Зоринская крепость - одна из самых труднодоступных в Ленинградской области, поэтому среди туристов ее знают единицы. Даже среди тех, кто любит фортификацию и военную историю, там мало кто бывал. Но она стоит внимания, потому что это и интересный памятник нашей истории, который защищал Выборг и принимал участие в боях, и интересный инженерный объект, так как ее устройство не совсем такое же, как в других фортах и крепостях нашего региона. Находится она на острове, куда надо идти 4 километра по льду, поэтому своим ходом можно попасть лишь в морозные зимы, когда встает надежный лед. Эта зима была удачной для ледовых прогулок, и мы решили этим воспользоваться, чтоб посетить последнюю не изученную нами крепость. Смотрите мой подробный фотоотчет! В конце статьи будет карта ледового похода, чтоб вы знали, как туда правильно идти, если соберетесь следующей зимой.
Чтоб добраться сюда, мы сначала приехали на электричке в Выборг. А оттуда доехали до поселка Подборовье на такси. С автобусами там плохо, что делает крепость еще более недоступной - они ходят только днем, когда уже мало времени до конца короткого зимнего дня, поэтому с утреннего поезда можно приехать только на такси. Мы заказали на нашу большую группу три машины и доехали до берега Выборгского залива.
Сразу скажу тем, кто будет потом изучать карту. Крепость расположена напротив города Высоцка, и кажется, что можно дойти по льду оттуда, просто перейдя пролив. На самом деле, этого делать нельзя. Льда там нет, а если и встанет, то очень тонкий, и его скоро разобьют ледоколами, потому что там фарватер. Поэтому добираться можно только от поселков за Выборгом.
Мы идем 4 километра по льду. Дорога нам частично знакома - первую ее часть мы уже проходили, когда шли до островов Густого и Чернового, осматривая другую крепость на острове - Пильскую батарею. Об этом я писал пару лет назад в своем блоге. На этот раз нам повезло, снег не был ни мокрым, ни очень толстым, поэтому мы устали не так сильно.
Дошли до острова за 1 час 10 минут. Делаем привал с чаепитием, чтоб восстановить силы
Возле береговой линии видна обширная сеть окопов. Скорее всего, вырыты они уже финнами, которые защищали остров от Красной Армии во время Зимней войны.
Вдали виден длинный земляной вал.
Подойдя ближе, видим, что валов здесь на самом деле много. Они образуют целую систему укреплений. Некоторые из них действительно просто земляные стены, другие - это каменные стены, прикрытые землей, а в третьих под слоем земли спрятаны кирпичные здания. К сожалению, пространство между валами сильно заросло кустами и деревьями, а зимой там еще и толстый слой снега, что препятствует прогулкам и изучению. Но все же лучше смотреть именно зимой - летом многое будет закрывать зелень.
Один из пороховых погребов крепости. Укрепления строили в 1860-е годы, при императоре Александре Втором, который много уделял внимания укреплению обороны Петербурга и Выборга.
Вход в пороховой погреб.
Дальше идет длинный коридор для вентиляции, по которому ходил воздух, высушивая помещение. Коридор обходит казематы по периметру, начинаясь с одной стороны и заканчиваясь с другой. А в середине - два помещения, где хранились боеприпасы.
Один из казематов для хранения боеприпасов. Всего таких помещения здесь два.
Зоринские укрепления названы в честь вице-адмирала Зарина. Он командовал здесь войсками во время постройки данного укрепления, которое расположено напротив более старой крепости - Тронгзундского редута. Со временем в названии крепости буква "а" почему-то заместилась на "о". Я использую то название, которое чаще употребляется в статьях, хотя правильнее было бы называть укрепления "Заринскими".
Идем по периметру узкого коридора, стараясь не задеть огромные ледяные сосульки
Вид через окошко коридора на помещение для боеприпасов
Выход с другой стороны
Дальше мы видим каменную стену, сложенную из мощных гранитных блоков. Этой постройке уже больше 150 лет, а до сих пор стена в идеальном состоянии! Вот как умели строить при царе! А сейчас часто объект разваливается еще до того, как его сдали заказчику.
Само наличие каменной стены делает крепость особенно красивой и интересной.
