Жертвы, герои и Народная палата

Oct 30, 2013 21:09




Недавний так называемый подарок народу от власти, заключащийся в изменении надписи на памятнике героям гражданской войны, произвёл на меня гнетущее впечатление. В коментариях к посту об этом я отозвался плохими словами на это событие, досталось и Народной палате. Хотелось бы теперь уточнить своё отношение к ней.

Совещательный орган, в котором объединились почти все политические партии и многие общественные организации, можно только приветствовать. Существует множество проблем, которые могла бы поднимать эта организация и обеспечивать их обсуждение и пути решения. Не стоит только торопиться с тем, что относится к исторической памяти. Именно поэтому я посчитал некорректным и несвоевременным переименование памятника героям гражданской войны. Всё-таки стоило бы обсудить этот вопрос с более широкими слоями общественности, чтобы это был не сомнительный подарок  от власти, а выстраданный и продуманный итог общественной дискуссии. А вот дискуссии-то и не было. Как и в случае со стелой на площади, когда Народная палата просто поддержала уже давно готовое решение чиновников. Похоже, что и с памятником героям гражданской войны произошло то же самое. И Народная палата, таким образом, в глазах обычного гражданина, представляет мнение не общественности, а чиновников.

Что меня не устроило в переименованном памятнике? На мой взгляд, если уж это исторический памятник, то и надпись должна быть сохранена такой, какой она была при его возведении. Иначе историческая ценность памятника утрачивается. Но если уж решили надпись изменить, то надо сто раз подумать о её содержании.

Кто такие жертвы гражданской войны и революции? По сути дела - это все погибшие после 1917 года, по логике авторов новой надписи. Кто-то из блогеров предложил ещё более толерантную надпись «Жертвам огнестрельного оружия». Но одно дело - мирные жертвы боевых действий и совсем другое - люди, погибшие за свои убеждения, неважно, с какой стороны баррикад они находились. Мы же не можем не признать героями священников, сознательно идущих на смерть за веру Христову. Но ведь такими же героями были и белые офицеры, умирающие за Российскую империю, и красные комиссары, погибающие с Интернационалом на устах. И это всё герои гражданской войны, а вовсе не её жертвы. Ведь они погибли не случайно, а за свои убеждения, вполне осознанно, потому и заслуживают звания героев.

Если уж именовать их жертвами, то с уточнением, - жертвы чего? Известно, что во время гражданской войны официально существовало понятие террор. Был красный террор, был белый террор. Тогда надо было написать - «Жертвам красного террора» или «Жертвам белого террора», чтобы приносящим цветы к этому памятнику, было понятно, чья это жертва, и чему она была принесена. Жертвы обычно бывают невинными, но этих-то как назвать невинными, когда они убивали друг друга с оружием в руках. Убивали за убеждения, вместо того, чтобы собраться в какой-нибудь Народной палате и поговорить о том, как обустроить Россию. И какие же они после этого жертвы? Разве что огнестрельного оружия...

Хотелось бы пожелать нашей Народной палате не торопиться впредь с такими неоднозначными решениями, и не идти на поводу у чиновников, озабоченных лишь тем, чтобы выслужиться перед вышестоящим начальством. Иначе это будет не Народная палата, а очередной орган для легитимизации чиновничьих решений с помощью уже подзабытого  штампа «Одобрямс!».
Previous post Next post
Up