Подготовка к саммиту НАТО в Варшаве вышла на финишную прямую. А вместе с ней и подготовка условий для подписания Минска-3, то есть слива Донбасса с помощью ввода миссии ОБСЕ.
Очевидно, что эти темы тесно увязаны между собой: в Варшаве должны быть приняты стратегические для европейской системы безопасности решения, и составной их частью, компонентом новой конфигурации сдерживания РФ должен стать ввод войск НАТО в Донбасс под видом миротворцев. Это логически дополнит выстраиваемую инфраструктуру конфронтации, в которой на севере предусматривается размещение дополнительных сил в Прибалтике и втягивание Финляндии и Швеции в НАТО, а на юге - создание Черноморской флотилии Альянса (с которым, правда, возникли некоторые сложности из-за позиции Болгарии, но вряд ли они смогут помешать принятию уже согласованного решения).
О том, что на этот раз всё очень серьёзно, говорит и срочный визит Керри накануне саммита в Киев и Тбилиси. Этот визит готовился уже давно, ещё в конце апреля его анонсировала Нуланд в ходе своего вояжа в Киев. Но до недавнего времени никаких предпосылок к нему не наблюдалось, вместо этого Нуланд пришлось ещё раз навестить своих подопечных в укрохунте. И вот теперь процесс получил какой-то резкий толчок.
В содержательном отношении есть основания полагать, что хунта под очередное честное пионерское обещание принять закон о выборах выторговала у Штатов значительное усиление военной поддержки, включая размещение производства американских вооружений на своей территории и, возможно, какие-то политические обязательства НАТО: в Варшаве готовится встреча Порошенко и Обамы, а также принятие специальной декларации укра-НАТО. Хунта последовательно добивается того, о чём говорила уже давно, - "вмонтирования" своей безопасности в общий стратегический пейзаж Европы. Не исключено, что в ходе визита Керри закон о выборах должен быть принят хотя бы в первом чтении, из-за чего хунта срочно заблокировала трибуну Рады.
Со своей стороны, Кремль ведёт себя непоследовательно. На протяжении двух месяцев шли публичные сигналы о том, что Москва готова принять сделку по сливу на условиях миссии ОБСЕ, но сейчас она упорно отрицает свою готовность провести новую встречу в расширенном нормандском формате для закрепления её в виде Минска-3.
Западные партнёры предлагали провести её до Варшавского саммита, чтобы на его момент иметь на руках готовый мандат по миссии ОБСЕ и принимать соответствующие решения. Сейчас, по словам свина, речь идёт о том, чтобы в Варшаве провести подготовительную встречу и выработать "конкретные документы". При этом некий французский дипломатический источник говорит, что встреча четвёрки пройдёт не раньше осени. Но в то же время из ОРДиЛО поступают сигналы о всамделишной подготовке "праймериз", под которые будут замаскированы выборы, но это само по себе мало о чём говорит.
Действительно ли за кулисами ещё продолжается торг, или всё уже решено, а Кремль лишь тянет время и пытается строить хорошую мину при отвратительной игре, пока понять сложно. Не исключено, что в обмен на согласие на миссию ОБСЕ в Донбассе Москва ещё надеется выторговать уступки в других проблемных зонах, на той же Балтике, к примеру. Не зря Путин своим решением по транспондерам послал сигнал Западу о готовности снизить накал напряжённости в этом регионе. Но Запад уже не раз показывал, что не считает выполнение минских соглашений предметом торга. РФ должна выполнить свои обязательства, а не требовать за это каких-то плюшек.
Возможен ещё и тот вариант, когда Кремль действительно рассчитывал в обмен на своё согласие по Минску-3 получить частичное ослабление санкций уже сейчас. Пока что этого не произошло, но в сентябре истекает срок третьего пакета персональных санкций, введённых в сентябре 2014 года после подписания Минска-1, и это тоже будет возможностью требовать смягчения этих санкций.
Ну и третий фактор, который может влиять на этот процесс, - это электоральные соображения. Путину желательно переходить к сливу после думских выборов, и оттягивание срока проведения встречи может быть связано с желанием сохранить остатки лица накануне выборов в Думу. Забавно, что хунта в этом вопросе ему явно подыгрывает: обещание принять закон о выборах 14 июля, т.е. после Варшавского саммита, как раз соотвествует анонсированной позиции Кремля.
Правда, по большому счёту, все эти факторы могут быть отброшены в один момент. Да и содержательно они никак не влияют на характер готовящейся сделки. Слив - он и есть слив. Его примерные условия уже расписали. Вопрос только лишь в сроках оглашения. Это, конечно, тоже имеет значение, но уже далеко не принципиальное.