Север России богат болотами, а где болота - там много и торфа. Торф - полезное ископаемое, которое используется уже с давних времен, как горючее, но популярен он и в качестве удобрения. Газа и нефти раньше не было разведано столько, сколько сейчас, да и газопроводов было мало, поэтому решать проблемы отопления с помощью торфа и каменного угля - было единственным выходом. Каменным углем богат юг России, а на севере - огромные залежи торфа. Если посмотреть на карту северных границ Новгородчины, то болота, а с ними и торфоразработки - занимают какие-то фантастические по размерам территории.
Когда-то эти предприятия процветали, но сейчас их принято считать убыточными. Это крайне сомнительно: в 1920-е годы к нам приезжали добывать торф американцы, получая лицензию на разработки месторождений, в других странах тоже торф добывается, а вот именно в России сейчас почему-то не приносит прибыли. Напрашивается вывод - что так просто обслуживаются интересы нефтегазовых компаний, которые выдавливают конкурентов. В любом случае, нам надо отметить, что когда-то это была огромная отрасль промышленности, где были заняты тысячи людей, возникали при торфоразработках десятки поселков, здесь кипела жизнь, зарабатывались хорошие деньги, страна получала дешевое топливо и минеральное сырье. Теперь же все умирает...
С тех славных времен, когда добывался торф - остались последние немногие предприятия по его добыче. А с ними - и узкоколейные железные дороги, которые кажутся большинству из нас чем-то очень экзотическим. На одной из таких УЖД возник народный музей. Вот туда то мы и отправились в воскресенье, после того, как посетили святой источник в Глухой Керести.
Итак, в 11.30 мы вышли от источника ( о посещении его я писал здесь:
https://pohod-vosemvrat.livejournal.com/72076.html ) , в 13.00 неплохо бы нам быть в поселке Тесово-Нетыльском, который был центром этих гигантских торфоразработок. Там нас ждут приветливые и любезные сотрудники музея УЖД. Пару слов о музее. Он создан стараниями энтузиастов железнодорожного дела, которые собирали из разных мест локомотивы и вагоны, обслуживавшие узкоколейки, восстанавливали, красили, и теперь это все показывают туристам. Это очень здорово - ведь узкоколейные дороги постепенно исчезают, подвижной состав и рельсы режутся на металл, и скоро просто люди забыли бы о их существовании. А так - взрослые и дети могут окунуться в прошлое, в мир необычной техники, узнать много нового и познавательного.
Кстати, почему вообще использовались узкоколейные дороги? Дело в том, что они намного дешевле, а строить их проще. Меньше объем по возведению насыпи, меньше металла требуется на рельсы и дерева на шпалы. Для пассажирских перевозок они не очень удобны, а возить небольшие вагончики с полезными ископаемыми - для этого узкоколейки просто идеальны.
До Тесово-Нетыльского мы шли по шпалам, это самый короткий путь.
Прошли станцию Кересть, затем вышли на 123 километр, где повернули налево, в центр поселка. Поселок встречает разрухой - такое ощущение, что здесь все еще не закончилась Великая Отечественная война...
Нет, войны все-таки здесь не наблюдается - это просто "Россия встала с колен". В 1950-е был расцвет торфодобычи, здесь работали полторы тысячи человек, а сейчас всего 40, и вот-вот убьют последние котельные, использующие торф, и предприятие встанет окончательно. К тому же, вагоны дряхлеют, а новые к ним уже никогда не поступят.
От государства требовалось бы хотя бы не мешать, мы уж даже не будем говорить, что своему производителю можно и помочь, как делается в Европе, но помогают у нас исключительно олигархам-миллиардерам, да всяким ***, попавшим - весьма заслуженно - под санкции. Мелкий производитель на это рассчитывать не может. А ведь это очень плохо! Торф - наше богатство, у нас его много, это стратегически важная отрасль, на случай, если кончатся нефть и газ! Но - никого это не волнует...
На подходе к музею нас встречает Антон Малышев, работник, приехавший ради нас на той же электричке. Мы видели его еще в поезде, когда ехали. Он нам рассказывает про текущее состояние дел здесь. Потом начинает показывать разные объекты и рассказывать о них подробно.
Не буду пересказывать все - лучше вам поехать и послушать самим, если правда интересно. Просто мельком пробежимся по тем объектам, что там можно увидеть. Кстати - чем замечателен такой музей - что здесь все можно потрогать, залезть внутрь, исследовать интерьеры вагонов, а в некоторых и покататься. Это очень здорово, особенно для подростков!
Это вагон-снегоочиститель. Чистит рельсы от снега, которого нападало очень и очень много.
А это тепловоз, работающий на узкоколейных дорогах.
