Я все же получила наследство. Мой отец умер почти два года назад, но квартира, в которой он жил, превратилась для меня в деньги только сейчас. Вернее, уже больше недели. Конечно, узнав о том, сколько я получила, вы сказали бы, что это очень мало. На Манхэттене мне этих денег хватило бы совсем ненадолго, но здесь, в Питере, как-то не тянет покупать платье за платьем. Как раз недавно я купила два платья на Сенной площади, в торговом центре, и на самом деле не ради них туда отправилась, а ради посещения самой площади. На Сенной всегда жара, люди, жизнь, шум, грязные нищие, цыгане, запахи шавермы и фруктов, гниющих на солнце. На Сенной продаются самые лучшие и и дешевые розы, на Сенной вообще можно купить все. Меня однажды обворовали (украли сумку) на Сенной, это было почти девять лет назад. В той сумке лежали все мои деньги (тысячи полторы), тушь, пудра и фальшивые духи, купленные в метро. Главное на Сенной - это люди. Люде со всех концов города. Множество, множество сосредоточенных женщин. И мужчин с похмельными лицами. Раньше я любила смотреть вниз на толпу с крыльца станции "Сенная", но больше не езжу на метро.
По городу я обычно хожу пешком. Даже зимой, в морозы. Ужасно раздражают таксисты - они все время пытаются начать разговор. Теперь я могу чаще ездить на такси, да и вообще могу отправиться так к Финскому заливу в одно из солнечных июльских утр, которых должно быть еще много. Хочу в Павловск, в Пушкин. А осенью можно даже поехать в Петергоф - он уже опустеет. В Эрмитаже сейчас три картины Моне, которые мне необходимо увидеть, и еще нужно зайти в один из четвергов вечером в Строгановский дворец - там экспозиция из 15 памятников древнерусской иконописи второй половиной XIII в. - начала XVIII вв., а также образцы зарубежного прикладного искусства и картины европейских мастеров: представителей итальянского Возрождения и художественных школ стран германоязычного региона XVI-XIX вв. Как люблю я этот четкий строгий язык искусствоведов.
И я никогда не бывала в Мраморном дворце, мне нужно туда непременно отправиться этим летом. Он перед вами, стиль - классический.
"Особого внимания заслуживает экстерьер (внешний вид) дворца, который выполнен из итальянского мрамора и гранита, внешняя отделка стен заняла у мастеров около десяти лет.Парадный двор с юга и со стороны Невы ограничен кованой решеткой на гранитных столбах с мраморными вазами.
Мраморный дворец стал первым в Петербурге зданием, фасады которого облицованы естественным камнем. Мрамор использовался и для внутренней отделки дворца. Один из красивейших интерьеров - Мраморный зал, стены которого облицованы уральским, карельским, греческим, итальянским мрамором и прибайкальским лазуритом. Парадная лестница Мраморного дворца выполнена по проекту Ринальди из мрамора серо-серебристых оттенков. Скульптурное убранство лестницы выполнено Федотом Шубиным: в нишах размещены мраморные скульптуры: «Ночь», «Утро», «День», «Вечер», Осеннее и Весеннее равноденствие. Скульптор изваял для Парадной лестницы из белого греческого мрамора барельефы, трофеи и орлов с фестонами в клюве... Фесто́н (фр. feston) - в прикладном искусстве и живописи, а также в портновском искусстве декоративный элемент, орнаментальная полоса с обращенным вниз узором в форме листьев, цветов, ступенчатых зубцов, равнобедренных треугольников, и т. д. Произошёл от натуральных жгутов, которыми древние греки и римляне в религиозные и прочие праздники (лат. festa) украшали здания, проёмы, головы жертвенных животных."
А это Строгановский дворец, который находится на пересечении Невского и Мойки, нежно-розовый образец русского барокко:
Такие там интерьеры:
Ах, какие там росписи - я видела фотографии... Я хожу по музеям, и даже мне это нужно по делу: бывает, я прихожу в Эрмитаж и записываю название и автора той или иной скульптуры или картины, запоминаю названия материалов, из которых сделана мебель, вазы... Мне это нужно для "Плавания", для моего романа. Я изучаю самые шикарные на свете интерьеры: богемский хрусталь, дубовые панели, мозаичные столы, колонны из каррарского мрамора... Я ужасно люблю прикасаться к ним, когда остаюсь одна и брожу по Павильонному залу, в котором любила проводить время Императрица Екатерина Великая.
