Выступление министра финансов
Алексея Кудрина на экономическом форуме в Красноярске, в котором он
раскритиковал систему российской власти и даже косвенно выразил сомнение в
честности выборов, стало одним из наиболее резонансных событий недели.
Кудрин
не ограничился техническим анализом выполнимости стоящих перед
финансово-экономическим блоком задач, а сопроводил его заявлениями, далеко
выходящими за границы компетенции правительственного чиновника. Его слова
скорее подошли бы крупному федеральному политику. Собственно, и апеллировал он
к политическому авторитету, напомнив, как три года назад на Красноярском форуме
выступал Дмитрий Медведев, тогда еще кандидат в президенты. Будущий глава
государства провозгласил доктрину «четырех И»: институты, инфраструктура,
инновации и инвестиции. Через три года Кудрин подвел своеобразный итог, который
оказался неутешительным.
Согласно
диагнозу Кудрина, правительство до сих пор не выбрало модель развития
экономики, страна стареет, теряет привлекательность и динамизм, постепенно
сползая в докризисную сырьевую дрему. Волю к реформам парализовали рекордные
цены на нефть и рост фондового рынка. Оба эти фактора - временные, и коррекция
неизбежна, предупредил традиционно осторожный министр; без привлечения
инвестиций и сокращения госрасходов Россия обречена на вялый рост.
Реакция
в обществе на программное заявление заместителя главы правительства оказалась,
как ни странно, биполярной. Одни неравнодушные сограждане хватаются за голову и
за сердце, предрекая некогда могущественной державе окончательное превращение в
страну третьего мира и сырьевой придаток Запада (с перспективой иметь
малограмотных внуков и не дожить до пенсии). Другие, напротив, не обращая
особого внимания на крайне спорные базовые ориентиры изложенной экономической
стратегии, восторгаются в первую очередь «смелостью» и «честностью» Кудрина,
считая его речь едва ли не революционной. Вот наиболее типичная похвала
оратору: «Кудрин разнес в щепки вертикаль Путина! Разнес политическую систему,
«выборы», пенсионную реформу…»
Действительно,
уже «в первых строках» своего выступления Кудрин прямо апеллирует к программным
лозунгам Дмитрия Медведева, однако сделать на этом основании вывод о том, что
выступающий солидаризуется с Медведевым, можно только в том случае, если не
читать текст дальше первого абзаца. Ибо из всего выступления министра финансов
со всей однозначностью вытекает вывод прямо противоположного характера: Кудрин
напрочь отверг инновационный (наукоемкий) сценарий развития отечественной
экономики и России в целом на ближайшие 20 лет.
Так
называемый инновационный путь заключается в том, что государство должно тратить
больше, чем зарабатывает, увеличивая ассигнования на медицину, образование,
науку и другие социально приоритетные нужды. И в конечном итоге смириться с
дефицитом бюджета - разумеется, ради ускорения роста экономики и перехода от
сырьевой модели развития к наукоемкой и высокотехнологичной. Именно против
такого сценария как несовместимого с приоритетом «увеличения сбалансированности
и снижения дефицита» направлен основной пафос выступления Кудрина, лейтмотивом
которого выступает призыв к повсеместной экономии и снижению бюджетных
расходов, возврату к практике стерилизации «избыточных» денежных средств в
стабилизационных фондах, максимально возможному избеганию рисков и т.д.
Алексей
Кудрин фактически признает очевидное для каждого здравомыслящего наблюдателя
положение вещей: никакого целостного, сбалансированного по ключевым
приоритетам, стратегического плана инновационного развития нет. Модернизация
объявлена уже два года назад, но итоги ее не видны, а меры властей к ней и не
ведут. Кудрин честно сказал, что стоит за старое положение вещей. Но его
честность - это тоже игра, как и сам модный в этом политическом сезоне «дискурс
модернизации».
Россия
уже вписана в международный рынок как поставщик сырья. Наше правительство - это
правительство бизнеса, поставляющего сырье. Для любых иных отраслей нужно
вкладываться в развитие внутреннего рынка и его защиту, а их интерес -
расширять вывоз и снимать преграды для него в других странах (для этого РФ и
рвется в ВТО). Поэтому никакие реальные обновления, а тем более инновационные
отрасли не нужны. В этом видят только избыточные затраты, противоречащие
приоритету «увеличения сбалансированности и снижения дефицита». Алексей Кудрин,
возможно как никто другой, ясно осознает, что главный подводный камень у
подлинной модернизации - это нынешняя экономическая модель (созданная при его
непосредственном участии) и что ее источник - сырьевые монополии и их
политические патроны. Понимает он и то, что изменение этой модели с
необходимостью предполагает в той или иной форме экспроприацию прибыли
сырьевого монополистического сектора и использование его ресурсов для развития
страны и реальной модернизации ее экономики. Но без экспроприации политической
власти в стране это невероятный сценарий. Способен ли Алексей Кудрин - будучи
фактическим архитектором нынешней экономической модели и одновременно
альтер-эго человека, выступающего политическим гарантом ее неприкосновенности,
- поддержать подобный сценарий? Ответ очевиден.
