История России как борьба за сохранение ее православного ядра (Александр Казин)

Jul 17, 2009 17:10

И все же русская духовная энергетика не умерла в результате деяний этого гиганта на бронзовом коне. Следует подчеркнуть, что ни Церковь, ни народ так до конца и не приняли петровской реформы. В церковном и народном духе император всероссийский продолжал оставаться священным - помазанным Богом - православным царем, хотел он того или нет. И дело тут не в том, что русские церковные иерархи в лице Петра помазали на византийское и русское служение западный абсолютизм (как думал, например, протопресвитер Александр Шмеман), а в том, что сама петербургская монархия не вышла целиком из потока православной духовной традиции. Речь идет не о настроениях и планах отдельных людей, а об объективном духовно-онтологическом статусе Русского государства. Подобно тому как московский царь оставался помазанником Божиим независимо от своей личной доброты или злобности, петербургский одетый в камзол или лосины император в православно-народном сознании оставался царем-батюшкой, земным отображением (и рабом) Небесного Царя. Конечно, часть народа заподозрила в Петре антихриста и затем ушла «в леса» и «на горы», чтобы не участвовать в его делах, но это разговор особый. Что касается большой истории России, магистральной линии ее вселенского христианского служения, то нет сомнения в том, что петровские преобразования - основание Петербурга, заимствование западных этикетов, мод и наук - лишь модернизировали Россию, но не убили Святую Русь. Корчившаяся под пером и кнутом петровских указов, побеждавшая вместе с ним под Полтавой и Гангутом, танцевавшая на ассамблеях и опивавшаяся на всешутейших соборах, Россия в глубине своей бессмертной души продолжала молиться Христу, знала, что Он все видит и за все спросит. Петровские реформы не достигли ядра русского духа, не произвели цивилизационного слома, хотя поломали и покорежили почти все его внешние слои. Уж как суров Иван Солоневич в оценке петербургской монархии, а и тот усматривает начало восстановления в ней священного царства («православную реакцию») уже в деятельности императора Павла Петровича. Можно сказать, что, начав свое историческое движение с петровской дыбы («Россию вздернул на дыбы»), петербургская монархия и культура дали в своем завершении мученическую фигуру царя Николая Александровича и всей его августейшей семьи, кровью своей запечатлевших подвиг последних русских самодержцев.

Полный текст статьи читайте в июньском номере журнала "Политический класс".

Гангут, Петр Великий, Николай I, Павел Петрович, Святая Русь, Иисус Христос, Александр Казин, Александр Шмеман, Иван Солоневич, Россия, Бог, Церковь, Полтава

Previous post Next post
Up