ТОП-100 любимых киноперсонажей (XVII)

Sep 16, 2018 20:50

№ 16. Бетти/Дайана / «Малхолланд Драйв» (2001) Д.Линч


Удивительное дело, но когда-то Наоми Уоттс не произвела на меня ни малейшего впечатления в «Малхолланд Драйв», показалась блеклой и невразумительной. Сейчас этот факт кажется мне совершенно необъяснимым, потому что спустя годы повторные просмотры раз за разом утверждали в мысли, что Уоттс великолепна как никто в этом фильме Линча, да и играть ей приходится не одного, а сразу двух персонажей, диаметрально противоположных по характеру и темпераменту - наивную мечтательницу Бетти, приехавшую покорять Голливуд с широко распахнутыми глазами и депрессивную истеричку Дайану, заказывающую киллеру убийство неверной подруги. Впрочем, утверждать, что Бетти и Дайана разные персонажи - не совсем верно, но это же Линч, в фильмах которого сон внутри другого сна и вообще неизвестно кто кому снится. Уоттс убедительна в любой ипостаси своих героинь - Бетти кажется почти что выходцем из идеального мира рекламы, где вокруг красивых девушек летают бабочки и таким девушкам все улыбаются, потому что они сами готовы улыбаться каждому от всего сердца, ну а Дайана вызывает самый широкий спектр эмоций, от отвращения, до сочувствия, ведь ее неспособность справится с болью от разбитых иллюзий похожа на агонию человека, который заживо разлагается на твоих глазах. Финальные вопли Уоттс и хохот карликов, пробирающихся в дом через щель под дверью, по сей день остаются одним из самых жутких кинопереживаний моей жизни.

image Click to view




№ 15. Майкл Корлеоне / «Крестный отец» (1972) Ф.Ф.Коппола


В случае с Аль Пачино произошло то же, что и со многими прекрасными актерами уровня Роберта Де Ниро или Дастина Хоффмана - их бесспорный талант утратил легкость и естественность, они забронзовели в своем незыблемом статусе кинозвезд первой величины и перестали быть интересными, да и ролей уровня тех, что когда-то их прославили просто не стало. Но это не мешает пересматривать их старые фильмы и получать от них колоссальное удовольствие. Вряд ли что-то новое можно сказать о «Крестном отце» и потрясающей актерской работе в нем Аль Пачино, но иногда слова и не нужны. Метаморфозы чистого и порядочного человека, каким является изначально Майкл Карлеоне, в отягощенного криминальным  бытием главаря мафиозного клана - это история почти библейского уровня. Эталонная роль в великом фильме.Эпизод убийства, которое далось пока еще с трудом.

image Click to view



№ 14. Джеймс Стивенс / «На исходе дня» (1993) Дж.Айвори


Английский вариант человека в футляре, но менее безнадежный. Энтони Хопкинс в роли дворецкого, выступающего  апологетом британской чопорности и условностей столь самоотверженно, что жертвует ради этого личным счастьем, запрятав глубоко внутри то человеческое, что мешало бы оставаться ему идеальным дворецким, отказываясь принимать перемены мира вокруг, который в преддверии Второй Мировой войны  уже давно трещит по швам, не осознавая, что нет уже той классической Британии, страстным приверженцем которой он  является. Мистера Стивенса шокирует новая экономка - мисс Кентон (Э.Томпсон), возмутительно прогрессивная по его меркам, не понимающая самой сути причастности к касте английской аристократии, выражающейся в служении ей. Раздражающая Стивенса мисс Кентон вносит в его регламентированное существование много лишнего, отвлекающего от главного на его взгляд. Но именно она  одна сумеет рассмотреть в замурованном в строгую форму дворецком живого человека, не самого счастливого, не самого удовлетворенного своей жизнью и совсем даже не черствого. Вот только жизнь слишком коротка и в ней может не остаться места и время на счастье, для которого человек казалось бы рожден.
Очень люблю выбранный эпизод, в котором мисс Кентон застает Стивенса за чтением любовного романа и для того такое «разоблачение» едва ли не смерти подобно. И это не смешно, это бесконечно грустно.

image Click to view



№ 13. Джек Винсеннс / «Секреты Лос-Анджелеса» (1997) К.Хэнсон


В «Секретах Лос-Анджелеса»  нет плохих ролей, этот тот редкий случай, когда хорош абсолютно каждый актер, даже если у него в фильме всего одна реплика. Кевин Спейси играет далеко не главную роль, но его персонаж крайне значим и для сюжета и для атмосферы фильма, в котором нет однозначно положительных персонажей, да и с отрицательными все не так просто. Вот Джек Винсеннс и есть такой «плохой хороший человек», коррумпированный полицейский не рядовой должности, перед которым вопрос о профессиональной этике даже не стоит, он готов сливать секретную информацию, участвовать в сводничестве, совершать подлоги, но при этом чертовски обаятелен и  ничто человеческое ему не чуждо, включая кризис среднего возраста и уколы совести. Очевидно, что перед нами прожженный циник, но не подонок, преступник, но не вероломный, моральные ориентиры у человека размыты, но все же присутствуют. В каком-то смысле Джек Винсеннс предтеча Лестера Бёрнэма из «Американской красавицы» и я не удивлюсь, если Мендес вдохновлялся игрой Спейси в «Секретах Лос-Анджелеса» (в одном из эпизодов слегка озадаченный Джек точно так же как в «Американской красавице» рассматривает свое отражение в зеркале и трогает живот  в тщетных попытках нащупать пресс).

image Click to view



№ 12. Эрика Кохут / «Пианистка» (2001) М.Ханеке


Когда я прочитал роман  Эльфриды Елинек «Пианистка», по которому Михаэль Ханеке снял свой знаменитый фильм с Изабель Юппер, меня поразило как мало общего между этими двумя вселенными - прозой австрийской писательницы и кино ее соотечественника Ханеке. И дело даже не в том, что время действия существенно различается в книге и фильме, а в том, что Елинек зациклена на физиологии вообще и своей героини в частности, с видимым удовольствием описывает  запах в общественных туалетах и как там плавают экскременты в унитазах, сексуальные эксперименты Эрики описываются нудно и тошнотворно, да там вообще все так - нудно и тошнотворно. Вопрос «что хотел сказать автор?» ни разу не возникал, ибо и так понятно - закат Европы, болезненные сублимации и прочие «мы все умрем».  Ханеке трудно заподозрить в любви к человечеству, еще сложнее - в оптимизме. Наверное, это то немногое, что их с Елинек объединяет, хоть оба гордо несут знамя радикальных интеллектуалов. Его подход к истории совершенно иной, чем в романе - его героиня, средних лет преподаватель консерватории Эрика Кохут, хоть и практикует тайное членовредительство, вуайеризм и мечты о понимающем насильнике, для которого у нее припасен тайный чемоданчик с необходимыми атрибутами «изнасилования по договоренности» все же существует совершенно в иных сферах - прекрасной музыки, классической архитектуры, некоторой стерильности, я бы сказал. Конечно, затхлый мирок квартиры, в которой она живет вместе со своей престарелой матерью, никуда не делся, но глядя на Юппер можно испытать любую эмоцию - от ужаса до сострадания, но никак не отвращение, а именно отвращение главенствует над всем у Елинек. Изабель Юппер играет утонченного монстра, психологического калеку, но никак не «мадам Ку-Ку с недоебом», какой она предстоит у Елинек.
Смелость Юппер не столько даже в том, что она творит на экране, в артхаусе порой и не такое увидишь, а в том, с какой виртуозностью она играет этот сложный персонаж - долгие планы ее лица словно погружают зрителя в бездну, которая скрывается в глазах Эрики, как и интонации голоса - ледяные, бесстрастные, но постепенно соскальзывающие куда-то, где лучше не оказываться. Жертвенный монстр с глазами Юппер - это и есть «Пианистка».

image Click to view

топ-100, cinema

Previous post Next post
Up