Палестинские территории

Oct 30, 2010 02:52

Западный берег, где вроде как правит администрация палестинской автономии во главе с Абу Мазеном - это довольно неприглядные пустынные территории с редкой растительностью и вкраплениями еврейских поселений.



В поездке пришлось очень много услышать (от самих палестинцев) о том, как тяжело живется палестинцам. Им, действительно, приходится получать разрешение у израильских властей, чтобы попасть из одного палестинского города в другой. Только 9,5 тысяч жителей западного берега из 2,5 миллионов имеют право приезжать в Восточный даже Иерусалим. Впрочем, из аэропорта нас вез араб, о чем я догадался только, когда его телефон зазвонил арабскими напевами, а сам он поприветствовал звонившего "салям алейкум".



Рассказывал это нам палестинец, который как раз входит в эти счастливые 10 тысяч, потому что работает на Евросоюз. ЕС занимает очевидную пропалестинскую позицию и вкладывает в Палестину 1 млрд (400 млн по линии ЕС, остальные дают отдельные страны). Палестинец был неприятный, слащавый и скользкий, все время улыбался и хихикал.



На деньги ЕС палестинцы отстраивают полицию, но за пять лет  есть только пара зданий и зал для пресс-конференции с новыми стульями еще в магазинной обертке. Зато выяснилось, что палестинский полицейский-новобранец получает 400 баксов, а майор - штуку баксов.



И еще оливки палестинцы собирают, жалуются, что им собирать урожай не дают, но почему-то даже не чешутся возделывать хоть что-то еще. А оливки у них Евросоюз покупает и всячески помогает этим производствам. Вроде как только на 15% территории Западного берега действует полная власть палестинских властей, еще на 25% территории - безопасность обеспечивают израильтяне, а палестинцы руководство, а на 50% (район С) - израильтяне. Строить палестинцам разрешается только на в районе А. Правда, израильтяне говорят, что арабы строят никого не слушая. Как и израильтяне, впрочем. Еще израильские поселенцы якобы свободно носят оружие. Поселений все больше еще и потому, что квартиры вроде бы там дают почти бесплатно-за 20 тысяч долларов, а в Израиле нет.

Повсюду по Западному берегу вроде бы стоят израильские блок-посты и проверяют машины (хотя мы проехали на автобусе из иерусалима в иерихон и из иерихона в вифлеем без единой проверки). Местный врач-палестинец рассказывает, что из-за очередей многим женщинам приходится рожать прямо на блок-постах, что приводит к гибели трети детей. Может и так.





От Палестины Израиль отделился стеной безопасности, которая как выражаются многие палестинцы разделяет в большей степени палестинцев и палестинцев. Рассказывали и о городе Калькилия, который стена окружила, и войти или выйти из города можно только в определенно время утром и вечером. Единственные ворота в город охраняет израильская армия. "Это гетто, а Израиль готовится к апартеиду", - рассказывает заслуженный врач и политик Баргути. Он в президенты баллотировался, но неудачно, а его известный родственник сидит в израильской тюрьме за терроризм. Но об этом Баргути не говорит.



Он рассказывает о гибели детей в Газе, показывает фотографии, демонстрирует убедительные цифры (на территории Израиля 2400 куб м на человека, у нас 50 куб м., у них ВВП 28000 долларов на человека, а у нас 1500 долларов), в том числе о том, что вода в Палестине стоит дороже чем в Израиле. Не знаю уж, откуда он это взял,и кто в этом виноват.



Баргути мастерски завладевает вниманием и доверием аудитории, показывая слайд о том, как с 1948 по 2010 год уменьшается территория Палестины. Не объясняя, почему. Он саркастичен и эффектен: "Впервые в истории от народа, находящегося в оккупации, требуют сохранения безопасности для оккупантов".  Но потом, когда он видит, что вся аудитория (кроме меня) уже принадлежит ему, он делает ошибку и показывает три видеоролика, где собака кусает женщину, солдаты бьют юношу по лицу, а еще одному демонстранту стреляют в ногу. Что происходит дальше с этим юношей не показывают, но монтируют так, будто он погию. Это провал, и в ролики не верит никто. Правда, в итоге из поездки все возвращаются палестинофилами. Кроме меня и Тимура. Но мы же евреи, ага.