"В интерьере "Павильонного зала" великолепно переплелись элементы готики, барокко, ренессанса, классицизма и мавританского стиля. В убранстве использованы мотивы бахчисарайского «Фонтана слез», орденские мраморные колонны и копия римской мозаики на полу. Мозаика является уменьшенной в два раза копией мозаичного пола, найденного в 1780 г. при раскопках терм древнеримского города Окрикулума, близ Рима. Светлый павильон украшают 28 хрустальных люстр. В окнах сохранились стёкла времён автора интерьера с характерным розоватым оттенком." Одной стороной зал выходит на Неву, открывая взгляду блистательнейшую картину, а противоположной - в сад, двери которого распахнуты в жару.
И после мраморов Каррары - как же мне ходить по торговым центрам...
После мраморов Каррары
Как живется вам с трухой
Гипсовой? (Из глыбы высечен
Бог - и начисто разбит!)
Как живется вам с сто-тысячной -
Вам, познавшему Лилит!
Ведь платья, которые мне по-настоящему нравятся, стоят по три с половиной тысячи долларов, если я помню правильно. Настоящие ткани, правильные фасоны, строгие цвета... Я хожу и смотрю на самое красивое серебро и золото: бусы, браслеты, погребальные венки... Разглядываю свое отражение в зеркалах, обрамленных драгоценными металлами. Как же могу я после этих сокровищ польститься на блестящие предметы, не обладающие бесценной красотой.
Но все же я стремлюсь тратить деньги. Да и к тому же те платья мне все равно некуда носить, разве что в театр. Питер, конечно, совсем не Манхэттен, и здесь в платье из голубого кружева я выглядела бы странно. В любом случае, самый лучший цвет - это черный.
На днях я ходила на выставку картин Рериха. Там было так много его картин, и я почему-то была ужасно удивлена этим. Некоторые горные пейзажи мне запомнились очень сильно. Особенно два из них. Первый - где он изобразил розовые льды на рассвете. Второй - отличный от всех других тем, что горы освещены луной, а не солнцем, заходящим или восходящим. Еще - туман в ущелье. Все эти краски, таинственные краски, которые он сам делал. Только те краски и могли выразить те цвета, которые он видел. Золотой просвет на небе... Синие горы... Горы, горы, горы, и, кажется, нельзя и помыслить от него ничего другого, но и ранние его работы удивительны и прекрасны, но все же горы в тысячу раз лучше всех остальных прекраснейших его картин той же темперой, именно горы, потому что для художника главное - сюжет.
А уже покидая дворец, я заглянула в сувенирный магазин с мыслью о том, что я могу купить несколько самых дорогих репродукций, но выбрала только "Демона (сидящего)", удивившись тому, что он есть, ведь картина в Третьяковской галерее. Никогда еще не видела таких хороших репродукций - маслом на холсте.
Я теперь могу покупать цветы значительно чаще. Сегодня выбрала желтые розы, прошлый раз купила оранжево-красные и добавила к ним (под ревнивым взглядом флористки) каких-то мелких белых цветов. Я хочу поехать в тайный магазин в Ботаническом саду, где продаются растения, и купить сразу много. Я пойду покупать вазы. скатерти и шторы. Еще я хочу найти и купить особенно-красивый сервиз. За платьями я тоже, конечно. еще пойду. Мне очень не хватает платьев и туфель. Но так мучительно ходить по магазинам, а в жару вообще не хочется выходить из дома. Луна так близко от земли, полнолуние прошло, ночи становятся темнее, но вечера еще долго будут золотыми, розовые закаты над парком, тихие утра в Коломне, где я теперь чувствую себя совсем привычно, дом Блока в самом конце улицы, которая когда-то называлась Офицерской, фонтан в парке у моего дома, арка Новой Голландии и окрестные дворы, залитые солнцем, вечно-пустые, напоминающие мне о де Кирико, моя любимая бело-голубая колокольня, птицы и коты, цветы и деревья, каналы и голубая Нева, - все это я вижу так часто, но, находясь в этом спокойствии красоты, чувствую постоянно сильнейшую тревогу. Я строю грандиозные планы - вызвать электрика, чтоб он восстановил освещение в холле моей квартиры, съездить во все парки, отправиться искать старые вазы, купить ткань на покрывало для кровати, но при этом я знаю, что многое не исполню. И все смотрю новости. Сплю каким-то странным сном. Просыпаюсь и сразу чувствую - какое-то волнение, какие-то тревожные чувства, которые уже многие месяцы сгущаются вокруг меня. С приходом темноты я становлюсь спокойней.