Поход на форт Ино. Открываем новое и неизвестное в могучей крепости (исправленный текст)

Jan 03, 2020 00:58

Форт Ино - один из самых интересных объектов для всех тех, кто любит военную историю. А еще для тех, кто любит заброшенные места, развалины, таинственные подземелья... Когда-то это была очень мощная крепость, похожих на которую в России очень мало (Ленинградская область воистину уникальна по количеству самых разных крепостей, если хотите изучать фортификацию - приезжайте к нам!). События революции 1917 года и Гражданской войны оставили от нее развалины, а также заброшенные мрачные бункеры, но именно заброшенность позволяет хорошо окунуться в атмосферу прошлого, почувствовать дух той эпохи.

Крепость была огромной, занимала очень большую площадь. Периметр ее протянется больше, чем на десять километров. Обойти за раз трудно, и поэтому, хоть мы и ездим туда регулярно с 2011 года, до сих пор оставались не изученными нами некоторые ее участки. 2020 год наш турклуб начал с форта Ино, и поставили себе на этот раз целью посетить те места, где еще не бывали ни разу. А в конце - зашли в центр крепости, чтоб навестить уже знакомые укрепления, главным из которых является башенная батарея форта. Смотрите мой подробнейший фотоотчет.

(Январь 2023 года - добавлены 10 новых фотографий нового похода!)





Форт Ино, как и его собрат форт Красная Горка, был построен для защиты столицы Российской Империи от возможных атак противника со стороны моря. Форт Ино был на северном берегу Финского залива, Красная Горка на южном. Вдвоем они полностью простреливали все пространство, исключая возможность вражеским кораблям пройти мимо них.  Ниже я прикрепляю карту, где это хорошо видно.  Надо отметить, что дальнобойность самых крупных орудий обоих фортов позволяла им доставать снарядами до противоположного берега. Так что, в случае выхода одного из фортов из строя, второй бы продолжал держать залив под контролем. Строились они в 1906-1917 годы, были самыми мощными крепостями Российской Империи. И самыми современными. Вокруг каждого форта была развитая система сухопутной обороны, так что форты были неприступны как со стороны моря, так и со стороны суши.



Мы решили доехать до места на дизеле. Он идет до Зеленогорска, куда мы добрались на "Ласточке", отправлявшейся в 8.05 с Удельной. Ласточка прибывает в 8.25, у нас  было 15 минут до отправления дизеля, чтоб спокойно перейти на другую платформу и пересесть в него. До Ино можно доехать и на автобусе номер 213, идущим от Зеленогорска до остановки "21 км" (это напротив середины форта). Но дизель комфортнее, а главное - мы планировали посмотреть именно те фрагменты форта, что возле железной дороги, поэтому  на дизеле было удобнее добираться до начальной точки маршрута.



Приехали в 9.10 на станцию 70 километр. Платформа там только у первого вагона, пришлось прыгать. Было еще темно, до восхода солнца почти час, но уже начинался рассвет.



Прямо у станции обнаружили облагороженный родник с очень чистой и вкусной водой



1. Опорный пункт номер 9

До участков крепости, расположенных возле железной дороги, мы еще ни разу за все годы не доходили - они слишком далеко от главных объектов форта, которые находятся возле побережья. Эти опорные пункты относились уже к сухопутной обороне, к дальним ее окраинам, и поэтому понадобилось сделать отдельную поездку, чтоб их наконец изучить. Я ожидал увидеть здесь лишь гору обломков, но оказалось все совсем иначе - перед нами оказался огромный и мощный бетонный бункер



Внутри было два больших помещения. Из первого во второе надо пробираться ползком - проход завален в ходе взрыва.



Дальше можно встать в полный рост.  Это бетонное укрепление было убежищем для пехоты. И могло вместить в себя 100 человек.



Здесь была бетонная стенка бункера, но ее выбросило в сторону взрывом



Хорошо видно большую толщину крыши и стен убежища. Его нельзя было бы разрушить попаданием артиллерийского снаряда. Строили очень надежно и качественно, с большим запасом прочности



Бункер расположен на вершине большого искусственного холма. С его крыши очень хорошо просматриваются все окрестности. Кроме того, благодаря такому расположению, его было бы трудно взять штурмом, если б сюда подобралась вражеская пехота.