Жизнь в Рамалле не такая плохая, как кто-то может подумать или кто-то хочет представить. По всему городу новостройки, на площади кофейня Stars & Bucks, администрация Аббаса строит себе новый комплекс зданий, ночью в клубе SkyBar на крыше отеля Ankars пьют дорогое вино, курят кальян и едят вкуснейший шашлык. Большинство женщин без платков, хотя одна парочка была одета по форме.

С нами посадили палестинских журналистов, нам достался лысый Омар из местного отделения Аль-Джазира. Он рассказал мне, что арабы и евреи произошли от одного общего предка, и являются кузенами, поэтому лично он к евреям относится хорошо. Оправдывать деятельность палестинских террористов во время интифады он не стал, но и не согласился, что ограничение палестинцев в правах в ответ разумная мера. Потом кальян сделал свое дело, и разговаривать о политике мне надоело, чем воспользовалась Соня, выяснив, что Омар хоть и женат, но и любовница у него имеется. В Палестине тоже можно иметь вплоть до четырех жен, но на тех, у кого даже две жены, тут смотрят очень косо.

Иерихон и Вифлеем живет туризмом. В первом, по-моему, вообще ничего нет кроме ресторана "Гора искушений" с недорогой вкусной едой по принципу "съешь сколько сможешь" и тонной одинаковых сувенирах в том же здании, а также фуникулера к монастырю искушения Христа на горе. Вифлеем, увы, видели только ночью, нас даже пустили в церковь, построенную на месте рождения Христа, но свет не включили. Поэтому знакомство с Вифлеемом у меня исчерпывается еще одним палестинским рестораном с видом на едва освещенный город с вкуснейшим шашлыком, кальяном, вином и живым исполнением местным певцом "бесаме мучо".





Или вот еще есть лагерь беженцев в Иерусалиме. То есть административно он принадлежит Иерусалиму, но Израиль отгородился от него стеной и фактически здесь управляют палестинцы, то есть никто, и здесь царит анархия, криминал и хаос. Но зато живущие здесь палестинцы получают и блага (социальные) от Израиля как граждане Иерусалима, хотя паспорт они в большинстве случаев не берут, и помощь как беженцы. При этом воду им приходится у Израиля красть, потому что евреи отказываются ее давать, но препятстсвуют несанкционированному отбору воды. Дома здесь никто не облицовывает, 50 лет уже ждут решения, контингент меняется, на место тех, кому удается вырваться в нормальные дома, приходят другие из палестины.

За стеной, откуда сняты фотографии, находится еврейский район Писгат-Зеев. Он находится в Восточном Иерусалиме, то есть по логике ЕС и Палестины, является незаконным поселением, нарушащим международное право. Но трудно себе представить, чтобы евреи покинули этот район и ушли. Еврейские районы продолжают расти, и скоро уже будет невозможен вариант того же Клинтона, предлагавшего просто поделить все по принципу, кто где живет, того и земля. В этом случае даже Западный берег скоро будет разделен из-за планов Израиля построить новые еврейские кварталы Иерусалима.

Поэтому палестинцы уже не говорят, что хотят двух государств, они все уже готовы на одно государство, в котором им будет богаче и приятнее жить, и территории будет много. Глава палестинского агентства Маан так и говорит: "Пусть Израиль либо женится, либо разведется с нами, а просто как любовница ложиться к нему в постель, когда он прикажет, мы не хотим". Насер считает Аббаса слабым лидером: "Арафат отдал евреям 70% земли, но народ приветствоваал его, а Аббас с 2005 года не уступил ни пяди земли, но все говорят, что он слаб".

Израиль на одно государство не согласен, потому что не готов делиться с палестинцами властью - недаром там вводят присягу, в которой каждый новый израильтянин должен поклясться в верности еврейскому государству Израиль. Практического толка никакого, зато скандал вызвала эта мера огромный. Ну а два государства не устраивает Палестину и Израиль одновременно, потому что похоже, что о разделе территории им уже никогда не договориться, нужно было делать это раньше. Например, в Осло, после которого количество еврейских поселенцев уже выросло вдвое - с 100 до 200 тысяч.



В Сектор газа мы так и не съездили, а жаль. Его видно со специальных смотровых площадок в Сдероте. Ну там,наверное, не очень хорошо живется. Там высокая плотность: на территории 360 км² проживает 1,4 млн человек (3,9 тыс. чел на 1 кв. км). На жизнь этим 1,4 млн выделяется 1 млрд евро и разнообразная гуманитарная помощь. Как там все это распределяет ХАМАС не совсем ясно, так как с ФАТХ отношений у террористов из Газы нет. 

palestine, israel

Previous post Next post
Up