Jun 14, 2009 12:00
В допетровской Руси Церковь имела колоссальное влияние на общество и государство, что порой приводило к появлению различных идеологических конструкций наподобие «Москвы - Третьего Рима». Историк Сергей Платонов писал по этому поводу: «Мало того, что народность сознала свое единство (после Куликовской битвы), она вскоре затем почувствовала свою силу, оценила, быть может даже выше меры, свои политические успехи и стала смотреть на себя как на Богом избранный народ, «новый Израиль», которому суждено играть первенствующую роль среди других православных народов. Псковский монах Филофей первый высказал ясно эту мысль о всемирном значении Москвы в послании великому князю Василию: «<…> блюди и внемли, благочестивый царю, яко вся христианская царьства снидошася въ твое едино, яко два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». Эта пышная литературно-политическая фикция в XVI веке овладела умами московских патриотов, стала предметом национального верования и освещала москвичам высокие, мировые задачи их национального существования».
Полный текст статьи читайте в майском номере журнала "Политический класс".
Рим,
Куликовская битва,
Сергей Платонов,
Москва,
"Москва - Третий Рим",
Бог,
Василий,
Израиль,
Станислав Васильев,
Русь,
Церковь,
Филофей