Это автомотриса - так называются моторные самоходные вагоны. В отличие от тепловозов, их задача перевозить людей внутри себя, а не грузы. То-есть, аналог маршрутки, только на рельсах.
Это большой тепловоз для узкоколеек. Он тяжел для этой местности, его выпускают только по праздникам, с большой осторожностью.
Вагон для перевозки щебня
Красная цистерна. Отличается от обычных тем, что колеса приделаны прямо к ее дну, а какой-то платформы, на которой она лежит - нет. Минимализм и экономия во всем.
Белый вагон - это холодильник. От обычных вагонов-рефрижераторов отличается тем, что холодильной установки в нем нет, а его просто заполняли льдом, который охлаждал содержимое вагона. А за ним - вагончик для торфа.
В таких вагонах перевозили и грузы, и людей. Если возили людей, то внутрь ставили печку, утепляли вагон - и тогда он назывался "теплушкой".
Хотя нам чаще знакомы по фильмам теплушки на ширококолейных дорогах. А такие были на разных производствах и в концлагерях. Но кое-где был и пассажирские узкоколейки. И , как нам сказал наш экскурсовод, до сих пор существуют в Белоруссии и на Украине в некоторых районах.
Видимо, это тоже была какая-то автомотриса, но покруче. Со временем, надеюсь, ее покрасят и восстановят.
Еще один тип самоходных моторных вагончиков. Тоже автомотриса. Вроде бы такие использовались для санитарных перевозок. Типа скорой помощи.
Голубой вагон - это вагон-столовая. А зеленый - вагон для пассажирских перевозок. В таких вагонах ездили на работу трудящиеся. А кое-где они используются в качестве обычного транспорта, перевозя дачников и туристов.
Пассажирский вагон узкоколейки похож на обычный
Внутри он выглядит вот так
А вот внутреннее убранство вагона-столовой.
Очень даже комфортно! Мы с удовольствием тут и обедали, и ужинали. Сотрудники музея нас обеспечили горячей печкой, прогревшей вагон, чаем и печеньем.
Теперь пришло время и покататься. Идем к автомотрисе. Наша цель - доехать до торфоразработок.
Внутри вагончика
Говорят, ее производили в 1980-е
Поехали
Однако проехав минут 20, мы так и не доехали до разработок торфа - рельсы обледенели. Один раз даже пришлось толкать вагон - так он намертво застрял. Поняв, что такое будет повторяться снова и снова, сотрудники музея предложили нам вернуться, а вместо окончания поездки - попробовать водить тепловоз, получив уроки вождения. Мы с радостью согласились.
Но сначала мы заглянули внутрь красавца-тепловоза
Кабина машиниста
Здесь дизельный двигатель крутит мотор, вырабатывающий ток. Этот ток идет к колесам, где уже другой двигатель - электрический - крутит колеса. Это называется электрической передачей. В автомобилях и маленьких тепловозах используется механическая. Но она может не выдержать больших нагрузок, и с ней сложнее переключать режимы скорости.
Теперь идем в синий тепловоз - учиться вождению
Кабина машиниста
Вид в окно
Антон объясняет нам простейшие манипуляции, нужные для запуска тепловоза
Где еще, в каком музее - будет столько радости? Только здесь
Во все датчики давления, скорости и прочего - не вникаем, осваиваем только главное
Никогда я не водил автомобиль, но даже я запомнил сразу.
Маленький переключатель - регулирует передачи, в среднем положении она отключена. Круглое колесо - дает газ, чем больше закрутишь, тем больше газа и скорости. Ну и красная ручка - это тормоз.
Автор заметки запускает тепловоз, включая передачу
12-летний парень, приехавший с нами, пробует водить тепловоз. Он это делал дважды, для него потому что важнее, а мы все по одному разу, чтоб успеть до того времени, когда надо будет идти на станцию
Нас было 12 человек. Так что обучение шло в два этапа, потому что больше 7 человек в кабину не влезали. Другие же в это время пили чай в вагоне-столовой. В 18.00 мы пошли на станцию.
По пути зашли к мемориалу, что установлен в память о советских воинах, погибших здесь.
А еще поводили хоровод вокруг елочки в центре поселка.
В 19.30 сели в дизель на станции Рогавка. Тот же самый, на котором приехали. В 22.15 были в Купчино.
-------------
Вам понравился материал в моем блоге? Если да, то можете отблагодарить немного, поддержав мой проект. Киньте небольшую сумму на мой телефон +7-981-8345749, это поможет мне в организации моих путешествий и исследований в наступившие сложные времена... Ваш вклад поспособствует развитию туризма и краеведения.
-------------------------------------------------------------------------
Страница нашего туристического клуба "Восемь Врат" в Петербурге:
https://vk.com/club17791063