Вторая часть доклада Б.А.Золотухина - о собственно законодательной деятельности фракции "Выбор России" в первый год работы.
И, соответственно, второе, на что я хотела обратить внимание. Та, первая, Госдума строила законодательство новой России практически с нуля: советские законы уже не работали, российских еще не было. Этот правовой вакуум приходилось заполнять в срочном порядке, в очень напряженном режиме. При том, что условия работы были не самыми комфортными: нас разместили в полуобгоревшем здании мэрии, автотраyспорта, нормальной связи и даже простейшей оргтехники не было. Наш комитет по информационной политике, например, занимал два кабинета на 14 человек и имел один телефон и один факс. Это уж позже Госдума на Охотный переехала. Тем не менее, проекты законов разрабатывались преимущественно самими депутатами. Сегодня даже трудно себе представить, что тогда, в 93-м, не было ни одного из законов, о которых говорит в своем докладе Золотухин. И которые, с поправками, работают по сей день.
Кстати, почитайте - и убедитесь, что еще один миф о том, что "Выбор России" забыл о стариках и неимущих и занялся исключительно защитой бизнеса - не более чем злобный миф. Практически все основные социальные законы тоже были заложены нами.
Законотворческая деятельность фракции тематически осуществлялась по пяти основным блокам: поддержка курса экономических реформ, который как среди наших единомышленников, так и в стане наших политических противников известен как "курс Гайдара"; борьба с преступностью и защита прав человека; социальная зашита населения и здравоохранение; экология и защита окружающей среды; государственное строительство и избирательнее законодательство. В границах этих основных направлений можно указать на наши законопроектные усилия в сфере обороны, сельского хозяйства, гарантий свободы печати и многое другое.
Технически законопроектная деятельность велась по двум направлениям: первое - осуществление права законодательной инициативы, внесение депутатами фракции собственных законопроектов и второе - борьба с законопроектами наших политических противников, нацеленных на реанимацию административно-командной системы в экономике в целом, восстановление колхозно-совхозного строя, возврат к полицейскому государству.
Всего за первый период работы Думы депутатами фракции внесено в Государственную Думу 23 законопроекта, подготовлено для внесения на рассмотрение Думы еще 27 законопроектов
Поддержка курса экономических реформ.
Здесь прежде всего следует назвать три закона "Об акционерных обществах","Об инвестиционных ценных бумагах и фондовых биржах", и "О доверительной собственности (трастах)".
Закон "Об акционерных обществах" внесен членами фракции Г.А.Томчиным, Е.И.Головлевым и Б.А.Золотухиным. В настоящее время в России существует более 100 тыс. акционерных обществ. Около 40 млн. россиян стали акционерами в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий. Закон затрагивает имущественные интереса каждой российской семьи. Он должен положить правовой предел мошенническим операциям при создании акционерных обществ, злоупотреблениям средствами акционеров, нарушениям их прав. Закон способствует обновлению системы гражданского права и полностью согласован с принятой Думой первой частью Гражданского кодекса России.
Закон "Об инвестиционных ценных бумагах и фондовых биржах" внесен членами фракции Головковым А.Л.. Буничем П.Г.. Исмагиловым Р.Ф., Томчиным Г.А.
Недавние потрясения на рынке ценных бумаг с особой остротой свидетельствуют о необходимости создания системы зашиты прав инвесторов, доступности и публичности информации. Однако это лишь одна характеристика внесенного законопроекта. Закон комплексно решает проблему создания цивилизованного рынка ценных бумаг.
Не могу не сказать и о законопроекте, вызванном реальней экономической ситуацией. Это проект закона об ответственности за неправомерные действия при банкротстве, а также за преднамеренное и фиктивное банкротство, внесенный членом фракции Г.А.Томчиным. Закон предусматривает уголовную ответственность руководителей предприятий за ущерб, вызванный фиктивными банкротствами, порождающими, в частности, колоссальные взаимные неплатежи и прямой ущерб гражданам.
Еще один из законов экономического блока, о котором следует сказать несколько слов - это проект закона "О доверительной собственности (трастах)", внесенный членами фракции Буничем П.Г., Томчиным Г.А. и Головлевым В.И. Принятие этого закона позволяет осуществить полноценнее правовое регулирование вопросов определения права доверительней собственности, порядка доверительного управления имуществом в интересах многочисленных групп граждан и юридических лиц, а также в интересах Российской Федерации в целом.
