Книги лета 2022

Nov 28, 2022 16:13

На пороге зимы завершил обзор того, "что я прочитал этим лето".
Пол Андерсон "Звездный торговец", "Возмутители спокойствия", "Крестовый поход в небеса"
Вообще-то исходно я решил перечитать хорошо помнившуюся с детства времен середины 90-х не самым тривиальным сюжетом последнюю повесть - про то, как инопланетяне прилетели в средневековую Англию, но отхватили люлей от местных, которые в итоге успешно повоевали в космосе, отвоевав у неудачных захватчиков империю. А из двух других оставалось в голове только про упоминание факта, что оксид меди в водородной атмосфере не живет (главный герой пенял этим ученым, "забывшим школьную химию"). В итоге же "Крестовый поход" мне не очень зашел, так, чисто поржать (уж слишком всё быстро происходило, без особых подробностей, требуемых масштабностью замысла). А вот первые две повести (на самом деле каждая из них - всего лишь сборник мало связанных рассказов) про торговцев, мирно покоряющих планеты и борющихся с войнами путем развития экономических связей (ну прям "капиталистическая утопия", чесслово!), оказалась куда интереснее. Каждый рассказ - немного детектив, где героям надо понять, что же такое происходит у новых инопланетян, и как разрулить ситуацию. Ну и отдельно доставляло качество издания 1994 года, с не всегда согласующимися предложениями и переводческими ляпами, из которых самый мощный - это "Десять серафимов", которые явно по тексту должны быть "десять сефирот".

Русская лирика XIX века. Толстая книжка из серии "Классики и современники". Как и следует ждать от любой хрестоматии, очень неровно: кто-то лучше, кто-то хуже. Но в целом я давно что-то не читал "золотого века" русской поэзии (впрочем, составители этого томика "Классиков и современников" дошли аж до Бунина) - так что был эффект практически погружения в "иную" поэзию. Да-да, все эти знакомые со школы размеры, рифмы, когда-то казавшиеся немного устаревшими на фоне поэзии ХХ века, заиграли новыми живыми красками! Нет, я не к тому, что вот они, недостижимые образцы - радует именно "инаковость". Самый интересный эффект, однако, для меня - это иной взгляд на Пушкина и Лермонтова. В этой хрестоматии они предстают гораздо более "в контексте", чем в школьном учебнике или там собрании сочинений. Практически ньютоново "на плечах гигантов" - ну, может, тут и не гигантов, но по крайней мере взращены на благоприятной почве. В общем, теперь понял, что во всяких подобных антологиях надо обязательно читать и знакомые произведения!

"Религии мира", том 1й ("Энциклопедия для детей" Аванты+). Да, несколько необычное чтение для меня 38-ми летнего, однако ж... Вообще-то я там хотел про иудаизм почитать, но втянулся и еще почитал про всякие "Религии Древнего мира". Небезынтересное чтиво, хотя, конечно, сейчас мне после такого (да и "вместо такого", будем честны) приличествует заглянуть в более авторитетные источники. Тем паче, что какие-то разделы я читал/перечитывал скорее в ключе - "а как тут это изложили?". И еще отдельно заинтересовался вопросом - а кто авторы-то? В книжке никаких аффилиаций данных, кроме инициалов и фамилии. Ну и оказалось, что увлекательно-восторженный раздел "Солнечная мудрость Египта" написал некий автор эзотерических книг, а дающий очень цельную картину такого разнородного явления как "Традиционные религии народов Африки" - историк-африканист. Из очень подробного раздела про иудаизм, кстати, более всего запомнилась сентенция, что, мол, мудрецы Талмуда еще в I тысячелетии рассуждали о ситуациях, когда зародыш перенесен от одной женщины в другую. Пока попытка проверить этот факт не дала никакого результата)