Вместе
с тем существуют известные общественные ожидания, и «президент надежды»
пытается их эксплуатировать, поскольку общество в России объективно более
развитое, чем нынешняя структура нашей экономики. Деформированная модель
принятия и исполнения решений, при которой утвержденные планы и прогнозы приходится
регулярно пересматривать после неожиданных политических решений правящего
тандема, давно раздражает апологета стабильности и финансовой дисциплины
Кудрина. Фундаментальную причину популистских метаний правящего тандема и
«партии власти» министр финансов усматривает в слабости «мандата доверия»
политического руководства страны. Конечно, слов «минувшие выборы президента и
Госдумы были нечестными» Кудрин не произносил. Однако именно этот смысл
наблюдатели прочли в высказываниях вице-премьера. Намекать на сомнительность
результатов предыдущих выборов, даже в такой завуалированной форме, - для
правительственного функционера дело весьма двусмысленное.
На
Красноярском форуме Кудрин фактически предстал в амплуа критически
настроенного, умеренно либерального политика. По мнению экспертов, оставаясь в
должности министра финансов уже десять лет, Алексей Леонидович, очевидно,
исчерпал свой ресурс на этом посту - а человек он нестарый, уходить на пенсию
ему рано. Наблюдатели не исключают, что он задумал сменить сферу деятельности и
переместиться по горизонтали, в публичную политику, в Государственную думу.
Кудрин
дает понять, что он заинтересован в откровенно «правом» электорате, который
помог бы правительству провести реформы в новом, либерально направленном ключе.
Возможно, Кудрину с его репутацией, с его взглядами было бы уместно стать
лидером одной из либеральных партий, среди которых наиболее очевидный вариант -
«Правое дело». По мнению экспертов, приход Кудрина был бы выгоден партии, в
которой при нынешнем руководстве идут одни дрязги и пересуды и у которой
никаких парламентских перспектив нет. Если же ее возглавит такой известный,
раскрученный в медийном плане человек, под которого и бизнес, и потенциальные
инвесторы дадут деньги, то у партии появятся шансы преодолеть семипроцентный
барьер.
Так
что вполне возможно, что заявление Кудрина - это не простая эмоция, а элемент
продуманной стратегии и он действительно намерен пойти в публичную политику. В
этом контексте становится более понятным и смысл претензий, выдвигаемых
вице-премьером в адрес существующей электоральной практики и состава представительных
органов власти. И резко негативная реакция «партии власти» на высказывания
Кудрина свидетельствуют о том, что его «мессидж» был прочитан вполне
однозначно: Алексея Леонидовича интересуют не «справедливые и честные» выборы
как таковые, а именно те, которые нарушат сложившуюся монополию «Единой
России». По всей видимости, Кудрин имеет основания подозревать, что единороссы
могут не оказать всей необходимой поддержки его реформаторским замыслам - как в
силу их традиционной хаотично-популистской позиции, так и в силу всем известной
«сильной личной неприязни», имеющей место между Алексеем Кудриным и
руководством этой партии.
Возможно,
выступление Кудрина - это попытка застолбить за собой монополию на разработку
экономического курса уже после президентских выборов. Борьба идет не только за
какие-то аппаратные позиции. Борьба идет за право вырабатывать экономический
курс, с которым власть пойдет на выборы и который с высокой степенью
вероятности в дальнейшем будет реализоваться.
В
том-то и дело, что предельно осторожная в формулировках и аккуратная
либеральная речь Кудрина может быть использована как угодно: и в премьеры с ней
можно пойти, и новый правый партийный проект возглавить, и просто получить
пиар-поддержку во внутриправительственной войне за сокращение расходов, и даже
поработать на либеральный ребрендинг нынешнего премьера, если тому он
зачем-нибудь понадобился. Что же касается истерической реакции «партии власти»
и штатных «охранителей», то ее трудно назвать иначе как саморазоблачительной.
Подробнее
читайте
на сайте Центра проблемного анализа и
государственно-управленческого проектирования.