«Je t'aime moi non plus»

May 28, 2007 01:57




Сержа Генсбура как никого другого смело можно назвать «сладким и гадким», то же в равной степени относится и к его творчеству, будь то музыка, или кино. Обладая уродливой внешностью, он умудрялся влюблять в себя и мужчин и женщин, его фильмы ругали критики и запрещала цензура, зато киноманы впадали в экстаз, тексты песен повергали в шок ревностных блюстителей морали и заставляли сладко трепетать вкусивших запретный плод меломанов. «Je t'aime moi non plus» в обоих свои ипостасях (и песню и фильм) в 70-х объявляли порнографией и активно запрещали, но время все расставило по своим местам и теперь трудно представить себе европейскую культуру XX века без этих «цветов порока» (или как сказал бы Бодлер - цветов зла). Впрочем, с восприятием фильма все же чуть сложнее, мейнстримовым кинохитом такое не становится, навсегда оставаясь в нише авангарда, хотя сама по себе история, рассказанная в фильме, очень проста.



Красски (Джо Далессандро) и Падован (Хью Кюстер) зарабатывают на жизнь тем, что развозят на огромном желтом грузовике мусор по свалкам и этого им вполне хватает на еду, пиво и дешевый номер в мотеле. Импульсивный итальянец Падован безумно влюблен в молчаливого Красски, а тот производит впечатление человека, который скорее позволяет себя любить, нежели любит сам. И все же Красски влюбляется, но вопреки ориентации объектом его желания становится отнюдь не парень, а эксцентричная барменша Джонни (Джейн Биркин), прозванная хозяином бара мужским именем за угловатость фигуры и полное отсутствие груди. Чувство, впрочем, оказывается досадно платоническим, но только до тех пор, пока Джонни не научится быть «мальчиком». Падовану такой расклад явно не нравится и в припадке ярости он пытается убить соперницу, однако ему мешает вовремя подоспевший Красски. Испуганная Джонни требует избить Падована, но Красски отказывается и тогда девушка бросает ему в лицо - «Ты пидор!», после чего остается одна - Красски садится с Падованом в свой желтый грузовик и уезжает навсегда.



Однако в случае с Генсбуром важно не ЧТО, а КАК и избранный им киноязык с равным успехом может и увлечь и оттолкнуть. «Я тебя больше не люблю» может отпугнуть поверхностных эстетов, или попросту ориентированных на классические «красивости» зрителей, т.к. фон истории откровенно маргинален - свалки, помойки, дешевые забегаловки, в которых конину выдают за говядину и третьесортные мотели, металлические кровати в которых давно покрылись коррозией. Герои носят драные джинсы и линялые майки, не отказывают себе в удовольствии употребить крепкое выражение и вообще ведут себя довольно асоциально. Главная героиня запредельно далека от образа романтичной героини, ее то и дело оскорбляют и даже бьют, но она умудряется расцвести диким цветком на этой помойке и только пришелец со стороны способен оценить ее красоту. Но все эти «ужасы» совсем не так ужасны на самом деле и циничный Генсбур таит в себе романтика и эстета, раскрашивающего этот серый мир в удивительно яркие краски - грузовик, конечно, едет на свалку, зато какое бездонное синее небо над ним, герои одеты в отребье, но как сексуально оно на них сидит, Красски говорит грубости одна хлеще другой, но сколько нежности в его глазах и улыбке… Где бы ни были герои, даже на помойке, каждый предмет находится «на своем месте», создавая удивительно выразительный кадр. В этом фильме есть то, что я так люблю - осязаемость предметов. Будь то ржавчина на металле, или плавающая в озере шина, просто излучающая тепло нагревшего ее солнца, или мутное стекло зеркала, в которое Джонни тайком рассматривает впервые пришедшего в бар Красски - все это живое, заполняющее собой пространство и создающее атмосферу захолустного «сладкого ада». Но не только это. Генсбур явно очень любит актеров (в случае с Биркин, которая на тот момент была его женой, это особенно понятно) и не перестает любоваться ими, то и дело беря крупным планом взгляд, улыбку, наклон головы - кажется, что прикасаешься кончиками пальцев к их лицам и ощущаешь их тепло. И постоянная музыка за кадром - «Je t'aime moi non plus» и «Ballade de Johnny-Jane» в основном.





Актерский состав не мог не вызвать интерес, однако как ни странно, легендарный Джо Далессандро показался всего лишь в меру харизматичным актером, гораздо менее интересным, чем играющий его любовника Хью Кестер (на тот момент восходящая театральная звезда), поражающий кошачьей грацией и бешеным темпераментом. Но самое главное - это присутствие Джейн Биркин в фильме. Она невероятна. От нее невозможно отвести глаз. Это чудо, запечатленное на пленке.





«Je t'aime moi non plus» Генсбур посвятил Борису Виану, такому же экстремальному эстету. Но Серж Генсбур не был бы собой, не разбавь он пафос долей цинизма - хозяина бара, в котором работает Джонни, зовут Борис, он непрестанно пьет шампанское и портит воздух, однако при этом обладает каким-то монструозным величием и пугающим шармом. Думаю, Виан такой черный юмор оценил бы вполне.

cinema

Previous post Next post
Up