Второй блок вопросов, над которыми работали члены фракции, связан с социальной политикой партии.
Как сказано в проекте программы партии Демократический Выбор России, обеспечение социального прогресса в России является нашей приоритетной целью. Реализуя свои предвыборные обещания, депутаты "Выбора России" внесли в Государственную Думу четыре законопроекта: "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" и "О ветеранах".
В серии названных законопроектов первое место несомненно принадлежит закону «О прожиточном минимуме", внесенному членами фракции Осовцовым А.А. и Ледневым В.П.
Этот законопроект, уже принятый Думой в первом чтении, предусматривает установление прожиточного минимума с учетом нормативного набора продуктов питания т.н. продовольственной корзины, а также расходов на непродовольственные товары и услуги. В соответствии с этим законом, если доход и собственность, способная приносить доход, не обеспечивавают прожиточного минимума, выплачивается пособие по нуждаемости. По произведенным расчетам такое пособие должны получить 15,9 млн человек, или 10,7% населения. Законопроект предусматривает установление минимальной заработной платы и минимальной пенсии не ниже прожиточного минимума. Принятие закона во втором чтении будет осуществлено после утверждения бюджета на 1995 год. Перед фракцией стоит задача добиться выделения бюджетных средств на эти цели в размере 2,6 триллионов рублей.
Закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" внесен по инициативе члена фракции В.П.Леднева. Действие закона распространяется на женщин старше 55 лет, мужчин старше 60 лет, нуждающихся в постоянной или временной посторонней помощи. Социальное обслуживание осуществляется как в стационарных учреждениях, так и на дому. Социальное обслуживание на дому предусматривает организацию питания, включая доставку продуктов на дом; помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров ".первой необходимости; содействие в медицинской помощи, в т.ч. сопровождение в медицинское учреждение; поддержание гигиенических условий проживания и т.д.
Несколько слов о законопроекте "О социальной защите инвалидов". В 1992 году в отделах социальной запиты населения получали пенсии более 7 млн. инвалидов. Все они нуждаются в различных видах медико-социальной помощи и льготах. В настоящее время уровень удовлетворения потребностей инвалидов крайне низок, медицинскими мерами реабилитации могут воспользоваться только 51,2,% нуждающихся инвалидов, хирургическим лечением лишь 25,8% из тех, кому оно было показано. Законопроект направлен на исправление этого нетерпимого положения, на создание условий для медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов, включая разработку и принятие федеральных и региональных программ.
Большое значение имеет и закон "О ветеранах", внесенный членом фракции "Выбор России" В.П.Ледневым. Закон направлен на обеспечение достойного образа жизни ветеранов. Закон относит к числу ветеранов ветеранов войны, ветеранов труда, ветеранов вооруженных сил, ветеранов правоохранительной службы, определяет порядок отнесения граждан к той или иной категории ветеранов, Для ветеранов предусматривается повышение пенсий и льготное налогообложение, льготы по строительству и приобретению жилья, по медицинской и протезно-ортопедической помощи, по обеспечению транспортными средствами, оплате проезда и многое другое.
Еще един тематический блок, на котором необходимо остановиться - это проблема борьбы с преступностью и зашиты прав человека.
Проблема борьбы с преступностью - одна из самых жгучих сегодняшних проблем, открывающих широкий простор для политических спекуляций. Реальный рост преступности, а том числе и тяжких преступлений, удручающе низкая раскрываемость преступлений, а отсюда возрастающее у преступного мира ощущение безнаказанности и вседозволенности, очевидная коррумпированность части работников правоохранительных органов, неспособность, а в ряде случаев и нежелание действовать решительно и эффективно привели к тему, что по опросам общественного мнения преступность стоит в числе главных проблем, вызывающих тревогу большинства населения страны. Какие же рецепты борьбы о преступностью намерены прописать России наши политические противники? Они готовы предложить весь набор мер, опробованных полицейским государством: от военно-полевых судов до расстрелов на месте без суда и следствия (Жириновский); от арестов на 30 суток по одним лишь подозрениям, не подкрепленным серьезными доказательствами, до введения специальных судов пресловутых троек и т.п. (КПРФ). Казалось, что все эти средневековые меры давно канули в прошлое, ибо их применение никогда не приносило человечеству ничего, кроме безграничного государственного произвола, тысяч невинных жертв. Фракция "Выбор России" проводит последовательную политику, которая состоит в том, что активизация борьбы с преступностью не может вестись в отрыве от гарантий прав человека.
