Завершает первую книгу "Философии зоологии" (в которой и излагается его эволюционная концепция) изложением системы животных "как надо", в естественном порядке, обратном принятому до тех пор - по пути усложнения организации. Порядок этот для Ламарка естественен, поскольку отражает порядок возникновения организмов. Я
уже писал о яркой образности главы про деградацию животного мира в традиционной системе, откуда Осип Эмильевич много почерпнул. Так вот, в главе про градацию тоже есть образность, из которой тоже можно создать стихотворение, в котором будет чувствоваться движение к чему-то разумному, доброму, вечному возвышенному.
Но речь не о том. В самом конце, в "дополнении", Ламарк излагает свой взгляд на то, что мы сейчас бы назвали филогенией - как одни классы происходили от других. Нет, он отнюдь не предполагал линейного развития "от инфузории до человека", как многие могут подумать из рассказов о его теории
По Ламарку (впрочем, для него это лишь гипотеза), есть две основные ветви животного мира, возникающие независимо из неживой природы (этот процесс не уносится им в прошлое, самозарождение идет постоянно, поставляя примитивные формы, из которых за счет неудержимого стремления к совершенству формируются более прогрессивные).
Первая ветвь - это линия инфузории-полипы-лучистые, но какие-то особенности эволюции этой группы он не обсуждает.
Другая же, включающая в конечном итоге и млекопитающих, начинается с червей, и Ламарк пытается понять, в каких условиях происходило происхождение одного класса от другого, какие условия среды этому способствовали, какие порядки в этом участвовали. Так, из земноводных червей вышли земноводные насекомые, а из привыкших жить "в укромных местах" сухопутных насекомых - паукообразные (
напомню, что Ламарк понимал этот класс шире, чем мы)
Другие же черви, не выходившие на сушу, через кольчецов и усоногих породили моллюсков, от которых произошли рыбы. Впрочем, перерыв между моллюсками и рыбами для Ламарка - "пропасть", и переходные формы нам только предстоит найти.
Рыбы породили рептилий (амфибий и рептилий в современном виде), внутри которых важным моментом было происхождение змей от лягушек, а уж от змей - ящерицы и черепахи. Далее от черепах произошли птицы, а от водных птиц - однопроходные (у Ламарка они и не птицы, и не млекопитающие, а некий промежуточный недокласс).
Водные же ящерицы дали начало земноводным млекопитающим, а дальше их потомки либо полностью утратили связь с сушей (китообразные - впрочем, тут для Ламарка много неясного из-за их глубокой специализации, затрудняющей реконструкцию происхождения), либо же вышли на сушу.
Так что градация градацией, а эволюция у Ламарка была в том числе и дивергентная.
P.S. Снабдил все свои посты, посвященные "Философии зоологии", тэгом "
читая Ламарка".