Тульский аэропорт (1959-2001)

Nov 09, 2020 07:45

Многие мои знакомцы дивятся, когда узнают, что в свое дошкольное детсво я умудрился совершить аж 14 (или 12 - см. ниже) самолёто-вылетов. Еще больше они дивятся, когда узнают маршруты: 7 (или 6) раз я летал Тула-Смоленск, 6 (или 5) раз Смоленск-Тула и один раз Смоленск-Калуга (потому как в Туле тогда погода была нелётная). Да, многих удивляет, что вообще возможны такие "местные авиалинии".
Так вот, это личное вступление к чему? А к тому, что этим летом в книжке тульского краеведа Сергея Гусева "Новые тайны тульских улиц. Эпоха Юнака" я узнал историю тульского аэропорта. Этот пост написан прежде всего на этом источнике, но некоторые другие я тоже находил в интернете. Понятное дело, что местами они противоречат друг другу, но в целом какая-то картина складывается. Но если кому есть что добавить (или указать на ошибки) - то всегда пожалуйста!
Гражданскую авиацию в Туле начал развивать Герой Советского Союза летчик Африкант (не путать с именем "Африкан") Платонович Ерофеевский, прозванный за усы Будённым "воздушным гусаром". Встречал утверждения, что за войну он совершил рекордные 1250 боевых вылетов.


Родившийся в Тымске (ныне - Томская область), после войны служил в Каунасе, где его авиаотряд осваивал вертолеты "Ми-4", а в 1961, при увольнении в запас, ему предложили стать начальником Тульского аэропорта.
Впрочем, гражданский аэродром в Туле появился уже в 1959 году на базе военного аэродрома Клоково (на котором в войну, к слову, во время тульского этапа пути базировалась французская эскадрилья "Нормандия-Неман"). Летали самолёты (Ан-2 и Як-12) в несколько районов Тульской области (Суворовский, Белевский, Куркинский, Каменский, Ефремовский) а также в соседние облцентры (Брянск, Калуга, Орёл, Москва, Рязань).
Ерофеевский, то есть, пришёл не на пустое место, но основное развитие тульской гражданской авиации связано именно с ним. Организовывал "грибные рейсы"в районы, опрыскивал сельхозполя, оказывал негласную логистическую помощь предприятиям и даже делал то, что сейчас называют "пресс-туры" - возил журналистов на вновь открывшихся рейсах. Доходило до того, что говорил о себе "Я теперь коммерсант".
Расширялся авиапарк - закупили Ан-24 и Ан-26, расширялся список рейсов. С 1964 самолетом из Тулы можно было за четыре часа долететь и до Чёрного моря! А до Москвы - за 35 минут.
В 1968 построили новое здание аэропорта - типовой аэровокзал.


В здании аэропорта был большой ресторан "Сокол", в котором выступал джаз-бэнд Анатолия Кролла, в котором, говорят, играл на контрабасе Вилен Токарев, впоследствии известный как Вилли Токарев (обращает на себя внимание некоторое сходство его усов с усами самого Африканта Платоновича).
Пик авиаперевозок случился в 1991 году - но уже в 1992, понятное дело, всё начало разваливаться. Видимо, именно в тот год мы с мамой впервые добирались в Смоленск не на самолете, а на каких-то ужасных перекладных поездах (некоторые картины из той поездки у меня до сих пор перед глазами). "Видимо" (именно поэтому в начале поста у меня некоторая неопределенность с числом самолёто-вылетов) - потому что мама не помнит, а я уж подавно, но думал, что это 1991 был; но она говорит, что в первый год наземного пути оказалось, что рейс отменили, а не что билеты подорожали, например (пишут, что в 1991 они таки подорожали).
В 1992 году число рейсов резко сократили (но зато смогли провести авиапраздник, посвященный полувековому юбилею эскадрильи "Нормандии-Неман"), в 1993 (по другим сведениям - в 1994) же вообще прекратились регулярные гражданские авиаперевозки, остались из пассажирских только чартеры. Самолёты постепенно выходили из строя, детали с одних шли на починку других. В конце 90-х авиаперевозки окончательно заглохли, и в 2001 Клоково изъяли из реестра аэродромов.
Уже в XXI веке было несколько попыток-проектов возродить аэропорт, но они не увенчались успехом. Прежде всего, из-за ожидаемой нерентабельности - транспортная связь с Москвой стала гораздо лучше, а потому проще оттуда летать, чем у себя организовывать. А в Калуге, кстати, аэропорт Грабцево (имени Циолковского) действует и даже международным стал.

Ну и напоследок - еще немного личных воспоминаний. Тогда, в конце 80-х, когда я пользовался тульским аэропортом, однажды вёз я игрушечный металлический пистолет - помню, как он смотрелся на просвете чемодана (или что там было). И теперь даже удивительно, что тогда вполне разрешили его провезти.

история, Тула

Previous post Next post
Up