На горизонте замаячил Минск-3

Jun 20, 2016 10:00

Помните вывеску из старого фильма "Заячий переулок (бывший Волчий тупик)"? Кажется, западные партнёры готовятся проделать нечто подобное с минскими соглашениями, лёгким движением руки превратив нынешней минский тупик в некое подобие донбасского переулка, по которому натовским солдатам можно будет пройтись строевым шагом по заботливо расстеленной Кремлём красной дорожке.

Собственно, это уже не первый пример проделывания такого трюка, когда новые требования Запада и уступки Кремля подаются под соусом новой сделки, на этот раз "окончательной и железобетонной". И Минск-1, и Минск-2, по сути, - фиксация отступлений и уступок Москвы, сдобренная условными "обязательствами" Запада и укрохунты. На предыдущем этапе объём этих уступок Запад вполне устраивал, но сейчас различные факторы, главный из которых - время, заставляют "добиваться серьёзного прогресса", чтобы успеть "закрыть вопрос" до конца текущего года. Это полностью совпадает и с настроем околокремлёвских кругов, не только призывающих "как можно скорее заканчивать" с этой историей, но и открыто констатирующих, что "конфликт уже преодолён", страница перевёрнута и всё произошедшее должно остаться "тёмным пятном", досадным недоразумением вековой совместной истории братских народов.

Поскольку "закрыть вопрос" по схеме Минска-2 не получается ввиду того, что все разумные дедлайны для организации выборов уже благополучно провалены, в недрах европейских структур вызрел новый план, который должен позволить разблокировать переговорный процесс путём переформатирования нынешней схемы, разумеется в сторону ещё больших уступок РФ и снятия с хунты нынешних обязательств. Забавно, как этот план перекликается и позицией хунтовских ястребов, ещё в конце прошлого года устами Бессмертного заявлявших, что раз Минск-2 себя исчерпал, пора вырабатывать Минск-3. Похоже, их московские гомологи полностью поддерживают такую постановку вопроса.

Первой ласточкой, натолкнувшей на подобные подозрения, стало интервью директора РСМД Андрея Кортунова, в котором на вопрос о реалистичности минских соглашений как дорожной карты политического урегулирования украинского кризиса последовал ответ (перевод):

"Всё, что мы делаем, должно основываться на минских соглашениях. Однако любое соглашение может быть пересмотрено по общей договорённости сторон. По моему мнению, важно сохранить дух [этих соглашений], но при этом исходить из реальности. Во-первых, этот документ сам по себе очень противоречивый и просто слишком короткий. Во-вторых, в современном мире полтора года - большой срок. Кризис на Украине - это движущаяся цель. Мы должны идти в ногу с развитием событий. Нам нужен новый минский саммит, на котором бы был проведён обзор выполнения минских соглашений. Наверное, нам также нужно несколько изменить данный формат. ЕС и США должны присутствовать за столом. В то же время на саммите необходимо внести некоторые изменения в модальности процесса имплементации. Сейчас уже явно, что президент Порошенко не может обеспечить проведения конституционной реформы; он просто не в состоянии собрать большинство в парламенте даже при желании. Наконец, мы должны выйти за рамки первоначального мандата нормандской группы, которая вырабатывала минские соглашения. Вопрос стоит не только об урегулировании конфликта в Восточной Украине, но и о восстановлении страны и организации будущего трёхстороннего взаимодействия РФ, Украины и Европы. Нам нужно решение по газовому транзиту через Украину. Этот компромисс должен показать, что мы можем находить общий язык".

В сухом остатке Кортунов предлагает: 1) новый саммит в новом формате с ЕС и США, 2) изменение модальности, т.е. последовательности выполнения минской схемы, 3) отказ от конституционной реформы ввиду невозможности её провести, 4) выход на трёхстороннее взаимодействие. Запомнили? Идём дальше.