Депутатами фракции внесено в Государственную думу 4 законопроекта, направленных на создание правовых условий, обеспечивающих активизацию деятельности правоохранительных органов в предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений. Эта закон о внесении изменений и дополнений в действующий Уголовный кодекс, законы "Об основах государственной службы", "О правовых мерах по усилению борьбы с преступлениями, совершаемыми и подготовляемыми организованными группами".
Позвольте кратко охарактеризовать эти законы. Закон об изменениях и дополнениях Уголовного кодекса внесен депутатами Митюковым М.А., Золотухиным Б.А. и Похмелкиным В.В. Закон, вступивший в силу, усовершенствовал нормы уголовной ответственности за такие преступления как терроризм, контрабанда, нарушения валютного и таможенного законодательства, существенно расширил право на оборону граждан от преступных посягательств и усилил уголовную ответственность за наиболее опасные корыстные преступления, совершенные преступными группами.
Закон "Об основах государственной службы в Российской Федерации", внесенный членами фракции В.Н.Южаковым, О.К.Застрожной, В.В.Похмелкиным, В.А.Рыжковым, Б.М.Титенко призван сыграть большую роль в борьбе с коррупцией. Законопроект определяет правовое положение государственного служащего, его ответственность и меры социальной защиты, обеспечивает эффективный общественный контроль за чиновничеством.
Закон "О внесении изменений и дополнений в Кодекс об административных правонарушениях", предложенный Думе М.А.Митюковым. преследовал цель приведения норм административного законодательства в соответствие с Конституцией Российской Федерации и принципами регулирования рыночных отношений.
Наконец, закон "О правовых мерах по усилению борьбы с преступлениями, совершаемыми организованными группами". Этот законопроект подготовлен членами фракции В.В.Похмелкиным и А.А.Александровым, был подготовлен в качестве альтернативного коммунистическому проекту закона "О борьбе с организованной преступностью", направленному на удушение рыночной экономики и демократических завоеваний прежних лет. К сожалению, наш законопроект был отклонен Государственной Думой, а в обстановке политической истерии и кликушества, созданной в Думе после гибели депутата от компартии Валентина Мартемьянова, национал-коммунистическому лагерю удалось принять свой закон "О борьбе с организованной преступностью". Нам предстоит упорная борьба против этого позорного для демократической страны закона, как в Совете Федерации, так в президентских структурах и, в конечном счете, в Конституционном Суде, как только он начнет действовать.
Мне думается, что здесь было бы уместно проинформировать Совет партии о ситуации, сложившейся вокруг закона о Федеральных органах контрразведки. Этот законопроект был подготовлен службами ФСК (Федеральная служба контрразведки - А.А.) и внесен Президентам. В начале нынешнего года Президент заявил о реформе министерства безопасности и преобразовании его в Федеральную службу контрразведки. При этом у Министерства безопасности отпадала часть функций, что делало излишним существование там следственных подразделений и тюрем. Были сделаны первые шаги в безусловно правильном направлении.
Однако первые шаги не только оказались последними, но движение пошло вспять и в Думу был внесен законопроект о ФСК, который должен возвратить ей спецслужбы и все ее прежние функции, возвратить ей ее собственные службы и собственных следователей, а, самое главное, восстановить возможность для тотальной слежки за гражданами, от которой, как нам казалось, мы попытались уйти, когда в результате усилий демократических сил в прежнем Верховном Совете (РСФСР - А.А.) был принят первый в истории России закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Здесь необходимо дать некоторые краткие пояснения. Система ВЧК-ОГПУ-НКВД-МГД-КГБ была построена по так называемому «объектовому» принципу. На профессиональном жаргоне это означало, что под контролем государственной безопасности находятся конкретные объекты, то есть по существу все без исключения учреждения, организации и предприятия, которые имеют своих кураторов и, соответственно, осведомителей. Эта сеть политического сыска более 70 лет опутывала всю страну. Принятый Верховным Советом Российской Федерации закон «Об оперативно-розыскной деятельности» должен был уничтожить систему всепроникающего политического сыска и безбрежного доносительства. Он уничтожал «объектовый» принцип и разрешал проведение оперативно-розыскных действий только для предотвращения, пресечения и раскрытия конкретных преступлений, перечисленных в Уголовном кодексе.
