостям» (нажмите для увеличения,
источник):
*В середине сентября был последний платеж ООО «Аллект» на 2 млн. рублей.
А вот
комментарии пресс-секретарей Навального и Белых:
- «В тексте переписки есть фраза «мы уже много лет это обсуждаем», переписка датирована 2010-ым годом, к периоду губернаторства она не может иметь отношения. У Навального и Белых давние отношения, речь не идет о том периоде, когда Навальный был советником губернатора. О более ранних финансовых отношениях политиков писала пресса, и они были абсолютно легальны, в частности, отношения с фирмой Навального «Аллект». (Ведута)
- «Действительно, отношения Навального и Белых имеют давнюю историю, в том числе было время, когда они сотрудничали в рамках избирательных кампаний. И тогда их отношения имели финансовый характер. Но после того, как Белых стал губернатором, никаких финансовых отношений с Навальным он не имел. Навальный работал на общественных началах». (кто-то там от Белых)
То есть, со слов пресс-секретарей Навального и Белых выходит, что губернатор Кировской области отдавал долг Навальному за «Аллект» черным налом, хотя сам Навальный до этого всех уверял, все ему было выплачено вовремя и официально, что полностью подтверждают документы ЦИК.
Но самое интересное в этой истории - это давняя
переписка между Владимиром Соловьевым и Никитой Белых в твиттере на тему «Аллекта»:
Владимир Соловьев: Навальный сливает чужой материал, то вн. ВТБ, то Степашина, теперь НГ. Своего ноль. И молчит о судьбе денег СПС.
Никита Белых: а что тебя по деньгам интересует? Спроси у меня
С: я тебя спросил о его деятельности на посту советника и ты мягко ушел
спрашиваю. А почему ты нанял яблочника, да еще и с очень странными идеями( «народ» и Гуляев)?
Б: вопрос почему? Так решил, а что?
С: браво. И это серьезный ответ? И как эффективно были истрачены средства?
Б: Володя .Ты то наверное знаешь,что кампанию я финансировал сам,потому что кое кто кое кому перекрыл кислород? поэтому суммы планировавшиеся и суммы реально проходившие отличались в десятки раз . При том объеме-эффективность нормальная
С: и это не ответ. А кто кому перекрыл тогда кислород ? И как эффективен был Навальный если вы проиграли? И почему он?
Б: не тупи. Тот Кто Может Перекрыть Кислород Всем. Тому Кто и Хотел Бы Помочь,Но Нельзя
С: в тупости замечен не был. Ты боишься назвать фамилии? Пока отвечаешь ну очень уклончиво. На съезде был шум по этому вопросу?
Б: потому что объем средств на кампанию снизился в разы.Защищенной статьей была сеть агитаторов,а не наружка.Она отсутствовала. на съезде шума не было-все знали ситуацию с финансированием. Были вопросы по сетке к Бакову
С: то есть ты нанял и Бакова и Навльного?
Б: по Антону было решение ФПС. Подрядчиков были по разным проектам(интернет,полиграфия и пр),были договоры.Многие остались пустыми
С: так почему Яблочник Навльный и на что его нанимали?
Б: потому что я его хорошо знал. На работу по наружке
С: он был членом конкурирующей партии? И какое имел отношение к наружке? Что именно на 99 должен был сделать ?
Б: меня не интересует кто чьим членом был.Была большая программа по наружке по стране, которая была свернута из за отсутствия денег
С: это довольно странно, так как в наружке он и не проффи. А на что были потрачены деньги? пока твои ответы удивляют. Есть компании по наружке( с площадями) а ты берешь посредника? В чем функция Навального?
Б: Не На Наружку.Ты хочешь перейти от персонального дела комсомольца Навального,к персональному делу комсомольца Бакова? это совсем другая история, о могущественный султан, и ее я могу рассказать тебе следущей ночью
С: я хочу понять на какую работу был нанят Навальный и что он выполнил.