Похожие каменные стены многие, кто бывал в Выборге, видели на Анненских укреплениях, а также на Батарейной горе или в городе Высоцке, в Тронгзундском редуте. В 1860-е годы каменные стены еще использовали, а вот к эпохе Николая Второго уже полностью перешли на бетон
Большой земляной холм. Сначала казалось , что это тоже земляной вал, но потом мы обнаружили, что под землей там спрятано большое кирпичное здание, которое земля закрывала от попадания вражеских снарядов
С другой стороны мы увидели вход в пороховой погреб батареи. Он меньше, чем тот , что видели раньше. Это Малый , или Расходный погреб - то-есть тот, где хранятся снаряды не долговременно, а для текущих нужд. Сюда их переносят из Больших погребов, а когда здесь закончатся, приносят новую порцию. Такие погреба расположены вблизи самой батареи, чтоб быстро из них принести боеприпас к орудиям.
Интересная деталь - узкие бойницы внутри погреба. Через них можно было отстреливаться, если враг пытался бы атаковать склад боеприпасов. Такие же бойницы позже появились в советских ДОТах (долговременных огневых точках) времен Второй Мировой войны. Видна связь поколений - вот откуда брали свои знания советские инженеры, от царских фортификаторов.
А вот большое кирпичное здание, которое было замаскировано под холм. На карте одно обозначено как лаборатория по заливке снарядов свинцом. Как я понял, снаряды прибывали сюда разобранные, и уже на месте их дособирали.
Старинный кирпич с клеймом
Внутри лаборатории. Здесь несколько больших помещений, соединенных между собой проходами
Всего водный путь к Выборгу защищали несколько крепостей на островах. Это Тронзундский редут, самая большая крепость. Рядом с ним маленькая Ниемельская батарея на островке, а с другой стороны пролива - Пильская батарея и Зоринские укрепления. Все проходы между островами были надежно защищены огнем русской артиллерии. Предыдущие три мы уже посещали, вы можете ввести их названия в поиске по моему блогу и прочитать статьи о них.
Внутри тепло, ветер не дует, поэтому делаем здесь привал, чтоб пообедать.
Дошли до пролива между островами. Здесь видим интересный маяк-светофор. Наверх при большом желании можно залезть
Вдали виден Тронгзундский пролив - основной водный путь к Выборгу, где и сейчас ходят большие корабли. Именно здесь расположен фарватер. Другие пути между островами более мелководные. В проливе льда не было совсем, вдали мы видели воду. И это при том, что с другой стороны острова крепкий толстый лед. Здесь вода почти не замерзает, потому что очень сильное течение. А если даже и замерзнет в очень сильные морозы, путь все равно пробьют ледоколами, потому что здесь часто ходят грузовые суда.
Теперь мы дошли до самого масштабного сооружения крепости - бетонной батареи, построенной в 1916 году, когда крепость модернизировали. Старая уже не годилась для ведения боев в Первую Мировую войну. Вместо земляных батарей и кирпичных казематов построили большое бетонное укрепление. На фото орудийный дворик с подставкой для орудия.
Рядом тянется длинный бетонный бункер с очень толстыми стенами. Здесь было укрытие для личного состава, хранились снаряды для орудий. Таких больших бетонных укреплений на островах я встречал мало, только на очень больших фортах, вроде Обручева или Тотлебена. Разрушить и взять штурмом такую крепость было бы крайне сложно
Россия уже не успела воспользоваться новой бетонной крепостью. Через год после ее строительства случилась революция. Так как эти земли входили в территорию Финляндского княжества, которое обрело независимость, то крепость стала финской.
Начинаем долгую прогулку по таинственным бетонным коридорам... Красивое место, которое впечатляет своими масштабами!
Финны держали здесь гарнизон из ста человек. Батарею вооружили современными пушками. С первых дней Зимней войны, когда СССР напал на Финляндию, крепость вступила в бой, стреляя по самолетам, которые летели бомбить Выборг. Правда, сбить им удалось лишь один самолет. А вот в феврале 1940 года, когда сюда подошли уже сухопутные силы Красной Армии, здесь уже начались серьезные бои. Батарея стреляла с 25 февраля по 8 марта, пока не кончились снаряды, после чего финны организовано отступили. (При описании событий использую материалы нашего известного исследователя крепостей А.Госса).