Представленный в Думу проект закона об органах ФСК практически отказывается от жестких ограничений, установленных законом «Об оперативно-розыскной деятельности» и открывает дорогу к возрождению тотальной слежки. Члены нашей фракции решительно выступают против этого законопроекта.
Нельзя не остановиться на законотворческой деятельности фракции в области государственного строительства. Здесь наши усилия были сосредоточены прежде всего на работе над избирательным законодательством и законом о местном самоуправлении. Члены нашей фракции В.А.Рыжкоа и О.К.Застрожная внесли большой вклад в разработку законов «О гарантиях избирательных прав граждан», «О выборах депутатов Государственной Думы», «О референдуме».
Большое значение мы придаем созданию правовой базы для демократического местного самоуправления. Мы озабочены тем, чтобы органы местного самоуправления обладал реальной властью. Член фракции В.В.Зеленкин активно участвует в разработке закона о местном самоуправлении.
Жесткие временные рамки заставляют меня перейти к короткому рассказу о нашей парламентской борьбе за прохождение в Думе демократических законопроектов, внесенных нашей фракцией, и противостоянию реакционным законодательным инициативам.
Среди таких законов, имеющих явно прогрессивный характер, надо назвать закон «О Конституционном суде», первую часть Гражданского кодекса и закон «Об Уполномоченном по правам человека». Законы «О Конституционном суде»и «Об Уполномоченном по правам человека» относятся к федеральным конституционным законам, а это значит, что они должны быть приняты двумя третями депутатов Думы и тремя четвертями членов Совета Федерации. В результате упорной работы членов фракции О.К.Застрожной и В.В.Похмелкина, в результате сложных межфракционных переговоров удалось добиться принятия закона «О Конституционном суде». Хуже обстоит дело с законом «Об уполномоченном по правам человека», который не получил требуемого большинства при втором чтении. Однако мы упорно ищем союзников и надеемся найти их по этому закону.
Жаркие дискуссии велись по проекту Гражданского кодекса, который удалось с большим трудом и с серьезными компромиссами принять в Думе. Однако три дня пришли печальные вести из так называемой «верхней палаты». Аграрное лобби в Совете Федерации оказалось еще более агрессивным, нежели в Думе. И Гражданский кодекс, принятый с такими муками в Госдуме, был отклонен Советом Федерации. Камнем преткновения является частная собственность на землю. С этой острейшей проблемой «Выбор России» сталкивается во второй раз. В первый раз мы должны были вступить в борьбу в связи с представленным правительством, а, точнее, господином Заверюхой Земельным кодексом. Придавая исключительное значение земельным отношениями, в первую очередь, праву частной собственности на землю, члены нашей фракции Е.Т.Гайдар, О.К.Застрожная, Б.А.Золотухин внесли проект «Закона о земле». НА протяжении нескольких месяцев О.К.Застрожная вместе с разработчиками проекта ведет изнурительную борьбу с аграриями за принятие закона, отвечающего интересам наших избирателей.
За рамками моего короткого по необходимости выступления осталась работа фракции над законами по оборонному комплексу, по экологии, здравоохранению, культуре, многим другим отраслям.
Я не успел рассказать о наших усилиях по закону о госбюджете и много другом.
Но пора остановиться и на недостатках. Если говорить о главных - их два. ВО-первых, отсутствие цельной программы законотворческой деятельности фракции. Это объясняется прежде всего тем, что избирательное объединение "Выбор России" сложилось в условиях крайне ограниченного времени. Нужно было одновременно вести избирательную кампанию и создавать программные документы. До окончательного утверждения политической программы невозможно создать целостную программу ее законодательного обеспечения. Поэтому законопроектная деятельность фракции, откликаясь на самые актуальные запросы жизни, не охватывает всего ее многообразия. И второй главный недостаток - слабая пропагандистская поддержка сделанного и недостаточная критика разрушительных действий наших оппонентов. На устранение этих главных недостатков должка быть направлена не только работа фракции, но и работа партии ДВР ибо преодолеть эти недостатки без поддержки партии невозможно.