Б: Работать приходилась с кусочками, т.к. никто из грандов с оппозиционной партией работать не хотел. Надо было собирать остатки. Володя. Еще раз. Это были мои деньги. Кампания по наружке была свернута. Никаких денег через Навального не шло. В чем вопрос?
С: Никита, еще раз. Навального ты нанимал? На какую работу? Сколько денег? на что потрачены?
Б: я. На работу с наружкой. Денег потрачено не было
С: а был ли перевод фирме Навльного ООО Аллект?
Б: нет! Я тебе про это и говорю !
С: а проводка осталась. Не понятно. Если верить публикациям.
Б: нет. по публикациям был договор
С: то есть ты денег не перевел, он работу не выполнял и все осталось на уровне предварительных договоренностей ?
Б: договоров
С: услышал. Что-то вызывает сомнения. Большие. Так он для СПС ничего не сделал?
Б: нет
Как мы видим, у фигурантов всей этой истории тяжелое расстройство памяти и они едва ли даже помнят, как их зовут, поэтому полагаться на их свидетельства бесполезно. Придется как всегда во всем разбираться самим. Собственно говоря, возможных вариантов у этой истории немного:
- Деньги поступили Навальному и все были потрачены по назначению. И чего тогда, спрашивается, Никите Белых путаться в показаниях и врать на каждом шагу?
- Деньги вообще никуда не поступали, а Навальный зачем-то делает вид, что поступали. Видимо, чтобы хоть как-то объяснить, откуда взялись те самые 350 тысяч евро, которые он был намерен инвестировать в черногорскую недвижимость ровно в то же самое время, как шла избирательная кампания в Госдуму. Документы в ЦИК в таком случае сдали липовые;
- Деньги дал Никита Белых, а жулик и вор Навальный их похитил, кинув своего старого приятеля, который зла не помнит и потому его теперь выгораживает. Крайне маловероятно, с учетом того, что Белых спустя немногим более года после избирательной кампании назначил Навального своим советником в Кировской области, где они продолжили свою деловую дружбу;
- Деньги дали некие сторонние спонсоры партии СПС (Администрация президента, Госдеп, Чубайс, ZOG - нужное подчеркнуть), а шайка жуликов и воров в лице Навального и Белых их столь эффективно освоила, что партия СПС провалилась на выборах в Думу, а эффективные менеджеры ушли на повышение в Киров.
Для того чтобы во всем разобраться, воспользуемся надежным источником информации. А именно собственными словами Алексея Навального. Но не теми, что он сейчас говорит следователям и журналистам, а теми, что он писал другим людям в то самое время, когда и разворачивалась история с ООО «Аллект» и партийным бюджетом СПС. А именно к его почте (к сожалению, от этого древнего периода сохранились лишь письма самого Навального, которые были в папке «Отправленное», но и они дают неплохое представление о том, что же там было на самом деле):
Итак, первое сообщение, вернее сразу два сообщения, на тему СПС и их бюджета датированы 11 мая 2007 года. В них он отправляет своей матери (ох уж эта пагубная страсть к «семейному бизнесу» а ля рус) сразу несколько базовых документов по размещению партийной рекламы. Сопроводительным текстом является следующее:
Привет.
Высылаю реквизиты СПС и перечень городов.