"В круге первом" А.И. Солженицына
Мысль прочитать этот роман "про учёных" пришла в конце февраля-начале марта в силу некоего созвучия происходящему - так-то Солженицына я со школы не читал. Но мысль как пришла, так и ушла, а вот летом приехал на ЗБС - и обнаружил двухтомное издание сего произведения в "бибиотеке Северцова". Решил, что это судьба, и отложил запланированного на краткое пребывание на ЗБС Зощенко, а потом и в Алексин взял Александра Исаича дочитывать. Хотя вначале думал, что чуть начну читать - и брошу. Но нет, роман увлек, втянул в себя. При этом я его, кажется, воспринимал прежде всего как художественное произведение, ценное больше внутренней драматургией, а не как документальное изложение закрытых страниц отечественной истории (например, "образ Сталина" явно литературен, хотя когда-то, понятное дело, мог восприниматься и иначе). Пожалуй, самое необычное впечатление - это то, что роман чем-то перекликается с шестидесятнической прозой про техническую интеллигенцию. Да-да, особенно первые описания деятельности узников/обитателей (нужное подчеркнуть) шарашки вызвало прямо-таки узнавание.

"Юбка" Олег Нестеров
Книжка эта мне попала благодаря избавляющейся от, видимо, непопулярных книг Алексинской городской библиотеки им. князя Г. Львова - на открытии "молодежного пространства "Газон" у них там был буккроссинг организован. Интересно, что, едва увидев название книги "Юбка", я мысленно перевёл его на немецкий (Rock) - возможно, еще на подсознательном уровне увидя гитару на обложке и имя автора. Да, это тот самый Олег Нестеров, который "Мегаполис". Небольшая по объему книжка, гордо названная романом, написана в жанре альтернативной истории и повествует о создании рок-музыки в Третьем Рейхе. Как приличествует жанру, при прочтении сложно отделить выдумку от малоизвестныъх фактов, тем паче, что среди главных действующих лиц - Лени Рифеншталь и Альберт Шпеер. Как и приличествует выпускнику престижной немецкой школы Олегу Нестерову, в книге много полнотекстовых цитирований немецких песен 30-х годов - естественно, в оригинале. Но вот собственно литературные достоинства книги таки сомнительны, так что к середине (а книга небольшая) уже начинает наскучивать. Да, задумка хороша, сюжет пытается лихо закрутиться, но герои остаются в меру безлики, а действие чересчур схематично. Скорее, это похоже не то на киносценарий, не то на набросок - в общем, от книги веет незавершенностью и недоработанностью.

"Повелители марионеток" Роберта Хайнлайна
Эта книжка попала ко мне так же,как и предыдущая. Всё ж таки классика фантастики, которую я не читал (я вообще мало читал Хайнлайна, кажется). Прочитал не без удовольствия, хотя уже и не такого, как в былые годы от подобного - пресыщение, что ли? Впрочем, интереснее всего мне тут было видеть не лики возможного грядущего, а приметы прошлого - того времени, когда книга была написана. А вот художественных достоинств мне показалось мало (впрочем, не в переводе ли из начала 90-х дело?) - действие больно уж картонное (персонажи, кажется, чуть лучше).

"Библия: Что было на самом деле" Андрея Десницкого
Ну и свежачком себя побаловал. Книга современного библеиста с провокационным заглавием представляет собой прежде всего рассказ о том, что может скрываться за этим "на самом деле" и какие у нас есть подходы к поискам ответа. Автор всячески подчеркивает, что возможны разные интерпретации фактов (которых не так много - текст Ветхого завета и не очень много археологических находок). Основная, самая конкретная часть книги - это изложение гипотезы автора об истории создания "летописных" книг Библии, с рассказами о судьях и царях Израилевых. Гипотеза выглядит правдоподобной, хотя как по мне, и не единственно возможной (автор, кажется, на таком и не настаивает) - хотя мне обоснование показалось недостаточно сильным, с большим числом допущений (впрочем, неизбежных). Отдельно радует меня и обращение к любимому мною жанру диалогу - у автора это диалог фундаменталиста и скептика.

поэзия, проза, литература, фантастика, история, религия и/или ее отсутствие

Previous post Next post
Up