Мироточити, источать из себя миро: говорится о мироточивых мощах; мироточец - святой, из мощей которого происходит мирото(е)ченье. - В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Издание Вольфа, 1881.
Корпус русского языка. Частота употребления слова "мироточение" в русском языке:
Обнаруженное первое упоминание слова "мироточение" в отношении икон датировано 1997 годом в книге А.Любомудрова "Знамения Божии от святых икон 1991-1996":
Мироточения наших дней[Spoiler (click to open)] Как и в прежние века, знамения от икон чаще всего даются в дни Великого поста - время сугубого покаяния и сокрушения о грехах. Но "классические" случаи, когда от одной иконы источается благоухающая маслянистая влага, наблюдаются сегодня не так уж часто. Когда 2 июля 1994 года замироточила Казанская икона в храме подмосковного села Пучково, были быстро составлены и отосланы соответствующие акты и рапорты, и уже 19 июля (спустя всего две недели!) Священный Синод постановил считать ее "чудотворной, местночтимой и праздновать ежегодно в ее честь 2 июля, в день истечения из нее святого мира". Кажется, ни одно чудо Божие не свидетельствовалось с такой быстротой высшим церковным органом. Но вскоре выяснилось, что оно произошло не только для прославления одного образа. В том же храме 22 июля начала мироточить икона святых апостолов Петра и Павла, 2 августа - икона Спасителя и икона святых Новомучеников Российских, 5 августа - икона преподобного Серафима Саровского29... В наши дни благодатная роса или влага часто выступает на нескольких иконах храма (последовательно или одновременно), ее замечают и на распятиях, аналоях, киотах. Миро может исчезать и вновь появляться. Очевидцы будто призываются запечатлеть в сердце действие благой воли Господа, как бы освящающего кроплением мира "дом молитвы". И - согласно Оросу Вселенского Собора - "возвести честь на первообразная", в скорбное и трудное время еще раз увериться в том, что Отечество и Церковь не лишились своего небесного воинства. Влага, собирающаяся на иконах, порой мало напоминает то миро, которое источает, например, Иверский-Монреальский образ. Это может быть и густая, тягучая смола, и маслянистая жидкость разной насыщенности, и просто роса или испарина. Иногда она благоухает, иногда - нет. Ее практически невозможно собрать в таком количестве, чтобы хранить и помазывать большое число людей. Под словом "миро" чаще всего понимают состав из различных благовонных веществ, который после освящения употребляется в таинстве миропомазания. Но в древности "миро" обозначало просто растительное масло и, очевидно, было в какой-то степени синонимом слова "елей". А согласно "Полному церковнославянскому словарю" "елеем" называют не только масло, но и смесь масел и других веществ. В свидетельствах о чудесах по молитвам к древнейшей Писидийской иконе употреблялось именно слово "елей". В актах современного периода иногда пишут "миро", даже если речь идет о росе без запаха, а иногда священник не благословляет называть "миром" и благоухающий елей, полагая, что это может утвердить только Священный Синод. Большинство сегодняшних случаев точнее было бы определять как "елеоточение" или "росоточение". Но поскольку привычнее все-таки говорить "мироточение", то в книге так и будет обозначено любое чудесное появление влаги на иконах. Заметим, что и вторую часть в этом слове понимают не всегда правильно. Ведь миро не изводится буквально из самого вещества иконы, а возникает на ней "из ничего". Бывает, влага выступает на стекле киота, довольно далеко отстоящем от образа. И капли не источаются, конечно, из стекла, а появляются и набухают прямо на нем. То же наблюдали и при мощах святых: однажды в Свято-Введенском монастыре города Иваново 29 Троицкая православная газета. Троицк. 1994. № 19. С. 1-2; Православная беседа. 1995. № 2. С. 1 благоуханное масло увидели снаружи на окошечках, закрывавших мощи святителя Василия Кинешемского и блаженного Алексия Елнатского30. "И предвещание не будет ложным..."31 Обновления и мироточения икон совершаются не только в храмах, но и в домах многих верующих людей. Часто мироточат, например, репродукции и фотографии Иверской-Монреальской иконы. Вот одно из свидетельств: "У моей подруги Антонины замироточила фотография Иверской иконы. Во время акафиста и молебнов на фотографии расплываются благоухающие пятна. Есть и другие случаи, но о тех я только слышала, а в этом убедилась сама. Татьяна. 10 мая 1993 года, Санкт-Петербург " 32. Однако в книге приводятся лишь те чудеса, которые имели место в храмах; описать подобные случаи в домах, даже в пределах одного города, невозможно из-за их многочисленности. Чудо от иконы в частном доме - знак особой милости Божией к конкретным людям и подается лично им для некоей известной Господу цели. Но знамения в храмах явлены, безусловно, для всего народа Божиего и не должны быть сокрыты или забыты. Чудо всегда непредсказуемо и по сути своей сокровенно. Любые попытки слишком рационально истолковать его несостоятельны. В альманахе "Собеседник православных христиан" (СПб., 1995) рассказывается, как у одной петербурженки Н. Великим постом замироточила вместе с киотом икона Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия. Текущее миро янтарного цвета наполнило ароматом роз весь дом. "Мироточение от иконы затем происходило в разное время, - сообщают очевидцы. - Порою можно было наблюдать, как миро выступало из иконы и тут же уходило обратно, затем выступало снова... Оно как бы играло, пульсировало". На глазах у многих замироточил латунный наперсный крест, когда его приложили к иконе Виленских мучеников. Замироточила в эти дни и икона с изображением Серафимо-Дивеевской игумении, матушки Александры. На Светлой седмице, в праздник Виленских мучеников 27 апреля 1995 года, их икону доставили в церковь преподобного Серафима Саровского в поселке Песочный. Отслужили молебен, и крестным ходом пронесли ее вокруг церкви. Многие ожидали, что она и здесь будет мироточить, но этого не произошло. Почему? Нельзя требовать чудес от Господа, получать их "по заказу". Господь являет милости по Своему неисповедимому Промыслу. Он как бы вразумляет, чтобы мы не ждали чудес и не стремились к ним, а приходили в смирение. "Удивительнее всего было то, что в этот же день многократно мироточила простая открытка с изображением тех же Виленских святых, но уже в другой петербургской квартире. Владелица бумажной иконки с радостью отмечала, что благодатная роса выступала несколько раз. А у Н. после небольшого перерыва вновь мироточили дома многие иконы, в том числе и открытки: Виленских мучеников, Архистратига Михаила, Целителя Пантелеимона, Иоанна Богослова, равноапостольной Нины... Дивны дела Твои, Господи, и неисповедимы пути", - заканчивает свой рассказ корреспондент альманаха33. И нам остается только согласиться с ним.