Внизу лежит обломок стены убежища, который отбросило на десятки метров взрывом. В процессе падения бетонная глыба перевернулась, и он лежит на той части, что примыкала к крыше. А плоская часть, которая была полом, оказалась наверху



Форт взрывали дважды. Один раз в 1918 году, когда красноармейцы вынуждены были передать его Финляндии, в состав которой вошел Карельский перешеек. Перед уходом, чтоб не дарить не особо дружественному государству мощную крепость, ее взорвали



В 1921 году, после серии военных конфликтов, наша страна заключила с Финляндией мир. По условиям этого мира финны были обязаны взорвать вторично остатки форта Ино, чтоб точно не осталось уже там ничего целого. Были взорваны не только все батареи, но и почти все убежища. Что-то взрывали для вида, жалея взрывчатки, что-то от души, и тогда не оставалось ничего, кроме груды осколков



Угол оборонительной стены. Тут взрывчатки не пожалели, раз стену вырвало из бункера, и отнесло так далеко в лес. Правда, заложили только со одной стороны, поэтому все остальное осталось целым



Внизу хорошо видно округлую крышу, на которую встала стенка , перевернувшись в падении



Это укрепление по виду отличается от других убежищ форта, оно больше напоминает бункеры времен Второй Мировой войны. Вероятно, оно было самым передовым по технологиям. Это еще раз показывает, что Россия до 1917 года никак не была отсталой страной, а была очень развитой научно  и технически.



А еще мы можем убедиться, что все-таки царская власть берегла жизни солдат, стараясь сделать как можно больше убежищ для личного состава. Такое же отношение позже можно было встретить в финской армии, которая тоже заботилась о выживании защитников оборонительных рубежей.

Убежище для резерва пехоты опорного пункта номер 9 впечатлило! Хорошо, что мы приехали смотреть его в январе, когда нет зелени, когда все хорошо просматривается. И оно позволяет больше понять масштаб могучего форта. Ну а мы теперь идем дальше...



2. Опорный пункт номер 10

Чтоб дойти до следующего укрепления, надо вернуться по лесной дороге назад, потому что оно расположено с другой стороны от станции. Мы возвращаемся, затем идем в другую сторону, параллельно железнодорожным путям. Следующий бункер совсем рядом с железной дорогой, но так замаскирован, что из вагона электрички его увидеть невозможно.



Он по виду другой, более типичный для построек начала 20 века. Форма его напоминает немного скобку - есть центр, есть фланги. Центр взорван больше всего, фланги более-менее сохранились



Сверху форт прикрыт слоем земли, что делало его незаметным для противника. Теперь там растут кусты и деревья



Можно спуститься внутрь



Внутренние помещения убежища сохранились неплохо, несмотря на то, что взрыв закинул туда обломки стен



Даже в полуразрушенном состоянии бетонные укрепления могли бы использоваться в обороне. Но , когда в 1939 году сюда пришла Красная Армия в ходе советско-финской войны, интереса к развалинам крепости советская власть не проявила. А зря - здесь оборонительные сооружения очень серьезные, даже со всеми их разрушениями. И могли бы стать хорошим узлом советской обороны, если б противник снова начал сюда наступать - как и случилось в 1941 году. Но специальная комиссия, приехавшая осматривать развалины крепости, сочла  восстановление нецелесообразным. Это не удивляет - тогда советские власти теряли интерес даже к уже готовым объектам Карельского Укрепрайона, частично разоружая их .



Здесь можно ходить в полный рост, ползать не приходится. Наши путешественницы поэтому не испугались полазать по развалинам укрепления. Однако , если соберетесь сюда, обязательно берите фонарь, так как внутри темно



Тут мы обнаружили очень необычный элемент конструкции бункера, какого не встречали больше нигде и никогда. Какой-то коридор, который выходил в сторону противника. На запасной выход не особо похоже



Он изогнутой формы, да еще и затоплен. Сохранился, кстати. прекрасно. И побелка как новая...Хотя строили больше ста лет назад



А так он выглядит снаружи! Отсюда вытекает ручей, который бежит под железнодорожные пути.



Внутри вода. Родник бьет прямо у входа в тоннель, и потом ручей вытекает через него из бункера. Очень необычно! Такое ощущение, что запасной выход построен именно для того, чтоб вода могла вытечь из бункера наружу. Неужели убежище построили прямо на роднике? Для чего, чтоб был источник питьевой воды внутри? Или все же родник тут пробился позже, а назначение запасного хода было другим?



На крыше с другой стороны укрепления образовался провал. Можно улететь под землю, если не заметить вовремя.



3. Батарея 12-дюймовых пушек системы Канэ

Тут отлично сохранился орудийный дворик, где крепились пушки.  Чисто, нет мусора - военные навели порядок. К орудийному дворику ведут несколько выходов из подземного коридора, откуда подавали боеприпасы. Коридор связывал между собой все артиллерийские позиции, там же был командный пункт.



Бетонированный наблюдательный пункт



Спускаюсь вниз



Не зря сюда пришли - сохранность этого объекта намного выше, чем всех остальных . Эта батарея была на восточном краю форта, поэтому взрывавшие форт не уделили ей особого внимания.



Вооружение форта состояло примерно из 40 орудий, но в этот список не входят те противоштурмовые полевые пушки, которые стояли у траншей сухопутной обороны крепости, так что на деле их было больше. Гарнизон форта доходил до 5500 человек.



