Догнать уходящий поезд

Apr 30, 2016 21:12

Новости Страстной недели, казалось бы, должны были приблизить нас к определённости в вопросе сценария слива Донбасса. Полная удовлетворённость Запада нынешним уровнем уступок Эрэфии по Донбассу, подтверждением чему служит радикальное смягчение его риторики и намёки на послабления в отдельных острых вопросах, трансформировалась в переход к реальному давлению на укрохунту, с тем чтобы и она со своей стороны пошла на необходимые шаги для принятия капитуляции Москвы.

Однако при всех множащихся признаках продвижения к быстрому сливу по минской схеме, ощущение "окончательности", "решённости" вопроса не возникает. И не возникает оно из-за одного небольшого, но важного фактора - времени. Лучшая часть которого для быстрого слива уже ушла. И чем дальше оно утекает, тем больше сомнений в том, что минскую схему удастся довести до конца.

Чего конкретно требует Запад?

На саммите в Ганновере неделю назад была выработана скординированная тактика США и ЕС в вопросе давления на хунту, после чего стороны безотлагательно перешли к активным действиям. С американской стороны последовал главный нажим в виде срочного трёхдневного визита Нуланд в Киев. С европейской - решение о переносе саммита Украина-ЕС с мая на сентябрь, но без чёткой даты. Общий посыл западных партнёров ясен: обеспечить выполнение минских договорённостей до конца президентского срока Обамы, т.е. до конца года. Но вот в отношении конкретных требований “здесь и сейчас” возникают разночтения.

Прежде всего они касаются предполагаемых сроков и этапов реализации минского сговора. Сейчас уже понятно, что европейский план провести выборы до конца первого полугодия срывается. В качестве новых ориентировочных сроков называются май как дедлайн для принятия пакета законов и август как дедлайн для проведения местных выборов в ОРДиЛО. Но при этом обе стороны категорически отрицают факт установления каких-либо дедлайнов для проведения выборов. И осенью вроде как сойдёт.

Причём сойдёт потому, что на сдачу границы именно после выборов, а не после принятия поправок в конституцию с закреплением особого статуса, Путина уже продавили, причём давно. О конституционных поправках уже вообще практически не вспоминают. Укропам, правда, и этого мало, они хотят границу до выборов и даже промежуточный вариант с миссией ОБСЕ воспринимают как зраду. Но это уже их проблемы.

Нам же важно, что непосредственным категорическим требованием Нуланд на ближайшую перспективу является пока только принятие пакета минских законов в течение мая. Да и то, не всего пакета, а пока лишь закона о местных выборах, который откроет путь “политическому урегулированию”. По слухам из Киева, подобных законов разработано уже три штуки, а за один из них уже начали собирать подписи депутатов Рады. Но обеспечить большинство голосов при нынешней шаткой коалиции и низком рейтинге свинятка будет крайне трудно. Это уже не предмет торга, это вопрос принципа.

Однако за этим маячит ещё один проблемный вопрос. Нужно ли Западу на самом деле полное выполнение минского сговора с передачей границы или будет достаточно формального начала политического процесса с тем, чтобы “перебросить мяч” Москве и “умыть руки”? Если так, то вся возня с быстрым сливом окажется очередным блефом американцев, которые с помощью мнимых уступок по сливу Донбасса заставляют кремлинов доделывать грязную работу в Сирии и восстанавливать тамошнее “перемирие”.

А есть ли в товарищах согласье?

Поразительно, но факт: при всей очевидной необходимости для действующей администрации США и её европейских союзников добиться выполнения минских соглашений, готового плана практических шагов в этом направлении у них нет. О чём свидетельствуют внезапные трудности в отношении формата предполагаемой “полицейской” миссии ОБСЕ.

Участники нынешней мониторинговой миссии и так не испытывают большого восторга от своей работы и тем более не горят особым желанием брать на себя дополнительные функции. Но самое главное, отягощать себя принуждением к миру каких-то туземцев не хотят и европейские политики. МИД ФРГ выступил категорически против вооружённой миссии ОБСЕ. Понаблюдать за выборами, посидеть на границе - это сколько угодно. А воевать - увольте. И браться за грязную работу восстановления управленческого аппарата в посёлках Донбасса, как того хотели в укроМИДе, им тоже некошерно. Максимум возможного - контроль за тяжёлым вооружением (даже Нуланд отказалась поддержать требование хунты о полном выводе вооружения до выборов) и специальная миссия на время местных выборов. В конце концов, если Москва и Киев так уж хотят сдаться на милость ОБСЕ, пусть сначала сами обеспечат безопасность и комфорт, а потом уже приглашают белых людей. “Сами, всё сами”.

