Уйти по-английски. Как распадается карточный домик

Jun 24, 2016 23:10

Итак, Брекзит из идеи и прожекта стал реальностью. С чем всех и поздравляю.

Но реальностью пока "виртуально-политической", до его практического воплощения ещё далеко. Голосование в Великобритании несколько спутало карты западным политикам, запустило определённые процессы и открыло небольшое "окно возможностей" для тех, кто не в восторге от нынешнего курса Запада. Теперь вопрос в том, кто и как сумеет этим "окном" воспользоваться.

Ключевую роль здесь будет играть фактор времени - кто быстрее "поймает волну" и сможет перевести дискуссию в выгодное для себя русло, тот и окажется в выигрыше. Попытаемся в общих чертах обозначить позиции и тактику главных игроков на данный момент.

Великобритания. Растянуть бодягу, пока Европе не надоест.

Понятно, что Лондону придётся теперь демонстрировать чудеса политической эквилибристики, чтобы, не отвергая результаты референдума открыто, свести к минимуму его политический и практический эффект и вызванные им потери. В первую очередь Кэмерону и компании нужно затянуть процедуру выхода. Заявление об отставке премьера было чрезвычайно громким, но "ушёл" Кэмерон не совсем в английском стиле: вместо того, чтобы уйти не прощаясь, он заявил, что уходит, но потом, в октябре, может быть, после решения партии... И самое главное, пока начинать процедуру выхода он не будет, а передаст эту почётную миссию своему преемнику. Кстати, наиболее вероятный из них Борис Джонсон тоже призвал не ускорять процесс выхода.

Почему только в октябре? Потому что это последние месяцы президентства Обамы, а поскольку надежда завершить переговоры по ТТИП ещё сохраняется, пока что лидер консерваторов пытается успеть вскочить на подножку уходящего поезда. Ведь до формального выхода Великобритания формально сохраняет все права и обязанности члена ЕС, хотя, конечно, фактическое её влияние радикально сократится.

Ну и ясное дело, в арсенале Лондона остаётся уйма средств для того, чтобы выскользнуть из петли народного волеизъявления. Начиная от рекомендательного характера референдума до проведения повторного, петицию о котором уже зарегистрировали в британском парламенте.

США. Сохранить разваливающуюся конструкцию.

Как бы американцы ни пыжились, ни строили грозную мину и ни грозили британцам чуть ли не концом света в случае голосования за Брекзит, всё равно эти угрозы останутся лишь фигурой речи, потому как топить своего ближайшего союзника в Европе - наступать на горло собственной песне.

Другое дело, что американцы могут со всей строгостью подойти к вопросу демонстрации строптивым британцам последствий их экстравагантного решения. Пока Кэмерон будет растягивать переговорную бодягу, Вашингтон даст гражданам Великобритании в полной мере ощутить на своей шкуре "тяжкую долю независимости", чтобы поумерить пыл даже самых рьяных евроскептиков.

И у американцев есть все основания прилагать особые усилия: фактический развал и без того буксующей конструкции ТТИП, из-под которой норовит выскользнуть один из ключевых элементов, заставляет идти на крайние меры, особенно в преддверии избирательной кампании с таким непредсказуемым участником, как Дональд Трамп, которому Брекзит, разумеется, сыграет на руку.

Старая Европа. Побыстрее выгнать Лондон и идти вперёд.

Страны континентальной Европы, похоже, пытаются поскорее перейти к реализации того самого "плана Б", о котором много писали до этого, то есть форсирования углубления интеграции, не заморачиваясь с тем, как дальше налаживать отношения с Лондоном.

Юнкер с Туском и Шульцем моментально отреагировали на новость об итогах британского голосования коротким, но ёмким заявлением, в котором призвали британское правительство "воплотить в жизнь волю народа" и как можно скорее приступить к процедуре выхода, а также поспешили отменить февральскую сделку по новым условиям членства Великобритании в ЕС. "Быстро, быстро, проходим, не задерживаем публику". Поторопиться с выходом призвал Лондон и Франсуа Олланд.

А вот Меркель, судя по её реакции, не особо в восторге от такой перспективы. Всё же ТТИП и партнёрство со США для неё представляет больший приоритет, нежели усиление европейского автономизма, поэтому она призвала "не спешить с решениями" и созвала саммит европейских "грандов".

Крайне правые и евроскептики. Повторить успех британцев.

После оглушительного и неожиданного успеха британского референдума политические силы еврскептического толка в других государствах ЕС могут попытаться провести аналогичные процедуры и полностью "перевернуть стол" европейской политики.

Но сопротивление со стороны действующего истеблишмента будет колоссальным. Выход одной Великобритании - это проблема, выход двух стран - кризис, выход трёх и более членов - крах евроинтеграционного проекта. Если не вмешаются никакие внешние раздражители, европейский истеблишмент сумеет преодолеть давление "антимейнстрима". Но если к нынешним проблемам добавится какой-нибудь неожиданный и острый вызов, или если американские меры давления на Лондон приведут к полноценному финансовому кризису, эти силы смогут поставить вопрос ребром и, может, даже добиться существенных результатов. Пока что для них Брекзит - это хорошо, но мало.

Кремль. Молчать и плакать.

Кремлю, очевидно, Брекзит и связанные с ним перипетии - лишняя и совершенно ненужная попаболь. Тональность сегодняшнего заявления Путина на эту тему можно охарактеризовать как незабвенное матроскинское "вот опять расходы непредвиденные". Штатные пропагандоны завели пластинку "ничего это ещё не значит", "переговоры будут вести долгие годы", "а нам всё равно". В общем, есть некоторая доля злорадства, но совершенно ясно, что воспользоваться шансом даже пытаться не будут.

А ведь могли бы хоть старую идею Большой Европы на этом фоне вбросить. "У нас мол тоже свои европейские прожекты имеются вместо ваших проваленных".

Но нет, ничего не будет, даже поползновений. Буду покорно ждать, когда Запад соизволит принять капитуляцию.

В зависимости от того, как будет развиваться процесс внутри ЕС, можно будет делать выводы о значимости этих событий для русских интересов. Действительно ли старая Европа пойдёт на абордаж и будет форсировать углубление интеграции, или процесс увязнет в переговорной бодяге - посмотрим. Уже следующая неделя должна расставить некоторые точки над ё и дать представление о том, станет ли Брекзит тем самым взмахом крыльев бабочки, который запустит бурю, или останется лишь досадным недоразумением на пути.

Германия, ЕС, евроинтеграция, США

Previous post Next post
Up