Здесь очень неплохо сохранился длинный коридор, соединявший разные орудийные дворики.



Оказалось, что коридоры и казематы не заброшены! В одном из казематов стоял стол, в другом шкаф. Внутри батареи - электрические провода, розетки, светильники. Вероятно, спустя сто лет военные решили его использовать по назначению. И внутри снова командный пункт, только уже не батареи, а тех, кто руководит учебными стрельбами.



Ящик с ископаемыми железными предметами.



Здесь есть даже снаряд!



По сути, это одна из самых интересных частей форта.



4. Дальномерная вышка форта

Идем дальше через лес, напрямик, срезая путь через кусты. По пути нам попадается наблюдательный пункт, который , вероятно, относится уже к советскому времени. Тогда здесь была воинская часть ПВО



Вот и искомая башня. Скажу сразу - на этом неизвестная часть форта закончилась, дальше мы идем осматривать уже знакомые нам объекты. Решили проведать, навестить, посмотреть, не изменилось ли чего. Башня находится за забором из колючей проволоки, но в нем есть дыры. Считается , что на этой территории хоронили ядерные отходы. Одно время был очень большой шум на эту тему в прессе



Башня эта была дальномерной вышкой, с которой корректировали огонь орудий форта. Должна была быть прикрытой бронированным козырьком, но он не дожил до наших дней...



В более поздние времена ее как-то тоже использовали, о чем говорит попытка заложить окна кирпичем, вставить стекла.



Вместе с нашим путешественником Михаилом Мартьяновым , вооруженным счетчиком радиоактивности, мы обошли огороженную территорию. Вдали были видны люди, машины, кто-то что-то делал. Здесь есть охрана, что-то временами привозят. Но присутствия излучения нет нигде. Дошли до внутренней огороженной территории, со вторым забором. Там давно никто не ходит, все завалено листьями. Что там хранится, непонятно, охраняется она уже более серьезно. Но радиоактивности не обнаружено ни разу. Так что можете гулять по форту спокойно - в тех частях, где нет забора, а вот соваться за этот строгий забор я не рекомендую



Домики между внешним и внутренним ограждением. Не выглядят совсем заброшенными, вероятно летом тут кто-то живет



Пожарный щит рядом с домами. А рядом даже небольшая пожарная часть с укрытиями для машин. Зимой все закрыто.



5. Подземный ход. Сухопутная оборона форта

Идем дальше, к сердцу крепости. По пути осматриваем убежища для пехоты и артиллерии, оборонявших форт на суше. Это убежище для орудий, которые можно было выкатывать для стрельбы, а потом закатывать в бункер обратно. Все продумано!



Широкий вход позволял быстро вкатить внутрь пушку



А это бетонированные траншеи пехоты, защищавшей форт от нападения со стороны леса



Ниша для боеприпасов



Лестница в траншею



Тоже ниши для боеприпасов, но поменьше



Очень мощные, сложно сделанные, хорошо продуманные оборонительные сооружения были в то время в России



И все это строилось без применения труда заключенных, как в советское время. Без насильственной мобилизации населения. Когда кто-то вам будет врать, что без методов Сталина нельзя было воевать, вспомните Российскую Империю, которая воевать умела, и ничуть не хуже



Доходим до того места, где есть подземный ход, о котором большинство посетителей форта даже не догадываются



Вход лишь немножко завален, надо пройти пригнувшись, дальше можно идти в полный рост



Бетонный тоннель впечатляет! Местами на полу проступает булыжная брусчатка, позже засыпанная песком, который заносят дожди



Идти можно примерно полторы минуты, так что длина его около ста метров. Потом будет тупик - продолжение завалено. Вероятно, он упирался в башенную батарею форта, которую взорвали, поэтому осыпалось и продолжение тоннеля



Этому подземному ходу больше ста лет, а состояние его идеальное! Вот с каким запасом прочности строили при царе!



Подземному ходу повезло - так как о нем мало кто знает, он не испорчен любителями бухать в заброшках.



Местный житель



6. Башенная батарея 305-мм орудий

Неподалеку видим какой-то необычнй бронеколпак



Идем осматривать главное сооружение крепости - огромную башенную батарею, где в крутящихся бронированных башнях были орудия калибра 305-мм, с огромными стволами, куда заряжали не менее огромные снаряды.



Невозможно даже представить себе, сколько на это гигантское бетонное укрепление ушло строительных материалов! Оно не только огромное по высоте и толщине, но еще и тянется на сотни метров!



Вдоль батарей шла железная дорога, от нее остался арочный мост, по которому вагончики забирались на вершину батареи.



Внутри была целая сеть подземных коридоров, где размещались артиллеристы, механизмы вращения орудий, электрическое оборудование, система отопления.