Самое абсурдное в этой ситуации то, что Путин уже успел дать публичное согласие на расширение мандата и вооружение миссии ОБСЕ. Похоже, "лучший выбор" продавил Путина на уступку, больше той, чего хотели европейские партнёры. И теперь приходится в срочном порядке согласовывать детали. Для этого немецкий МИД инициирует в первой половине мая (ориентировочно 11 числа) новую встречу нормандской четвёрки на министерском уровне.

Сам по себе этот момент сугубо технический. Непреодолимого препятствия он не представляет, его вполне можно согласовать. Но он показателен тем, что даже при наличии политической воли и оказания давления запустить сценарий слива автоматически не получилось. И не получится, пока формат миссии не будет согласован, ведь от этого зависят условия проведения выборов. Это означает, что у хунты остаётся лазейка для торможения процесса. И, возможно, даже не одна, потому как если в вопросе миссии ОБСЕ, о которой говорят с прошлой осени, возникают подобные непонятки, что говорить о других деталях процесса?

Хватит ли у Запада печенек?

Однако ключевой вопрос в этом процессе - это не только требования Запада или практические условия их выполнения, а тот набор “кнутов и пряников”, который Запад готов задействовать для принуждения хунты к послушанию.

На данный момент в качестве пряника, с американской стороны, заявлен транш кредитных средств от МВФ, который должен поступить лишь после того, как Верховная Рада выполнит политическую часть Минских соглашений, а с европейской - перспектива безвизового режима. В качестве кнута - возможность снятия санкций с РФ. Можно ли считать это убедительными аргументами, способными заставить хунту в срочном порядке принять все минские законы? Сомнительно.

Укропия живёт без очередного транша вот уже полгода, и хотя её экономическое положение ухудшается, она вполне себе сможет протянуть в нынешнем состоянии ещё полгода. Конечно, чрезмерное ухудшение может подорвать популярность хунты и привести к недовольству населения. Но, во-первых, “гайки” общественного протеста вна укре и без того закручены донельзя, и недовольство вряд ли выльется в серьёзную политическую угрозу, а во-вторых, даже если выльется, Западу всё равно будет некуда деваться, ведь допустить падения хунты в условиях противостояния с РФ он не может, и поддержка так или иначе последует. Это репутационный вопрос для самого Запада. Нуланд вон категорически наказала даже новых выборов ни в коем случае не проводить, кабы чего не вышло.

Безвизовый режим с ЕС в качестве заманухи маячит на горизонте уже пять с половиной лет и его перенос тоже не окажет сильнодействующего влияния на хунту. Вообще, это в какой-то мере даже забавно: если при Януковиче Запад использовал гражданское общество для давления на власть в нужных ему внутренних вопросах, то теперь прибегнуть к этому рычагу он не может, поскольку в этом самом гражданском обществе выполнение Минска-2 - табу на уровне нерукопожатности. Если ещё полгода назад отдельные его представители могли ратовать за принятие нужных законов, потому что этого хочет Запад, и шипели на тех, кто орал за срыв, то сейчас таковых уникумов уже не осталось. Совсем. Наоборот, нажим Запада в сторону выполнения воспринимается как зрада.

Вопрос снятия санкций с РФ - палка о двух концах, и по Западу она ударит больнее, чем по укре, потому что, фактически, будет означать провал тактики санкционного давления, которую так расхваливал Обама как достаточную для сдерживания “российской агрессии”. И потом, кто бы что ни говорил, но вопрос санкций - сугубо политический, и зависит не столько от выполнения минских соглашений, сколько от давления нынешнего руководства США и ЕС на политикум европейских стран. Которое не может длиться бесконечно. Ещё в конце прошлого года в американских изданиях писали, что удерживать нынешний уровень санкций ЕС сможет не дольше года, поэтому надо успеть реализовать хотя бы часть Минска-2 за это время.

Как угроза для хунты снятие санкций с РФ, может, и имеет какое-то значение, но явно не то, чтобы заставить задрав штаны бежать и проводить выборы в отдельных огрызках. В имиджевом плане это будет неприятно, но не критично. В конце концов, снятие санкций не означает политической нормализации отношений РФ и Запада и отказ от поддержки хунты.