Через это окошко снаряды подавались из бункера к орудиям батареи. В потолке видны остатки подъемного устройства
Здесь была цепь, которая вместе с горизонтальной площадкой образовывала что-то вроде небольшого лифта. Снаряд помещали на полочку, тянули вниз цепь, полка со снарядом поднималась наверх.
Сюда крепилась цепь. Два крепежа в потолке, два крепежа в полу.
С потолка свисают сталактиты, которые выросли тут за десятки лет.
Один из многочисленных выходов на поверхность. Сама бетонная батарея тянется более ста метров, а идти внутри приходится минут двадцать, потому что идем медленно. Надо и все осмотреть, и аккуратно обходить обломки бетона и асфальта, которым укрепляли бетон изнутри.
Таинственные темные коридоры, которые начинают казаться бесконечными...
Сталактиты
Сталагмиты
Выходим с другого конца бетонного укрепления. Обратите внимание на толщину бетона над выходом! Такой потолок было невозможно пробить ни одним снарядом из тех, которые существовали тогда. Вот так умели строить во времена Российской империи!
Наличие этой батареи делает Зоринскую крепость самой интересной из всех, что есть на островах, потому что здесь есть оборонительные сооружения сразу двух эпох - эпохи Александра Второго и Николая Второго. Получился в итоге целый исторический заповедник. Благодаря тому, что здесь остров, и нет человеческих поселений, время здесь будто бы остановилось.
Ну а нам осталось посмотреть еще один интересный объект в центре острова. Здесь есть подземный ход, прикрытый сверху слоем земли, а внутри представляющий собой два коридора с кирпичными стенами и потолком. Судя по всему, это ход сообщения к центру старой батареи 1860-х ходов, чтоб командование могло безопасно дойти из штаба до орудий.
Спускаемся вниз.
Здесь есть два параллельных коридора, а между ними проходы.
Даже здесь сохранность хорошая, хотя это всего лишь кирпич, а не гранитные блоки. Очень интересное сооружение - на других фортах такого нет! Так что Зоринские укрепления по своему уникальны. И всем, кто любит военную историю, посетить надо их обязательно!
Российская империя была передовым государством с развитыми технологиями. При Александре Втором в России был бурный инженерно-технический рост. В СССР принято было изображать Россию лапотной отсталой страной, но это было не так. По уровню развития она была намного лучше, чем нынешняя Российская Федерация или ранний СССР, который лишь после войны выбился в лидеры в научной гонке. Изучая крепости, можно понять, какой была наша страна на самом деле. Они представляют собой отпечаток той эпохи, которая их создавала.
В этих коридорах можно было бы снимать хорошие исторические фильмы...
А вот куда упирался выход из подземного хода. Уже знакомая нам каменная стена здесь делает полукруг. Такого раньше я не видел никогда! Угловатые стены нам встречались, но сделать округлую каменную стену из мощных блоков - это что-то необычное! Напоминает средневековые крепости.
Для понимания, как и что расположено - прикрепляю схему крепости
Красивый зимний лес. Остров, на котором мы находимся, называется Малый Высоцкий. А напротив него остров Большой Высоцкий, где находится город Высоцк. До 2012 года Малый Высоцкий был сдан в аренду Финляндии, которая размещала тут склады своих грузов. Теперь же здесь пустота, нет ни души...
Начинаем долгий путь назад. На этот раз все было сложнее. Если туда мы шли при хорошей погоде, то по пути обратно были и ветер, и снег. Ноги прилично устали. Так что поход стал еще и хорошей физической тренировкой, что мы тоже очень любим.
Карта нашего похода. Идти по льду безопасно на остров можно только вот так.
Вам понравился материал в моем блоге? Если да, то можете отблагодарить немного, поддержав мой проект. Киньте немного денег на мой телефон +7-981-8345749, это номер МТС-банка. На эти деньги я куплю шоколадку своему сыну или другое угощение, а сам факт вашей поддержки покажет мне, что мои статьи вам полезны!
-------------------------------------------------------------------------
Страница нашего туристического клуба "Восемь Врат" в Петербурге:
https://vk.com/club17791063