Монеты Бога и обороты гностицизма. В жанре одомашнивания (Александр Люсый)

Nov 10, 2009 00:51

В ортодоксальной традиции слово «гнозис» приобрело негативный смысл как средоточие сугубо тайного магического (а не мистического) знания, противоположного понятию «вера». Мистика - область гнозиса, а магия - это уже переход к гностицизму. Как отмечает Валентин Никитин, антонимом слова «верующий» может выступать только слово «агностик», а не «гностик». Многие христианские мыслители продемонстрировали условность отмеченной выше мировоззренческой границы. Например, Климент Александрийский писал в шестой книге «Стромат» о двух степенях очищения: «Именно, подобно серебру, многократно очищенному в горниле, праведный становится монетой Господа с отчеканенным на ней образом царя. Соломон, говоря, что «язык праведника очищается серебром», - тем самым указывает на то, что наставление признается проверенным и мудрым, если оно многократно очищено землей, то есть когда душа гностика многократно освещается, освобождаясь от земного огня, (2) и тело, в котором он обитает, становится столь же чистым, как и святой храм. Но это первоначальное очищение души в теле, будучи первым, есть только первоначальное освобождение от скверны, и хотя некоторые считают его совершенным, - оно таковым кажется только простым верующим - иудеям и эллинам. (3) Однако гностик, превосходя то, что остальным кажется пределом совершенства, направляет свою праведность на совершение благих дел. Развив силу своей праведности добрыми делами, он становится совершенным, достигнув способности неизменно творить добро, уподобившись в этом Богу». Итак, гностик - монета Господа, а гностицист - тот, который пускает эту монету в оборот, имея с этого оборота тот или иной процент.

Полный текст статьи читайте в октябрьском номере журнала "Политический класс".

Климент Александрийский, Бог, Соломон, гнозис, Александр Люсый

Previous post Next post
Up