THE GREEN RAY / Eric Rohmer / 1986

Jun 12, 2007 01:50



«Зеленый луч» Эрика Ромера снят так просто, что напоминает фильмы «Догмы-95», только камера не трясется, а так все то же - похожие на людей с улицы герои, диалоги которых воспринимаются так, словно их засняли случайно, натурные съемки, не требующие дополнительных ухищрений с освещением ( в «Зеленом луче» практически все действие происходит на улицах, во двориках, бульварах и пляжах). Но эта простота обманчива, конечно, как и слишком серьезное восприятие происходящего на экране - Ромер весьма ироничен, без всякого цинизма, впрочем. Не знаю, добрый ли он человек, но если судить по «Зеленому лучу» - не может им не быть.
Проблемы скромной парижской секретарши Дельфины (Мари Ривьер) могут показаться надуманными и совершенно неубедительными: в разгар лета ей дают отпуск, но она не знает как им лучше распорядиться и куда себя деть, т.к. подруга передумала ехать с ней в заранее запланированную поездку в Грецию, а ехать куда-то одной - этого она даже и слышать не хочет. Вариант, что в поездке с кем-то можно познакомится даже не рассматривается, Дельфина слишком замкнута и стеснительна для этого. Впрочем, здесь замкнутость особого рода: девушка может общаться с незнакомцами, чем и занимается большую часть фильма, но никакого контакта с ними у нее не возникает, все остаются для нее чужими, как и она для всех - посторонней. Однако, Дельфина не героиня романа Камю и быть «посторонней» ей совсем не хочется, она мечтает о встрече, которая озарила бы ее жизнь и придала ей смысл - что может быть банальнее, и при этом - понятнее? При ином раскладе «Зеленый луч» мог бы превратиться в знойную мелодраму или пошловатую комедию о поисках любви «на каникулах», но Ромер избегает как мелодраматизма, так и открытого юмора, наполняя вместо этого свой фильм атмосферой ожидания чуда, которое никак не происходит и кажется не произойдет уже никогда не смотря на «говорящие» знаки - Дельфина не читает гороскопы и не ходит к гадалкам, доверяясь больше подсказкам судьбы, явленных то в виде потерянных кем-то на улице игральных карт, то в виде развешенных на улице объявлений, приобретающих дополнительный смысл в контексте ее размышлений. Эта ее особенность вызывает ассоциацию с героинями Одри Тоту из «Амели» и «Долгой помолвки», но в отличии от Амели или Матильды, Дельфина откровенно бездействует, она просто ЖДЕТ, чем вызывает полное недоумение даже у своих друзей и иногда почти раздражение у зрителя. Не смотря на «атмосферу ожидаемого чуда» фильм все же очень реалистичен, в чем и заключается его скрытый ироничный подтекст по отношению к героине: да, Дельфина тонкая ранимая девушка, но это только в старинных романах все восхищаются тонкими натурами, в жизни же эта самая «тонкость» подчас оборачивается почти нелепостью - возвышенная героиня со своими непонятными принципами (вегетарианка, долго и путано объясняющая причину своего отказа от мяса и чем больше ей уделяют внимания, тем больше она путается и сбивается на глупый пафос, вызывая в итоге еле сдерживаемый смех у слушающих, то же и с подругами, которые мимоходом предлагают избавиться от одиночества при помощи «групповушки» - «Ну надо же как-то знакомиться!», т.е. по их мнению это возможный вариант знакомства и «встречи с чудом» для Дельфины, которая в течении двух лет никак не может окончательно забыть оставившего ее бой-френда) иной раз кажется другим героям почти дурочкой, а она и словом и делом готова закрепить их во мнении. Чувство неуюта и одиночества может накрыть в любой момент и моменты, когда Дельфину «накрывает», безумно трогательны, вызывают грустную улыбку и абсолютное понимание: она может идти по лесной тропинке и внезапно заплакать, пока никто не видит - идти одной и лить горькие слезы, понимая при этом, что глупее нет ничего на свете, это ли не та самая скромная правда жизни, о которой и говорить-то нечего?
Дельфине кажется, что в ней ровным счетом нет ничего интересного и привлекательного, о чем она со слезами сообщает случайно знакомой на пляже, которая перед этим долго рассуждает о том, что не стоит сразу раскрывать всю себя, оставляя главное на потом («В любом есть ЧТО-ТО!» «А во мне нет…»). Однако главная прелесть фильма в том, что чудо все же происходит и уж тут Дельфина не теряется, распознав его моментально! И чисто внешне в этом тоже нет ничего выдающегося: она всего лишь первой заговаривает с симпатичным парнем, который стесняется заговорить с ней сам, а потом они отправляются на небольшую прогулку вместе. Но…на самом деле это волшебно.:)



Забавный нюанс: в американском прокате фильм шел под простеньким названием «Лето», в котором и следа не осталось от литературной ассоциации с романом Жюля Верна «Зеленый луч», суть которого в способности к озарению и распознаванию истиной природы вещей появляющейся у того, кто увидит мистический зеленый луч, мелькающий изредка во время заката солнца.

Главный приз МКФ в Венеции в 1986 году.

cinema

Previous post Next post
Up