Поднимаемся наверх, проходя под арочным мостом



Взрыв отделил стенку батареи от основной части, образовалась большая щель



При желании, здесь тоже можно полазать



Ходить тут надо аккуратно, чтоб случайно никуда не упасть



Вероятно, здесь была прожекторная шахта. Падать вниз не рекомендуется...



Погуляли сверху, идем вниз. Я не стал фотографировать орудийные дворики, так как их фотографий очень много и так уже есть, приступим к подземельям поскорее..



Здесь можно войти внутрь. Это правый фланг батареи. В левом тоже можно заползти, но там совсем экстремально



Тут сохранилось несколько целых помещений. На полу лежат обломки асфальта. Он был на потолке - это противооткольное покрытие



Ниша , ведущая из казематов в орудийный дворик, в котором размещались орудия внутри башни.



Часть помещений выглядят зловеще. Дело в том, что при взрыве выбило стенку, и потолок просел вниз. Большие дверные проемы уменьшились до такох вот овальных окошек. Везде обломки стен, сталактиты, и прочие атрибуты фильмов ужасов



Можно снимать любой ужастик - декорации готовы



Идем дальше по уцелевшим помещениям. Здесь тоже обломки асфальта. Асфальт в те времена использовался не для покрытия им дорог, а для покрытия стен. При взрыве из таких стен не вылетали обломки, которые могли бы убить солдат,находящихся внутри, а вязли осколки в асфальте, что уменьшало поражающий эффект.



Но асфальт давно высох, потрескался, попадал на пол.



Для тех, кто никогда не был в таких заброшках, тут все кажется мрачным и зловещим



Из развалин попадаем на нижний этаж форта. Он , в отличие от верхнего, вообще не разрушился. И никакие взрывы ему не повредили



Надпись прям вдохновляет на прогулки по подземельям!



Технический коридор внутри подземного этажа. Тут были провода, трубы, прочее оборудование. Под ним еще один технический этаж, куда ведут многочисленные люки. Если не светить фонарем под ноги - можно провалиться



В прошлые годы я проходил коридор целиком, выходя с другой стороны батареи. Сейчас по причине теплой зимы в дальней части коридора образовались значительные лужи, и без резиновых сапог там ходить уже не хочется. Коридор тоже сохранился хорошо



Гуляя здесь, оказываешься в полной тишине - звук сюда не проникает. Торчат всякие железки, попикивает рядом дозиметр Михаила... Все напоминает фильм "Чужие", и людям, склонным к панике и страхам, лучше сюда не спускаться.



Здесь пол разрушен. Чтоб пройти дальше. надо спуститься вниз. а потом снова залеть наверх



Погуляли, и хватит! Если захотите спуститься в подземелье - запомните эту фотографию! Вход на нижний этаж вот здесь!



Новые фотографии подземных этажей батареи. Поход января 2023 года!

1.Место спуска на подземный уровень


2.Спуск в подземный этаж


3.Идеально сохранившийся коридор


4.Люк на еще один нижний технический этаж


5.Можно ходить в полный рост


7.Остатки каких-то труб в подземельях. Снабжение водой или отопление.


8.Коридор разделяется на два. Лабиринт!


9.Чтоб обойти примерно половину, мы потратили 25 минут. Целиком все пролезть заняло бы почти час.


Рядом в земле видны рельсы, по которым ездили вдоль батареи вагонетки



5 января. Снега нет. Солнышко, сосны - все как летом...



Карельский перешеек прекрасен!



Фото похода января 2023 года

1.Дореволюционная лестница, по которой можно спуститься к Финскому заливу


2.Финский залив в январе


3


4


5.Качели



6.


Идем к остановке автобуса. По пути видим заброшенный дом



Местные жители тут показывают свою тягу к искусству. Ну что ж, рад за них, что обладают творческими способностями. Но они не верили, что мы поймем их таланты до конца, и на всякий случай оставили подпись.  Рядом с " картиной" - открытое окно, можно залезть



Такое ощущение, что тут внутри тусуются алкаши или наркоманы. Во всех комнатах полный разгром, фото выкладывать не буду - на фоне разгрома даже мрачные руины форта покажутся красивым местом.



Интересен здесь потолок. Стало ясно, что это не был обычный жилой дом. Позже прочитал на карте, что тут была гостиница



А дальше мы сели на автобус до Зеленогорска, откуда вернулись домой на электричке.

Вам был интересен материал в моем блоге? Если да, то можете отблагодарить немного, поддержав мой проект. Киньте небольшую сумму на мой телефон +7-981-8345749, это поможет мне в организации моих путешествий и исследований. Ваш вклад поспособствует развитию туризма и краеведения.

Страница нашего туристического клуба "Восемь Врат" (Спб)

крепости, форт Ино, фортификация

Previous post Next post
Up