Второй ласточкой стала недавно проведённая в Вене (!) конференция, на которой будто бы "искали пути окончательного решения украинского кризиса". Проводил конференцию Институт Карла Реннера, "политическая академия" австрийских социал-демократов, заклеймённая укропослом Щербой как "пророссийский рассадник" (кстати, сайт института на данный момент не отвечает, анонс конференции доступен лишь в кэше). Судя по отзывам, главным докладчиком на ней был депутат Европарламента от Австрии, руководитель фракции социал-демократов в ЕП (преемник на этой должности нынешнего главы ЕП Мартина Шульца) Ганс Свобода, который подробно разъяснил, почему нынешний кризис не может иметь быстрого решения и требует реформы всей европейской архитектуры безопасности с упором на ОБСЕ, чей мандат на Донбассе, по его мнению, является недостаточным для эффективной работы, и закончил тем, что призвал заключить новое минское соглашение и для этого начать переговоры с самими повстанцами, не снимая политической ответственности с Москвы.

Между прочим, в следующем году Австрия будет председательствовать в ОБСЕ после Германии, так что эти авансы про евробезопасность нельзя сбрасывать со счетов как пустую риторику. Они как минимум будут служить приманкой для Кремля так же, как регулярные заявления Меркель про общее пространство "от Лиссабона до Владивостока".

Но окончательная уверенность в том, что план Минска-3 уже выработан, пришла после ознакомления с совместной публикацией брюссельского аналитического центра CEPS и немецкого DGAP "Украина, Россия и ЕС. Преодолеть тупик минского процесса". Это ведущие европейские аналитические структуры, в недрах которых часто вызревают те решения, которые в дальнейшем ложатся в основу официальной политики европейских столиц и ЕС в целом. Достаточно будет упомянуть для примера, что именно CEPS в своё время предложил формат "углублённой и всеобъемлющей" зоны свободной торговли ЕС с Украиной после того, как проведённое им исследование показало, что обычная ЗСТ без устранения нетарифных барьеров не даст практически никаких эффектов.

Тезисы авторов этой публикации сводятся к следующему:

  • На данный момент минский пакет договорённостей не может быть реализован из-за противоречивости его положений и отсутствия интереса к его реализации у всех заинтересованных сторон;
  • В зоне конфликта нет устойчивого перемирия, не выполняются даже первые пункты минского Комплекса мер о прекращении огня и отводе вооружений. Переговоры в рамках Контактной группы никак не продвигаются, у наблюдателей ОБСЕ слишком узкий и сугубо гражданский мандат, поэтому даже нормандская четвёрка недовольна состоянием мирного урегулирования;
  • Пересмотр Минска-2 крайне необходим для предотвращения новой эскалации и увязывания вопроса снятия санкций с РФ с "прогрессом на земле". ЕС должен использовать санкционный рычаг для того, чтобы заставить Москву "проявить гибкость" в отношении минской схемы;
  • Налаживание двустороннего контакта РФ с США на уровне диалога Нуланд с Сурковым и Карасиным представляет потенциальную угрозу для минского процесса, поскольку в рамках этого диалога возможна увязка вопросов Украины и Сирии и достижение договорённостей без учёта позиции Евросоюза и укрохунты. Поэтому нужно срочно вовлечь Вашингтон в переговорный процесс, дабы избежать подобных "сепаратных договорённостей";
  • Наилучшим выходом был бы переход к формату ЕС-США-РФ, где Евросоюз представляли бы либо Париж и Берлин при должных консультациях с остальными членами ЕС, либо Верховный представитель по внешней политике Федерика Могерини. Такой формат обладал бы большим политическим весом для принуждения Москвы к должным мерам;
  • Ни российская, ни украинская стороны не склонны выполнять условия минских соглашений в нынешнем контексте. Первая из-за опасения потерять рычаг влияния на Киев, вторая - из-за "отсутствия стабильности" в зоне конфликта и постоянных обстрелов, в обстановке которых невозможно убедить парламент проголосовать за конституционную реформу;
  • При этом Украина уже приняла большинство необходимых законов, включая закон об особом статусе и об амнистии, но РФ и поддерживаемые ею силы не соглашаются их принимать ссылаясь на несоответствие минским соглашениям. Киев давно готов предоставить Донбассу культурную, языковую и образовательную автономию, но Москва хочет такой автономии, которая позволит налагать вето на сближение страны с ЕС и НАТО;
  • В этой связи увязка всего процесса децентрализации Украины с предоставлением особого статуса восставшим районам будет серьёзной ошибкой, поскольку затормозит процесс демократических реформ в стране. Поэтому связь особого статуса с конституционной реформой нужно устранить;
  • Категорически нельзя допустить какого-либо постепенного ослабления санкций без выполнения Москвой своих обязательств по минским соглашениям, даже разговоры об этом являются вредными, поскольку создают у российского руководства иллюзию того, что оно может добиться желаемого без необходимости идти на уступки со своей стороны. К тому же если Евросоюз будет "недостаточно последовательным" в вопросе санкций, он утратит рычаг влияния на процесс реформ на Украине и "разочарует публику, которая стояла на майдане". Только если Москва будет знать, что без должных действий с её стороны никакого смягчения по санкциям не будет, а их усиление не исключается, она будет выполнять минские условия;
  • Сейчас Кремлю легко упрекать Киев в невыполнении его обязательств, но при этом уклоняться от выполнения своих и сохранять военное присутствие в зоне конфликта. Последовательность шагов в нынешней минской схеме должны быть изменена. Нужно прописать чёткий перечень условий в отношении перемирия и безопасности, без выполнения которых выборы на этих территориях состояться не могут;
  • Только после установления стабильного перемирия и допуска вооружённых наблюдателей ОБСЕ на всю территорию ОРДиЛО украинская сторона может осуществить отвод своих тяжёлых вооружений;
  • После этого необходимо обеспечить надлежащий мониторинг границы путём расширения нынешней миссии ОБСЕ на двух погранпунктах и предоставления ей права осуществлять наблюдение за всем неконтролируемым участком границы (Прим. - уже реализуется). Только после этого можно начинать подготовку к выборам и обсуждать возможность ослабления санкций, оговорив при этом механизм их возобновления в случае ухудшения ситуации с перемирием;
  • Только после проведения выборов с участием всех украинских партий и признания их соответствующими всем международным стандартам можно переходить к вопросу об амнистии лицам, не совершивших особо тяжких преступлений;
  • Урегулирование конфликта представляет меньший приоритет по сравнению с общей стабилизацией Украины путём проведения европейских реформ, поэтому нежелательно организовывать выборы и предоставлять автономию "сепаратистским регионам" до того, как политическая система страны будет достаточно укреплена для нейтрализации их возможного влияния;
  • Стабильность в Восточной Европе зависит не от компромисса с РФ и создания какой-либо буферной серой зоны, а от прогресса в европеизации соседей, которые бы послужили примером для Москвы.


Сравните эти тезисы с цитатой Кортунова. За исключением разве что конечных выводов о трёхстороннем диалоге, это практически одна и та же схема! Причём схема эта укропская: последовательность "сначала вооружённая миссия, потом граница, потом выборы, потом частичная амнистия, а про конституционную реформу забываем" - это та последовательность, которую вот уже больше года проталкивают свин сотоварищи, и которой европейские "эксперты" лишь придают рациональное с точки зрения европейских интересов обоснование.

Для Москвы же эту последовательность рационализировать будет труднее, особенно после неоднократных бурных излияний про первичность политического урегулирования. Поэтому, судя по заявлениям и шагам последних двух недель, на данный момент принята тактика ползучей сдачи, когда каждый из этих шагов будет претворяться в жизнь отдельно, на основании точечных кулуарных договорённостей, обоснованных в лучшем случае "гуманитарными соображениями", а не путём подписания нового целостного минского пакета. Сначала введут миротворцев на линию разграничения, потом понемногу сдадут границу, потом согласятся на участие укропартий.

И похоже, эта тактика уже вовсю реализуется. 15-часовые переговоры "советников лидеров нормандской четвёрки" (Суркова и Елисеева) в Минске уже вылились в договорённости о так называемых "11 принципах разведения сторон" и о трёх районах такого разведения без каких-либо подвижек по вопросу выборов. И это только то, что объявлено публично!

Проблема в том, что такая ползучая сдача Запад не очень-то устраивает. Ему нужно именно громкое публичное событие, которое бы позволило "подвести черту" и объявить вопрос если не закрытым, то не вызывающим больше особых беспокойств. Понятное дело, таким событием могли бы стать выборы, но сейчас говорить об этом уже поздно - время безнадёжно упущено. Поэтому, как мы и предполагали ранее, перфоманс будет организован вокруг миссии ОБСЕ, введение которой на всю территорию ДЛНР, включая границу, станет поводом объявить конфликт на Донбассе "стабилизированным", выборы отложить до лучших времён в рамках Минска-3, а конституционную реформу вообще снять с повестки дня. Под это дело вполне могут организовать грандиозный минский саммит с Обамой, если к тому времени удастся выйти на договорённости по сдаче Асада.

Согласится ли на этот перфоманс Кремль? С одной стороны, если морковка постепенного ослабления санкций окажется достаточно вкусной, то почему бы и нет. Правда, пока под постепенным ослаблением, судя по утечкам в немецких СМИ, понимается лишь снятие персональных санкций с некоторых российских чиновников вне "крымского" пакета, но сам факт такого ослабления будет значительным медийным выигрышем для Москвы. С другой стороны, зачем спешить с публичной сдачей сейчас, если можно подождать выборов в США и сдаться уже новому хозяину Белого дома под более надёжные гарантии? Бравурные выступления российских министров на Петербургском экономическом форуме выражали такую железобетонную уверенность, что санкции всё равно снимут после выборов в США, что невольно напршивались подозрения о наличии уже готовых договорённостей с "мировой закулисой".

Кстати, в этой связи примечательно, что предполагаемый Минск-3 уже официально готовит Сурков, вытеснивший Лаврова и мидовцев из нормандского формата. В этой связи можно не сомневаться, что процесс будет продвигаться полностью в интересах Нуланд, чьи амбиции в отношении поста госсекретаря при Хиллари уже даже не скрываются.

Самым забавным в этой связи будет, пожалуй, активизация пропагандистской машины для подготовки почвы к грядущему Минску-3. Публику будут уверять, что "теперь-то наконец Донбасс точно не сдадут", "ура, мы нагнули Обаму", а для отвлечения внимания, не исключено, затеют новую авантюру в Ливии или Афганистане.

Но главный вывод из всего этого заключается в том, что нельзя поддаваться иллюзии, будто бы сливной процесс полностью заблокирован категорической позицией укрохунты, и надеяться, что до выборов в США положение вряд ли изменится. Измениться всё может в одночасье, причём так, что изменения эти увидят "не только лишь все". Поэтому нельзя терять бдительности.

UPD. Не прошло и нескольких часов, как пришли официальные подтверждения нашей версии о Минске-3. Утром газета Stuttgarter Nachrichten сообщила, что канцлер Германии Ангела Меркель намерена организовать новую встречу с президентами Франции, России и Украины по вопросу Минских соглашений. А днём Песков прокомментировал эту информацию в духе "мы бы рады, если б нам хоть какую-то косточку кинули". Вот его цитата:

"В том плане, что, безусловно, все страны "нормандской четверки" желали бы проведения такой результативной встречи, это соответствует действительности. С точки зрения того, что пока нет необходимых предпосылок для проведения такой встречи, это не соответствует действительности. Предпосылки могли бы возникнуть только в случае демонстрации украинской стороной готовности для предпринятия тех шагов, которые четко прописаны в Минских соглашениях. Пока, к сожалению, такой готовности не демонстрируется, а не имея сколь-нибудь ощутимых перспектив на результативность, проведение встреч на высшем уровне, конечно, вряд ли возможно".

При этом пресс-секретарь Путина отмёл возможность проведения новой встречи нормандской четвёрки до саммита НАТО в Варшаве и недвузначно "развёл" вопросы миссии на линии разграничения и электоральной миссии во время выборов, указав, что только для второй требуются подвижки по теме выборов. Ну что ж, пока всё сходится.

Новороссия, минские соглашения, Запад, Россия

Previous post Next post
Up