Он в экселевском файле «баннеры» вкладка «стопудовое»
К письмам приложены четыре файла. С реквизитами партии СПС все понятно, договор между СПС и «Аллектом» тоже ничем не примечателен. Наибольший интерес представляет из себя экселевский документ, из которого становится понятно, откуда же взялись пресловутые 108 миллионов рублей, заинтересовавшие Алексея Ивонина:
Тем не менее, в приложении к договору за основу взята другая таблица на меньшую сумму как раз из вкладки «стопудовое»:
11 мая, судя по документам ЦИК, проходит первый платеж от СПС ООО «Аллект» в размере 19,5 млн. и в этот же день Навальный пересылает матери счет на оплату изготовления баннеров в типографии. Работа пошла:
В дальнейшем на протяжении мая можно встретить в почте счета от операторов наружной рекламы из разных городов страны ( все они проходят по категории «стопудовое» - Саратов, Казань, Ярославль, Ростов-на-Дону, Волгоград и др.) на размещение баннеров. 25 мая Навальный отправляет матери экселевский файл, в котором указана реальная стоимость размещения рекламы на июнь, которая, как можете заметить, немного отличается от тех цен, которые указаны в документе «стопудовое»:
28 мая Навальный пересылает матери договор с СПС и новое приложение к нему, из которого следует, что стороны приняли решение продлить сотрудничество на июнь-август по тем же самым регионам, что указаны в графе «стопудовое». Что касается стоимости, в приложении к договору черным по белому написано:
2. Размещение указанных рекламных материалов будет осуществлено Исполнителем в срок с 1 июня 2007 года по 31 августа 2007 года.
3. Общая стоимость выполняемых Исполнителем работ (оказываемых услуг) в соответствии с настоящим Приложением составляет 39 310 000 (Тридцать девять миллионов триста десять тысяч) рублей, включая НДС (18%): 5 996 440,68 (Пять миллионов девятьсот девяносто шесть тысяч четыреста сорок рублей 68 копеек).
31 мая Навальный пишет своей подруге Маше Гайдар, которая по совместительству работала в штабе партии СПС, следующее письмо:
Могут спросить:
1. Бабло. По договору (прилагаю, возьми на случай) они должны нам 39310. Перечислили половину. 19500. Остальное мы должны получить двумя равными траншами. Следующий мы ждём до 15 июня. Если спросят почему, то скажи, что полученные ранее деньги мы разослали по регионам полностью, а из следующего транша должны оплатить июль и выплатить налоги, в первую очередь НДС (это будет правда). Потому хотим до 15 июня. Последний трпанш до 15 июля.
Возможно потребуется увеличение суммы, потому что ежемесячную доклейку нижней полосы они придумали после согласования сметы.
2. Бумаги. Почемы мы не дали им договор с печатью - они сами его переделывали сто раз, потому и не дали. Но дадим в любую секунду.
Где счёт-фактура - готова привезём в ближайшее время. Им всё равно не горит.
Плюс приложение надо править, потому что слетел Краснодар и есть другие изменения и дополнения.
3. Адресные программы и фотоотчёты - всё расскажет малинос.
4. Макет нижней полоски на замену - строго до десятого числа уже отдать в пипографию. Иначе не успеем. Вообще с этими перклейкамиспроси у Леры. Она как-то хитро договорилась с типографией и мы можем не заказывать полоски, а полностью печатать новые плакаты.
5. Светлое будущее: ну это уж сама. Но помни, что в разговоре со мной Пермяков предполагал, что в Москве надо 250, мособласть 200, Питер 150, Ленобласть 100. Плюс по всем регионам увеличение программы на 50% Ты в предложении захуячила другие цифры. Но твои цифры нам интереснее конечно.
На протяжении периода с июня по август Навальный пересылает матери счета на оплату поверхностей в различных городах из заявленного плана. Однако участие Навального в избирательной кампании СПС одними биллбордами не ограничилось. 17 июня он отправляет Никите Белых сценарии предвыборных видеороликов партии:
Пересылаю тебе письмо. Концепция в приложенном файле.
Отметь, что весьма продвинутый журналист называет тебя «Билых». Это говорит
о том, что надо удвоить наши усилия )))
Жду ответа
И вот 30 июля Навальный начинает переписку с Марией Гайдар по поводу размещения наружной рекламы на осень уже в гораздо больших объемах, нежели весной и летом (цена в конце указана за месяц):
Основное размещение рекламы планировалось вести через одного из крупнейших наружных операторов того времени группу Gallery, с представителями которых в почте Навального можно найти немногочисленную переписку.