В общем, ещё полгода назад подобные угрозы, может, и возымели бы нужный эффект, но сейчас их влияния уже недостаточно. Представляется, что умеренная часть администрации Обамы это понимает и поэтому дополнила аргументы Нуланд панамским скандалом, в ходе которого выяснилось, что не только «ястреб» Клинтон, но и Порошенко являются подельниками Путина по одному и тому же офшору. Однако и эти разоблачения, равно как и критика непомерного уровня коррупции в укровласти, льющаяся потоком в западных СМИ, пока что не дали желаемых результатов.

“Ястребы” никуда не улетели

Нельзя сбрасывать со счетов и сопротивление условных “ястребов” внутри хунты. Их не так уж сильно “задвинули” за прошедшую неделю, как кому-то хотелось бы видеть. Перемещение одиозного Туки из губернаторского кресла в кресло замминистра по делам АТО никак нельзя назвать революционной ротацией. А распиаренное урезание полномочий Турчинова с введением поста главы аппарата СНБО оказалось банальным перекладыванием хозяйственных функций с плеч секретаря, который, к слову, главу аппарата, согласно указу свина, сам и назначает.

Единственная реальная подвижка на этом пути - выход Бессмертного из Контактной группы. Но во-первых, Петя ещё его не утвердил, а во-вторых, даже если он и состоится, в составе Контактной группы присутствует ещё ряд не менее знаковых деятелей этого крыла, без устранения которых процесс вряд ли сдвинется с мёртвой точки. Пока что возможная ротация Бессмертного на Айвазовскую представляется некоторой тактической уступкой европейцам, "приглаживанием" процесса, но никак не сворачиванием линии на сопротивление минскому курсу.

Примечательно, что уходящий "контактёр" Бессмертный настолько уверен, что выборы в ДЛНР в ближайшие два года не состоятся, поскольку Рада не проголосует ни за один из предложенных проектов, что даже предлагает свой проект урегулирования на базе принципа самоопределения городов Донбасса (чтобы каждый местный совет сам решал, присоединяться к предложенным укростороной соглашениям или и дальше сидеть под обстрелами).

Собственно, хунте даже и не надо демонстративно срывать мирный процесс - ей достаточно цепляться за все лежащие на этом пути крючки, от процедурных, типа регламента Рады, до организационных, типа невозможности законно финансировать выборы на неподконтрольной территории. И если даже Рада примет закон о выборах к концу мая, то хунта без труда сдвинет выборы на август-сентябрь, затем ей остаётся ещё на месяц-другой затянуть признание - и всё, выборы в США состоялись, вопрос автоматически перекладывается на преемника.

Противники минского сговора с украинской стороны прекрасно понимают, что их задача - продержаться до выборов, а там у них будет как минимум несколько месяцев передышки и возможность либо решить вопрос силовым путём, либо начать новый раунд переговоров на базе условного Минска-3 на более выигрышных позициях. Поэтому, пока нынешняя администрация Белого дома ограничивается перечисленными рычагами давления на хунту, вероятность выполнения ею минских договорённостей остаётся невысокой. А по мере того, как срок Обамы на президентском посту подходит к концу, эти рычаги девальвируются до нулевой ценности.

В этой связи у администрации Обамы возникает два варианта дальнейших действий - либо искать дополнительные, более жёсткие рычаги влияния на хунту, либо дожимать Эрефию до капитуляции на условиях хунты, либо смириться с фактом того, что минские соглашения нереализуемы, и передать вопрос следующему президенту. Похоже, на данный момент в приоритете первый вариант. Нуланд анонсировала визит Керри в Киев уже “этой весной”. Интересно, привезёт ли он Порошенко свой красный чемодан?

Что касается самого Донбасса, то он, увы, уже не может повлиять на исход этого процесса. Чисто теоретически, ближайшие полгода - последний период, когда Москва ещё может пойти на эскалацию при уходящем Обаме, который вряд ли решится на серьёзные меры противодействия под занавес своего срока*. После избрания же нового президента начинать диалог со всплеска конфликтности уже никто не захочет.

Но это всё сугубо в теории. На практике, российское руководство будет идти на все уступки, чтобы задобрить “хромую утку” Обаму и обеспечить себе относительное спокойствие на период думских выборов.

Поэтому в ближайший месяц нам придётся наблюдать за тем, как партнёры в едином порыве будут пытаться догнать уходящий поезд минских соглашений и как укрохунта будет ставить им на этом пути всяческие подножки. Неудачной погони вам, недруги!

Материал подготовлен совместно с уважаемым miguel_kud

* Автор благодарит уважаемого pravoe_org за эту важную мысль.

Запад, ЕС, Россия, Новоросия

Previous post Next post
Up