Обама фсё?

May 07, 2016 11:00

После того, как в начале недели были обнародованы резонансные детали переговоров по ТТИП, многие наблюдатели начали склоняться к тому, что Обаме так и не удастся до конца срока выполнить поставленные внешнеполитические задачи - добиться подписания ТТИП, ратификации уже подписанного соглашения ТТП, урегулирования в Сирии и выполнения минских соглашений в Донбассе.

Довершило картину снятие с избирательное гонки Теда Круза, оставившее Трампа единственным кандидатом от Республиканской партии. Если принять за основу, что Трамп и Хиллари Клинтон так и останутся главными кандидатами на президентских выборах, то перспективы ТТИП и ТТП выглядят туманно - оба лидера нынешней гонки не поддерживают эти проекты. И хотя критика со стороны Клинтон выглядит ситуативным предвыборным ходом, общественное мнение, крайне отрицательно настроенное к самой идее свободной торговли вследствие оттока производств в Азию, вряд ли в ближайшее время позволит продвинуться вперёд в реализации данных соглашений.

Правда, Обама не спешит отказываться от своего детища. Он публикует статью с призывом к Конгрессу одобрить соглашение ТПП, а представители его администрации уверяют, что недавнее разоблачение не повлияет на ход переговоров по ТТИП. С этим сложно согласиться: официальный Париж, и до этого весьма скептически относившийся к перспективе скорого заключения ТТИП, категорически отказался подписывать его на тех условиях, которые попали в прессу.

С Сирией и Донбассом, конечно, дело обстоит несколько проще, хотя и там возникает ряд непредвиденных трудностей. Но самое главное в отношении всех четырёх проблем - это время. Растраченное попусту в прошлом году, когда всем было ясно, что это крайний срок, когда обамовские прожекты могут быть реализованы. И абсолютно бездарно упущенное в начале этого года. Что мешало Белому дому предметно заниматься приоритетными вопросами и как следует нажать на союзников? Совершенно непонятно. Вся вторая половина прошлого года после заключения сделки с Ираном оказалась пустым топтанием на месте, и теперь её пытаются наверстать какой-то нелепой торопливой метушнёй, над которой противники Обамы уже откровенно смеются.

Мало того, что смеются. Похоже, некоторая часть американского руководства уже перестала обращать внимание на Обаму и решает задачи “на перспективу”.

Такое подозрение закрадывается при взгляде на активные усилия военной верхушки США в плане усиления своего присутствия в Восточной Европе. Размещение вдобавок к 4-тысячному бронетанковому корпусу четырёх батальонов США и их союзников в Польше и Прибалтике, о котором говорят, как о деле решённом, вряд ли напрямую противоречит воле нынешнего хозяина Белого дома, но плохо согласуется с его общим стратегическим настроем на удержание военно-политического баланса в Европе.

Два года назад, накануне саммита НАТО в Уэльсе, Обама не пошёл на предоставление Украине ни перспективы членства в НАТО, ни статуса союзника США вне Альянса. Так же в отношении Восточной Европы и нейтральных стран решения саммита тогда оказались гораздо более умеренными, чем ожидали многие скептики.

Трудно сказать, являлось ли это следствием “минского компромисса” с Путиным, по которому военно-политический статус-кво сохранялся, тогда как экономической экспансии в виде Соглашений об ассоциации давался зелёный свет, либо же это отражало собственный подход американского президента, не желающего форсировать военно-политическую конфронтацию в Европе, если можно обойтись политическими и санкционными мерами, либо же Штаты были банально неготовы переходить сразу к прямому силовому противостоянию с РФ, когда по плану первую стерню должен был уложить Евросоюз с помощью нормативно-экономических средств. Но факт остаётся фактом: до недавнего времени Вашингтон не торопился нагнетать военно-политическую напряжённость в отношении Москвы.

И вот сейчас процесс выходит на качественно иной уровень. Помимо уже оглашённых планов по наращиванию военного присутствия в странах НАТО, американские подразделения одновременно (и весьма символично накануне Дня Победы) входят на территорию Молдавии и Грузии, учения НАТО проходят в Эстонии и Финляндии. Открыто заявляется о необходимости передачи оружия Украине. Постепенно, “ползучим путём”, без особых прокламаций и пафосных речей, военный баланс в Восточной Европе смещается и возникает то самое Межморье - военный союз США со странами Балто-Черноморского пояса, о котором так много писал Джордж Фридман.

Если на саммите НАТО в Варшаве в июле этого года планируемые проекты в этом регионе будут утверждены (а поводов сомневаться в этом пока нет), вся интрига избирательной кампании в Штатах для РФ будет утрачена, и без того не очень оправданные надежды на Трампа исчезнут сами собой. Не исключено, что именно угроза прихода Трампа и заставила американскую военную верхушку ускорить события и создать задел, от которого любая новая администрация не сможет отказаться. Кстати, недавний проект Акта о поддержке Украины с запретом снятия санкций с РФ без возвращения Крыма из той же оперы.

Для Москвы это означает как минимум отсутствие даже небольшой передышки до конца срока Обамы, в период которой рассчитывали успеть провести думские выборы, как максимум разрушение хрупкого компромисса с Обамой и Керри, которого с таким трудом удалось добиться в 2014 году ценой колоссальных уступок и прогибов, без перспективы достижения какой-либо сделки взамен.

В Кремле явно не ожидали такого поворота. Там предвкушали спад активности в “хромоуточный период” Обамы, вязкий торг по Сирии, быстрый слив Донбасса и долгую игру с разными кланами в ходе президентской гонки. Теперь приходится что-то выдумывать буквально на ходу. Шойгу объявил о формировании трёх новых дивизий до конца текущего года. На “дипломатическом треке” возобновились разговоры о новом компромиссе с НАТО в контексте пересмотра Основополагающего акта 1997 года. Вроде как предлагается закрепить нейтральный или демилитаризованный статус хотя бы Украины, Молдавии, Грузии и Финляндии. Непонятно, правда, с какой стати НАТО вообще должно о чём договариваться с РФ и давать ей какие-либо обязательства. Ну не считать же в самом деле весомым аргументом регулярные инциденты на грани столкновения между российскими и натовскими самолётами и кораблями! Равно и непонятно, как три новые дивизии могут спасти ситуацию в долгосрочном противостоянии, с учётом разницы потенциалов между НАТО и РФ.

Одним словом, очередные реактивные метания, коих мы уже успели перевидать за два года великое множество. Вряд ли они принесут какой-либо ощутимый результат, ведь до сих пор все попытки Москвы проявить жёсткость и пойти на повышение ставок заканчивались пшиком, раскрытием блефа и последующим отступлением. Чтобы в угрозы кремлинов хоть кто-нибудь поверил, локальной эскалации уже недостаточно. Только угроза полномасштабного конфликта с НАТО способна хотя бы теоретически заставить Запад пойти на какой-либо торг с РФ, не говоря уже о полноценном компромиссе. Но и заставить НАТО поверить в угрозу полномасштабного конфликта, привычно создавая новый симулякр собственной решимости, у Кремля уже не получится, потому что цену его "последним словам" и военным приготовлениям все уяснили.

К тому же, благодаря решительному отступлению последних двух лет, у Кремля практически не осталось позиций, с которых можно “грозить шведу”. “Промежуточная Европа”, общее соседство или условный буфер между РФ и НАТО практически исчез, будучи почти полностью под контролем США. За ситуативный компромисс с Обамой отдали всё. И теперь, когда на горизонте маячит полнокровная, а не риторическая конфронтация, отвечать супостату нечем. Торговать и рисковать можно только собой.

Так что можно сколько угодно уповать на магическую формулу “само рассосётся”, но, увы, новый раунд давления никто откладывать не будет. Вопрос лишь в том, обойдётся ли дело на этом этапе простым изменением военно-политического баланса с промежуточной фиксацией новых параметров, или сразу “пойдёт жара” с полноценным добиванием?

Но ответ на этот вопрос от Москвы никак не зависит. Потому как единственные доступные ей на данный момент рычаги влияния в Сирии действенны только в случае Обамы, который очень не хочет там воевать, но который, извините, фсё.

Россия, НАТО, США

Previous post Next post
Up