(no subject)

Dec 11, 2007 08:17

Нет, не справляюсь я с темой.
Но делать что-то надо. А посему: делаю что получается и будь что будет.
А хочу я воздать должное Нансену. Но не тому великому романтику, «воспламенившему» минимум половину мира. А Нансену-гуманисту, всем своим бытием помогавшему людям.



Мой ответ на прозвучавший ранее вопрос о самом добром человеке в мире - Фритьоф Нансен.
В начале своей жизни Нансен прославился как бесстрашный полярный исследователь. Про купание Нансена в ледяной воде, пересечение Гренлиндии и "великое приключение" на "Фраме" мы уже говорили.
В океанологии и истории полярных исследований имя Нансена упоминается регулярно. Опрокидывающийся термометр Нансена; вертушка для измерения течений на глубине; экономичная полярная горелка + кастрюля , избавившая путешественников от жажды в ледяной пустыне; барометр; точный ареометр. Метод определения скорости течения с дрейфующего судна. Вот неполный перечень разработок и изобретений, сделанных Нансеном.

Об одном научном наблюдении мне хотелось бы остановится подробнее. Когда я смотрю на облака и вижу, что они идут в другом направлении, чем дует ветер у земли, я всегда вспоминаю термин «спираль Экмана». История ее создания такова.

Во время дрейфа «Фрама» Нансен подметил, что лед всегда движется вправо относительно направления ветра, и заключил, что это явление объясняется вращением Земли. Однако он не ограничился этим выводом.

Нансен рассуждал приблизительно так. Движение льда вызывается ветром. Вследствие вращения Земли любое движение на земной поверхности подвергается воздействию силы Кориоиса, которая в северном полушарии отклоняется вправо. Под воздействием этой силы лед движется не по направлению ветра, а вправо от него. Лед приводит в движение верхний слой воды, и последний тоже начинает отклоняться вправо по отношению к движению льда. Верхний слой в свою очередь приводит в движение более глубокие слои, так что и они в свою очередь отклоняются вправо от направления верхнего слоя, и так далее. При этом скорость движения уменьшается вследствие действия значительной силы трения. Очевидно, в результате подледное течение с нарастанием глубины все больше отклоняется вправо и при этом ослабевает; таким образом, на какой-то глубине должно существовать слабое течение, направленное против ветра.

Во время визита в Стокгольм в 1900 году Нансен высказал свою гипотезу Вильгельму Бьеркнесу, который в то время был профессором Высшей школы Стокгольма. Бьеркнес сразу же увидел, что эту проблему можно решить математическим путем, и привлек к этому делу своего ассистента Валфрида Экмана. Экман вывел соответствующие уравнения и получил решение, подтвердившее правильность гипотезы Нансена.
Это позволило Экману сделать следующий вывод: «Благодаря этой принципиальной мысли возникла проблема, которую удалось разрешить математическим путем: таким образом, Нансен стал основоположником современной теории ветровых течений».

После «великого приключения» Нансен построил судно «Веслемей» и много раз выходил в океан с научными целями.

Однако Фритьофу была уготована иная судьба.

Феноменальная популярность Нансена, его легкость в общении, публичность, готовность отвечать на вызовы привели его на политическое поприще.
Вначале он немало поспособствовал мягкому освобождению Норвегии от Швеции. Причем это было сделано мило и изящно, а Швеция и Норвегия остались в дружеских отношениях.
Затем, в годы Первой Мировой войны, Нансен в Соединенных Штатах добился поставок продовольствия в Норвегию. Но это была, так сказать, тренировка.

У Нансена было много моментов, когда требовалось принять судьбоносное решение.
Первое - когда Амундсен просил Нансена отдать ему «Фрам» ради достижения Амундсеном Южного полюса. Что это стоило Насену - знает только он и его жена Ева. Эта жертва одновременно означала переход Фритьофа на новый уровень бытия.

Второй момент выбора судьбы в «Книге об отце» дочь Нансена Лив описывает так:
На нем и так уже лежала тяжкая ответственность за предыдущие поручения, и вот он стоит перед новым делом, столь грандиозным, что и подумать страшно. С телеграммой в руках он поспешил на горку к Эрику Вереншельду.
«Если я возьмусь и за это, то, значит, мне придется отказаться от своей собственной работы и от всего, ради чего я жил»,- сказал он дрогнувшим голосом. Но у Вереншельда нашелся для него только один ответ: «Насколько я тебя знаю, ты никогда себе не простишь, если откажешься от этого поручения». Немедленно Нансен телеграфировал о своем согласии.

Это напрямую касалось России. Октябрьская революция, Гражданская война вызвали в России голод. Нансену предложили организовать помощь голодающим.

Что именно делал Нансен?
Об этом читайте в следующем посте.

люди, Нансен, Норвегия

Previous post Next post
Up