Итоги прошедших в марте выборов свидетельствуют скорее об эволюционирующей стабильности системы, ее внутреннем развитии в рамках сложившегося партийно-политического спектра, чем о снижении управляемости общественно-политической ситуации в стране.
Обращает на себя внимание положительная оценка результатов выборов, прозвучавшая из уст руководителей всех парламентских партий. Такое впечатление, что никто не ожидал достигнутых результатов. Большинство наблюдателей результаты мартовских выборов восприняли как зримое воплощение руководящих установок, сформулированных президентом Дмитрием Медведевым по итогам предыдущего, осеннего единого дня голосования, вызвавшим бурю возмущения в рядах «парламентской оппозиции». При этом Дмитрий Медведев, возможно невольно, морально поддержал оппозицию, деятельность которой после чего заметно оживилась.
В то же время, местные наблюдатели, полученные результаты воспринимают как «честные» и объясняют это тем, что в ряде регионов наиболее ожесточенная борьба за власть с применением подчас сомнительных технологий шла не между партиями, а между местными кланами, которые использовали разные партийные площадки. Конкурирующие административные ресурсы, таким образом, погасили эффект от манипуляций друг друга, явив избирателю «очищенный» результат.
Принципиально важным результатом выборов для Кремля представляется эффект перетекания протестных голосов не во внесистемные катакомбы или на улицу, а в стройные ряды системной оппозиции - в электорат КПРФ, «Справедливой России» и ЛДПР. Остальные конкуренты, даже вполне лояльные в их нынешнем виде, по-прежнему жестко отсекаются от процесса дележа мандатов.
Прагматический замысел новой стратегии Кремля, проявившейся в переформатировании «электорального пространства», становится более понятен с учетом итогов «Дня гнева», заявленного организаторами как всероссийская акция протеста. Опасность сближения системной и внесистемной оппозиции в условиях недовольства первой масштабным применением административного ресурса на выборах октября 2009 года представлялась более чем реальной.
Кремль решил одновременно несколько тактических задач. Предотвращено сближение системной и внесистемной оппозиции, грозившее стать критическим фактором в условиях объективно поднимающейся в стране волны социального недовольства. Продемонстрирована работоспособность электоральной машины даже в условиях введенных ограничений в отношении наиболее одиозных практик применения административного ресурса. Заложены основания для последующей постепенной коррекции оценок внешними наблюдателями российского электорального процесса в плане его соответствия критериям “free and fair election” (признаки такой коррекции уже имеют место).
Таким образом, речь идет об осторожном эволюционном процессе, инициированном сверху, при котором осуществляются дозированные изменения. Но даже они - в условиях искусственно ограниченной партийной системы - способствуют росту политической конкуренции и более адекватному выявлению мнения избирателей.
Полный текст комментария
читайте на сайте Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования.