№ 34. Жерве Болье / «C.R.A.Z.Y.» (2005) Ж.-М. Валле
Уютное камерное кино из Квебека о большом семействе, состоящем сплошь из мужиков, не считая матери. Название фильма - первые буквы в именах братьев, каждый из которых обладает своим особым характером и непохожестью на остальных. И не важно, что главным героем является только один из них, речь сейчас не о нем, а об экранном отце братьев, Жерве Болье, сыгранного актером неброской внешности, но большого обаяния - Мишелем Коте. Сыгранный им персонаж дорог мне отчасти потому, что чем-то он напомнил мне моего собственного отца, с которым у меня тоже были не всегда простые отношения, а я никогда не соответствовал его представлениям о том, каким должен быть сын, но за всеми этими перепалками, непониманием и несовпадением взглядов на жизнь всегда стояла непоколебимая любовь, которую выражали простые слова и жесты, растворенные в повседневности. Мишель Коте сумел передать глубину отцовской любви без приторной сентиментальности и надрывного пафоса, каким-то чудом эта любовь подсвечивает его изнутри, даже когда наступает момент, когда еще немного и «я тебя породил, я тебя и убью».
В выбранном эпизоде Жерве поет «Hier Encore» Шарля Азнавура (одна из его любимых у меня!) на дне рождения своего сына, который предпочитает Боуи или Джаггера (на дворе 70-е), да и родитель, прямо скажем, в своих привычках не оригинален и поет Азнавура по любому поводу и в любой ситуации, но эта смешная и раздражающая привычка отца именно то, что спустя годы или десятилетия будет вспоминаться в первую очередь и как раз с улыбкой.
Click to view
№ 33. Мюриэл / «Свадьба Мюриэл» (1994) П.Дж.Хоган
О, это мучительное кино для меня, потому что когда я смотрю его, мне периодически хочется закрывать лицо руками от стыда за героиню, блистательно сыгранную Тони Коллетт, потому что она нелепая, глупая, неуместная и порой даже монструозная, но еще она смешная, обаятельная и ее невозможно не жалеть в начале и не полюбить к финалу. Именно этот фильм задал мощный старт международной карьере Тони Коллетт, за роль в котором она получила премию Института Кино Австралии, да и в целом австралийское кино вновь напомнило о себе, дав понять, что не Голливудом единым.
«Свадьба Мюриэл» лишь поначалу прикидывается эксцентричной комедией о недалекой толстушке, смысл жизни которой сводится к замужеству назло красивым подружкам, исключившим ее из круга своего общения за несоответствие гламурным стандартам, на деле же все серьезнее и грустнее, а зацикленная на идее свадьбы Мюриэл хоть и урывает свои минуты славы, вступив в фиктивный брак с иностранным спортсменом, проходит тернистый путь преодоления стереотипов замкнутого мирка, казавшегося ей единственным существующим, обретает внутреннюю свободу, требующую и большой ответственности, без которой ты всего лишь инфантильное существо, а не состоявшаяся личность. Если вам не приходилось плакать на комедиях, то «Свадьба Мюриэл» тот самый шанс. Ну или вволю нахохотаться во время просмотра драмы.
Click to view
№ 32. Иван / «Заблудившиеся» (2003) А.Тешине
Андре Тешине снимает экзистенциальные драмы суховато и без лишних эмоций, но эта эмоциональная лаконичность лишь видимость, потому что послевкусие у его фильмов такое, что забыть их не удается потом еще достаточно долго и «Заблудившиеся» пример именно такого кино. В самом начале можно предположить, что увидеть предстоит масштабную историческую драму, ведь все к тому располагает- оккупированный немцами Париж, покидающие город беженцы, подвергающиеся обстрелу сверху, но как героиня Эммануэль Беар с детьми и спасшим ее старшего сына 17-летним беспризорником по имени Иван уходят в сторону от общего потока людей и оказываются отделены от них лесной чащей, так и фильм становится камерной драмой, разыгранной несколькими актерами на полутонах и паузах. Совсем еще юный Гаспар Ульель играет юношу, пришедшего словно из ниоткуда, но отлично умеющего выживать и явно не понаслышке знающего что такое смерть. Иван прост и загадочен одновременно, вполне профессионально вломившись в оставленный кем-то загородный дом, он объявляет своим спутникам, что вот - теперь это наш дом. Эммануэль Беар в достаточно привычном для себя амплуа женщины на грани нервного срыва хоть и проигрывает Ульелю в экранном магнетизме, но все же у них вышел отличный дуэт, когда один широко улыбается, а другой угрюмо подозревает недоброе и между этими двоими возникает притяжение. Не самая стандартная пара - утонченная горожанка средних лет при детях и не достигший совершеннолетия безграмотный бродяга с криминальными наклонностями. Ульель в этом фильме такой тонкий и хрупкий, что все в нем словно вопиет о том, что надломится и погибнет этот цветок с куда большей вероятностью, чем все остальные, но все же финал «Заблудившихся» окажется совершенно не таким, какого ждешь даже преисполнившись заранее пессимизма. Нам ничего не покажут, но расскажут и главная задача слушателя - не выдать эмоции. А улыбка солнечного мальчика со шрамом на щеке западает в память очень надолго.
В выбранном эпизоде Иван промежду прочим делает предложение руки и сердца,чем глубоко шокирует Эммануэль Беар.
Click to view
№ 31. Глория Грэм / «Кинозвезды не умирают в Ливерпуле» (2017) П. МакГиган
Признаться, мне никогда особо не нравилась Аннетт Бенинг даже в своих лучших ролях, тем неожиданнее, что теперь это кардинальным образом изменилось. Когда одна стареющая кинозвезда играет другую стареющую кинозвезду, наверное, это то попадание в яблочко, которое при наличии таланта просто обязано дать результат, а талантом Беннинг не обделена, но здесь очень на пользу фильму еще и та бросающаяся в глаза химия между умудренной годами Бенинг и совсем зеленым в сравнении с ней Джейми Беллом, что наполняет этот достаточно средний фильм особым шармом.
«Кинозвезды не умирают в Ливерпуле» охватывают недолгий период жизни Глории Грэм, когда у нее возник роман с молодым актером, годящимся ей в сыновья, но по факту это оказалась не просто интрижка, а последняя любовь, совпавшая не только с закатом карьеры, но и тяжелой болезнью, во время которой молодой человек пытался быть ей опорой.
Аннет Беннинг оказалась на удивление бесстрашной актрисой, ведь определенную часть экранного времени ей пришлось выглядеть старой, больной и некрасивой, что на контрасте с бьющей молодостью Белла производит сильный эффект, но острота и искренность сопереживания, возникающие во время просмотра этих сцен, стоили того.
Click to view
№ 30. Джимми / «Умереть во имя» (1995) Гас Ван Сент.
В с вое время об этом фильме Ван Сента много писали как о слишком попсовом, банальном и паразитирующим на популярности различного рода ток-шоу, но единогласно соглашались, что зато Николь Кидман сияет яркой звездой и уже ради этого стоило снимать. Спорить не стану, в роли претенциозной пустышки из провинции, мечтающей о телевизионной славе, Николь и впрямь сияет аж глазам больно, но помимо сияния Кидман в «Умереть во имя» присутствует и нечто другое - мерцание Хоакина Феникса, который в ту пору был юн и худ, но уже тогда чертовски талантлив. Кажется, это был первый фильм, в котором его вообще увидел, но зато сразу запомнил.
Что может быть более подлым, чем манипуляция чувствами другого человека, особенно если человек этот изначально обделен жизнью? Именно этой подлостью героиня Кидман в фильме и отличилась, используя в своих корыстных целях Джимми, умственно недоразвитого подростка из неблагополучной среды. С точки зрения Джимми и ему подобных героиня Кидман воспринимается небожительницей, сошедшей с небес и явившей чудо лишь тем фактом, что одарила тебя улыбкой, а что говорить о том, что одаривать она готова и куда большим, чем улыбка - сначала от скуки, потом чтоб подбить на убийство надоевшего супруга. А потом сияющее божество называет тебя дерьмом и просит больше не беспокоить. У Хоакина Феникса с юности грустные глаза, но у Ван Сента он взирает с экрана с такой безысходностью, что становится вовсе не по себе. Но взгляд взглядом, а актерская заслуга Феникса далеко не в том, что Джимми вызывает чувство острого сострадания. Сказать по правде, Джимми пугает, потому что в нем есть дегенеративная нотка, усиленная дефектом речи и еле уловимой телесной деформацией, делающей его походку такой странной, а танцы - за гранью нормального. Кидман бросает в лицо поверившим ей подросткам, что они - дети наркоманов, которых трахают собственные родители и ужас ситуации в том, что она недалека от истины, поэтому ее слова вдвойне жестоки, а безнадега в глазах Джимми вполне логична ведь он поверил, что в его жизни тоже возможна любовь, а потом у него забрали это чувство заодно и с верой в людей.
Click to view