Применение «живого щита» говорит о наличии болезни. Реакция правоохранительных органов - о ее запущенности, общества - о растущем недоверии к федеральной власти.
Скандальные инциденты на московских дорогах, ответственность за которые общественное мнение однозначно возлагает на представителей «власти» - сотрудников ГИБДД и топ-менеджеров «ЛУКОЙЛа», - приобрели масштаб политического кризиса. Несвоевременная и растерянная реакция государственных органов, в сочетании с убедительной демонстрацией возможностей информационных технологий в качестве орудия мобилизации и организации протестных настроений, - интригующие признаки стремительно меняющегося политического контекста, вызвавшие противоречивые комментарии экспертов и аналитиков.
Инциденты на московских улицах вскрыли глубочайшее социальное отчуждение и тотальное недоверие ко всем без исключения политическим и общественным институтам. Эти ярко выраженные симптомы болезни общественно-политической системы, свидетельствующей о запущенном, хроническом характере заболевания. И причины его нужно искать глубоко.
Ровно два года назад похожий случай произошел в соседней Беларуси. Там на трассе Миклашевичи-Минск сотрудники ГАИ преследовали мчавшийся со скоростью 160 км/ч Volkswagen, которым управлял пьяный водитель. Чтобы остановить нарушителя, сотрудники ГАИ на подъезде к Минску выставили на трассе заграждение из других машин с находившимися внутри людьми. В результате столкновения пострадали пять человек. Обошлось без жертв. Только благодаря СМИ удалось обратить внимание на этот инцидент. Руководство МВД не усматривало нарушений в действиях работников ГАИ и более того, даже оправдывало действия своих сотрудников. В итоге работники ГАИ, выставившие «живой щит», получили условные сроки, а их начальник - строгий выговор. Только в результате длительного судебного разбирательства потерпевшие получили денежную компенсацию за лечение и моральный ущерб.
Похоже, указанные проблемы не являются чем-то исключительным для стран бывшего СССР. И представляется, что корни болезни нужно искать в существовавшей единой системе правоохранительных органов единой большой страны. А по установлению причин и вынесения диагноза, необходимо принимать решения по оздоровлению системы в целом.
В этом контексте экстренные меры, принятые по инициативе президента и призванные в очередной раз дать надежду активным гражданам на учет их мнений, налаживание «обратной связи» государства с обществом, представляются запоздалыми, половинчатыми, но все же указывающими направление решения проблемы.
Попытки внесистемной оппозиции придать таким «выхлопам» организованный и институциональный вектор (акция со сбором подписей за отставку Владимира Путина) на сегодня предсказуемым образом обречены на провал. А это значит, что с высокой долей вероятности неожиданная, вынужденная готовность к «открытости», продемонстрированная властью в этой ситуации, окажется в очередной раз сведена к показательным отставкам, извинениям и заявлениям - при сохранении базового статус-кво сложившейся системы отношений, которая вот уже много лет воспроизводит предпосылки для повторения аналогичных системных «аварий» и сбоев в масштабах всей страны.