За громкими перипетиями вокруг Сирии затерялась одна небольшая, но весьма показательная с точки зрения сливного курса тема - Приднестровье. Ещё одна потенциальная болевая точка Кремля, возможность давления на которую активно обсуждали осенью 2014 и весной 2015 года.
Мне, правда, уже тогда
было понятно, что если Москва сливает Новороссию, за Приднестровье она драться уж точно не будет, равно как и за Крым. Новороссия - это не отдельный дискретный элемент внешней политики РФ, это центральный вопрос всей её политики в СНГ и в Европе. Поэтому слив Новороссии означает сдачу позиций в Европе и отказ от всех территорий, где у Москвы до сих пор ещё сохранялось какое-то остаточное влияние.
В отношении Приднестровья стояло два проблемных вопроса - экономический вопрос о принятии условий Соглашения об асссоциации между ЕС и Молдавией и о присоединении к молдавской зоне свободной торговли с ЕС, и политический вопрос о переформатировании миротворческой миссии, то есть о выводе российских войск. В первом вопросе Брюссель поставил чёткий ультиматум: до 1 января 2016 года Тирасполь должен определиться - либо присоединяться к ЗСТ с ЕС, либо потерять доступ на европейский рынок.
И вот в конце марта прошлого года буднично и без особого резонанса начались переговоры приднестровского руководства с ЕС "об отдельных вопросах" ассоциации. И в декабре они завершились полюбовным
компромиссом, по которому Приднестровье в течение двух лет обязывается перейти на европейские стандарты и открыть свой рынок для европейских товаров на условиях, аналогичным молдавской ассоциации.
Понятное дело, что после вступления в силу укроассоциации у Тирасполя не оставалось особого выбора. Единственный вариант - пытаться привлечь внимание Москвы, используя фактор блокады и военного контингента, и заставить её поднимать этот вопрос в Евросоюзом. Но подобные попытки закончились ничем: кремлины блокаду проигнорировали, договорившись со слабеющим молдавским руководством, а использовать приднестровскую карту в качестве рычага влияния на ЕС в торговых переговорах не захотели. Тирасполю пришлось разбираться с Брюсселем в формате "сами, всё сами", и не поддаться давлению ЕС он просто не мог. Итог переговоров вполне закономерен.
Москва публично никак не прокомментировала декабрьский компромисс, в росСМИ он вообще не получило огласки (в отличие от недавнего проведения военных учений в Приднестровье). Конечно, можно сказать, что РФ от этого мало что теряет, ориентация Тирасполя на Москву вряд ли будет подорвана этими уступками. Но сам факт довольно показателен. "Лиха беда начало".
К тому же, это подтверждает готовность РФ к размену в духе "экономика в обмен на безопасность", когда в обмен на согласие европейцев не пересматривать текущий военно-политический статус-кво и не форсировать расширение НАТО Кремль даёт согласие на экономическую и нормативную экспансию ЕС. Вопрос о переформатировании миротворческой миссии в Приднестровье тоже пока не муссируется даже укрохунтой.
Это, пожалуй, самое печальное во всей истории. Москву опять убаюкивают видимостью краткосрочной безопасности, тогда как рычаги влияния на ситуацию останутся в руках Запада и его клиентов, и задействовать их он сможет в любой момент. Так, в случае Приднестровья никто не отменил блокаду транзита военных грузов, и если призывы к выводу российского контингента не звучат в данный момент, никакой гарантии их повторения нет. По мере того, как глубинные процессы распада русского пространства будут набирать обороты, у Кремля в ближайшем будущем не останется вообще никаких инструментов даже для того, чтобы воспрепятствовать расширению НАТО, как сейчас нет инструментов для противодействия ассоциации соседних стран с ЕС. РФ в очередной раз меняет важнейшие для себя вершки на обещанные Западом корешки, которые, даже если и будут получены, никакой существенной ценности не представляют.
Так что можно поздравлять ХППшников с новым успехом: под их "грозное молчание" Приднестровье сдано окончательно и бесповоротно. Но, похоже, на этом процесс сдачи не остановится: в декабре прошлого года переговоры о новом соглашении с ЕС начала Армения...