Источники о жизни Гипатии: «Суда»
Византийский словарь X века «Суда», иногда называемый «Свида», приобрел печатную форму в 1499 году. Словарь был переведен на английский язык лишь совсем недавно - в 1998 году, а теперь есть замечательный онлайн проект
SOL, в котором есть удобный поиск, а также английский перевод можно просматривать параллельно с греческим оригиналом. Именно этим ресурсом я и буду пользоваться, сверяясь с английским переводом.
Сообщения о Гипатии из этого словаря отчасти искажены и иногда противоречат друг другу. Также в тексте есть орфографические и грамматические ошибки и попытки разобраться с ними вызвали немалые споры среди ученых
[1]. Предположительно, сведения «Суды» о Гипатии, во-первых, восходят к «Компендиуму жизнеописаний философов» Исихия Милетского (VI век)
[2]. Во-вторых, восходят к «Жизни Исидора» Дамаския
[3]. Этот труд утерян, но кое-какие сведения мы еще можем почерпнуть через Фотия Константинопольского
[4]. Лучшая реконструкция «Жизни Исидора» была сделана Асмусом
[5]. Позднее ее дополнил Zintzen
[6], который считал, что на самом деле было две разных версии «Жизни» Дамаския. Его версия оригинального текста этой части может считаться более достоверной, чем даже издание «Суды» Адой Адлер
[7].
Ὑπατία.
Гипатия - дочь александрийского философа и геометра Теона и сама была философом, известным многим людям. Она была женой философа Исидора
[8]. Была в расцвете сил во время правления Аркадия
[9]. Написала комментарий на Диофанта
[10], «Астрономический канон» и комментарий к «Коникам» Аполлония. Александрийцы растерзали ее [на части], над ее телом глумились и раскидали [его] по всему городу. Эти муки ей пришлось испытать из-за зависти [к ней] и за ее исключительную мудрость, особенно в отношении астрономии. Некоторые говорят, что [это вина] Кирилла, но другие, что [это произошло из-за] бунтарства и наглости александрийцев. Также они поступили и с многими своими епископами, например с Георгием и с Протерием
[11].
Насчет философа Гипатии. Доказательство, что александрийцы [были] бунтарями. [Гипатия] родилась, росла и обучалась в Александрии. Обладая благородством своего отца, она не довольствовалась его математическим обучением, но философию воспринимала старательно. Она одевала плащ философов, несмотря на то, что была женщиной и, направляясь в середину города, говорила тем, кто желал слышать либо Платона, либо Аристотеля либо любого другого из философов. Помимо ее образованности, [она], достигая верха практической добродетели, становясь справедливой и непорочной, продолжала оставаться девой. [Гипатия была] очень красивой и миловидной, так что [даже] один из тех, кто посещал [ее лекции], [сильно] любил ее. Однако он не смог сдержать чувств и страданий и сказал невежественные слова, что Гипатия исцелила его недуг музыкой. Но правда состоит в том, что мусические искусства давно погибли.
[12] Гипатия взяла один из ее женских лоскутов
[13] и бросила перед ним, показывая следы ее нечистого происхождения, сказав: «Юноша, ты любишь это. Но в этом нет ничего прекрасного». Стыд и изумление от неприятной демонстрации отклонили душу [юноши] и привели к сдержанности. Такой была Гипатия: красноречивой и искусной в словах, благоразумной и воспитанной в делах. И весь город исключительно любил ее и [воздавал] почет. И [даже] тот, кого каждый раз назначали управлять городом, поначалу посещал ее лекции как это и бывало в Афинах. Если же и государство погибало, однако же имя философии все еще казалось великолепным и достойным удивления для обладателя высшей должности в обществе. Но позднее случилось, что Кирилл - епископ противостоящей школы, проходя мимо дома Гипатии, увидел большую толпу у ее двери. Были здесь и люди и также кони: некоторые подходили, некоторые отходили, а другие стояли. [Кирилл] спросил о толпе и [о том, что за] шум был в доме. Он услышал от следовавшего, что это сейчас говорит философ Гипатия и, что это ее дом. Когда он узнал об этом, то был измучен душой и начал строить козни, [желая] ее смерти, [замыслил] самое нечестивое убийство. Таким образом, когда [Гипатия] вышла как обычно, напавшая толпа звероподобных людей, действительно ужасных, не боящихся ни смотрящих богов, ни гнева людей, убивает философа,
[14] нанеся тяжкую вину и позор отечеству. И император был бы рассержен из-за этого, если бы только Эдесий не был бы подкуплен. Он избавил убийц от наказания, но взвалил это на себя и свою семью, а его потомки заплатили за это.
[1] Michael A. B. Deakin. The Primary Sources for the Life and Work of Hypatia of Alexandria. Clayton, 1995.
[2] Deakin ссылается на две работы: P. Tannery, "L'article de Suidas sur Hypatie", Annales de la faculté des lettres de Bordeaux 2 (1880), pp. 197-200; K. Praechter, Article on Hypatia in Paulys Realencyclopä die der Alterumwissenschaft (Stuttgart: Druckenmuller, 1914), in 49 volumes.
[3] Подробнее см. A.H. Armstrong. Damascius' Life of Isidore// The Classical Review, New Series, Vol. 19, No. 1 (Mar., 1969), pp. 49-50; P. Athanassiadi. Damascius: The Philosophical History. 1999.
[4] PG 103, 1249-1310.
[5] R. Asmus, Das Leben des Philosophen Isidoros von Damaskios aus Damaskos. 1911.
[6] C. Zintzen, Damascii Vitae Isidori Reliquiae; Hildesheim: Olms, 1967.
[7] Suidae, Lexicon, Lexicographi Graeci, Vol. I, Pars IV, ed. Ada Adler, Lipsiae, 1935. - считается наиболее авторитетным и удобным изданием «Суды».
[8] Это одно из противоречий: позднее будет сказано, что она была девой.
[9] Имеется ввиду император Восточной Римской империи Флавий Аркадий.
[10] Комментарий на 13 книгу «Арифметики» Диофанта Александрийского.
[11] Имеются ввиду Георгий Александрийский (357-361) и св. Протерий (451-457), которые также были растерзаны толпой.
[12] Перевод этого места исправлен на предложенный
rhesos .
[13] Менструальная ткань в Древнем Египте (см. Jaana Toivari-Viitala Women at Deir el-Medina, 2001, p. 126).
[14] Полимния Атанассиади полагает, что этот момент связан с фрагментом upsilon 579 (Ὑποσπαιρούσης), в котором говорится, что «пока она еще едва дышала воздухом, они вырезали ей глаза».