Первое время работа по размещению шла нормально. Иногда в тех или иных регионах возникали локальные проблемы, но в этом нет ничего удивительного при веерном размещении на всю Россию через разных операторов. Рабочие моменты Навальный согласовывал с главой штаба СПС известным и весьма одиозным политтехнологом Баковым:
Антон, привет. В приложенном файле адресная программа.
Будет отлично, если ты поможешь контролировать её средствами штаба. Наши методы контроля, сам понимаешь, достаточно ограничены.
Я и хотел с тобой согласовать изменение программы на сентябрь в Москве: очень сильно не хотят в нашем городе поверхностей 3Х6 с лицом Белых.
Поэтому мы предлагаем взять вместо 300 билбордов, которые найти нереально, следующую программу: около 20 больших видеоэкранов 8Х10 все в центре. Несколько 3Х6 висящих на стройках, тоже в центре и на хороших местах, около 100 билбордов 3Х6 и ситиформаты на МКАД (на столбах на разделительной линии) несколько километров равномерно по всей дороге.
Напиши мне, если есть возражения.
Напоминаю про макет. Мы горим с ним уже во всю. И в регионах не можем даже утверждать программы без него. Не говоря уже о печати и рассылке.
И все бы хорошо, но в середине августа начались финансовые затруднения. 16 августа Навальный отправляет Марии Гайдар экселевский документ, который на следующий день отправил и Бакову:
Судя по проводкам, указанным в документах ЦИК, СПС к концу августа все-таки закрыл летнюю задолженность перед «Аллектом», включая проценты за посредничество, а также перевел необходимую сумму для размещения осенью. Несмотря на то, что никаких платежей от СПС «Аллекту» в дальнейшем не поступало, кампания по размещению наружной рекламы продолжалась. Вот, например, письмо Бакову и Белых от 16 октября:
Дорогие друзья!
Как я и предупреждал вчера вечером «Остановим план Путина» размещать отказываются. Сейчас уже идут массовые отказы. Можем, конечно, дальше помучаться, но октябрь скоро заканчивается. Поэтому прошу Вас дать другой макет. Вернее макет с другим слоганом.
Прошу принять решение срочно.
Также напоминаю, что нам необходимо срочно погасить небольшую задолженность по октябрю и оплатить ноябрь. В некоторых регионах из-за того, что мы не оплачиваем свою бронь нам грозят судом, что вполне реально, так как мы всем раздали гарантийные письма.
С уважением, вечно Ваш
А. Н.
Тогда же Навальный отправил своим коллегам свой политический креатив, которым хотел завешивать региональные биллборды (facepalm):
Если исходить из того, что кампания с июня по август обошлась в 39 млн., майская - еще 13 млн., то у «Аллекта» должно было остаться 47 миллионов рублей на размещение наружной рекламы в осенние месяцы, чем он, по всей видимости, и занимался. Не исключаю, что далеко не все деньги в итоге были потрачены целевым образом, но сделать подобный вывод из почты по крайней мере нельзя.
Итого:
- СПС действительно переводил деньги ООО «Аллект», что бы там ни говорил Никита Белых. Деньги переводились в соответствии с документами, которые зафиксированы в отчете в ЦИК. Т.е. речь, по всей видимости, идет о 99, а не 108 миллионах рублей.
- В определенный момент (в августе) с финансированием наружной рекламы со стороны СПС возникли трудности, однако кампания была продолжена хоть и в меньшем объеме, чем это планировалось.
- Навальный, если что и приворовывал в процессе размещения рекламы, то делал это не вопиющим образом. Судя по всему, никакого отношения история с размещением рекламы к скандальной «задолженности в 140 тысяч евро» не имеет», а те деньги выплачивались Навальному из «черной кассы» за работу советником губернатора.
- Имел ли право «Аллект» оказывать услуги рекламного характера - не ясно. Для этого надо поднимать устав ООО, которого нигде в открытых источниках нет. Да и даже если в данном случае имело место нарушение, то это совсем уж мелко и наказывается мизерным штрафом.
Вот такие дела. Ничего в этой истории интересного нет. Зачем Белых врал не понятно.