Деревня Псоедь, Лужский район. Памятник природы - геологические обнажения на реке Сабе.

Dec 15, 2022 04:09

Деревня Псоедь расположена в далеком уголке Лужского района Ленинградской области, на окраине региона. Добраться сюда своим ходом нелегко, поэтому места мало кому известны среди жителей Петербурга и области. Однако для туристов это место представляет интерес, потому что здесь расположена одна из Особо Охраняемых Природных Территорий (сокращенно ООПТ) Ленинградской области, имеющая длинное название - "Геологические обнажения девонских и ордовикских пород на реке Саба". Памятники природы всегда интересно посмотреть. А еще в самой деревне есть немало старинных дореволюционных построек, что делает поездку сюда еще интереснее. Места дикие, вокруг тишина, свежий воздух, поэтому здесь хорошо в любое время года. Мы отправились подробнее изучить это чудное местечко. Смотрите мой подробный фотоотчет!

Как уже договорил, добраться сложно, но можно. В этом году расписание автобусов позволяет туда съездить одним днем. Сначала надо доехать до города Луга на Ласточке, которая отходит от Балтийского вокзала в 8.35

Зимой в ней достаточно свободно. Люди набиваются лишь на остановке Ленинский Проспект. И едут почти все сидя

В Луге надо час подождать автобуса до Осьмино. К нашим услугам комфортный местный вокзал. Зимой мы предпочитаем посидеть там, а летом мы бы погуляли

Вокзал порадовал недорогими вкусными пирожками.

Дальше час с небольшим едем до деревни Осьмино. Зимой автобус почти пуст, а летом наверно в нем много людей, потому что это единственный способ доехать до деревень, где у многих дачи. В 2017 году мы на нем же ездили в Муравейно и Красные Горы.

Прямо у автобусной остановки видим церковь. Это реконструкция старого деревянного храма, который еще недавно пытались реставрировать, но он развалился несколько лет назад. Тогда сделали новый храм из современных уже материалов, а потом еще снаружи отделали сайдингом. Церковь внешне повторяет контуры старой.

Вид сзади

Вид внутри. Поселок крупный, 1400 человек. Но на службе в воскресенье было лишь несколько бабулек.

Деревню Осьмино оставим на будущее, сегодня наша цель Псоедь. Фотографируем один дом по пути, и уходим.

Река Саба на окраине Осьмино. Берега здесь высокие

В Псоедь мы пришли дорогой, которой нет на карте, но которая видна со спутника. По сути, это колея от трактора в поле. Но идти вполне нормально.

Сама деревня довольно древняя - ее история насчитывает много веков. Впервые ее название появляется в документах в 1498 году. Колумб только открыл Америку, а до появления Петербурга еще 205 лет, протестанты еще не откололись от католиков, еще не знают о существовании Австралии, а Псоедь - уже была.

На входе в деревню видим старинный валунный сарай. Такие часто встречаются на юге Ленинградской области, а также в Псковской области. Это элемент прибалтийской культуры и традиции

Идем по деревне

Название Псоедь скорее всего имеет финское происхождение. Напомню, что в этих местах жили как славяне, так и финские народы - эсты, водь, ижора. Псоедь на их языке значило что-то вроде "Высокий берег".  А берега здесь действительно высокие.  На фото - один из многочисленных деревянных домов деревни

Кирпичный дом. Возраст не ясен, но вполне может быть, что он тоже дореволюционный

А этот дом точно старый. Лишь уродливая кирпичная пристройка появилась в советское время. А сам дом построен до революции. В нем находится музей деревни, где энтузиасты собрали всякие старинные предметы, рассказывающие о быте живших здесь много веков людей. К сожалению, он открыт лишь в летний сезон

Деревня ухоженная, приличная, и жители ее стараются во всем создать хорошее настроение

А вот этот дом точно старинный. И на сайте деревни он обозначен как одна из достопримечательностей. Это Дом Мельника

Здание мощное, добротное. И до сих пор живое. Дома при мельницах до революции часто были большие, потому что в них не только жили, но и хранили зерно. Поэтому много где можно видеть мельницы в несколько этажей. Здесь необычно то, что от самой реки он выстроен в стороне, в центре деревни. Чаще такие дома расположены прямо у воды. Зато жить тут точно было комфортнее.

Фундамент состоит из гранитных глыб. А по углам стоят каменные жернова от водяной мельницы.

У дома была и кирпичная хозяйственная пристройка. Но вот именно она почти не сохранилась. А в доме живут. На окнах видно украшения и детские игрушки.

А теперь пойдем туда, где была водяная мельница. От нее ничего не осталось, кроме груды камней, которые наверно были использованы при создании запруды. В центре реки островок, разделяющий реку на два рукава. Один шел через механизмы мельницы, через другой сбрасывались излишки воды - так устроены почти все водяные мельницы в наших краях. Но теперь ничего нет, только красивый пейзаж. Природа берет свое. Причем каждый  год: недавно здесь сделали переправу из бетонных столбов. Вода ее разрушила, переправа рухнула, и мы видим лишь ее остатки. Зато поверх переправы образовался красивый небольшой водопадик!

Остается признать - человек предполагает, Бог располагает. И у Бога получается красиво!

Река Саба ниже бывшей мельницы

Смытая водой переправа. И верхушка водопадика

Второе русло реки. Там много камней, поток слабее. Рукав этот почти полностью замерз

Фотосессия на фоне водопадика

Красивое место! Надо когда-нибудь вернуться!

Идем дальше по деревне. Я вот писал про зиму, но на самом деле был конец ноября. В Петербурге это еще совсем не зима, снег еще не выпал. А вот в Лужском районе очень даже зима. И местные жители катали своих детей на санях по улицам.

Идем по деревне, смотрим на деревянные дома

Деревянная часовня Дмитрия Солунского. Построена примерно в 1850 году. Памятник архитектуры эпохи Николая Первого

На сайте соборы.ру я нашел интересную информацию про эту часовню.

"Сегодня трудно представить, что этой часовни могло бы уже не быть. Ее, обветшалую и грозящую обрушением, в прямом смысле слова спас уроженец Псоеди Б.И. Максимов. Желая восстановить лемеховое покрытие часовни, он на свои средства ездил учиться этому делу в знаменитые Кижи. И сегодня Борис Иванович не оставляет часовню без своего попечительства."

Красиво! Словно из русской сказки!

Идем дальше. Снова смотрим на дома

Этот дом тоже по виду старинный, дореволюционный

Еще один старинный валунный амбар. Такие постройки говорят о том, что деревня была процветающей в те времена

Несмотря на мороз и снег, на деревне еще висели яблоки

Они были замерзшие. Я сорвал несколько штук и съел. Оказались очень приятными на вкус! Напомнили фруктовое мороженое

После выхода из деревни мы шли примерно километр. Дорога привела нас к высокому берегу реки Сабы.

Цивилизация кончилась, дальше только дикая природа. Стоя здесь, мы не знали, что те самые геологические обнажения, которые охраняются государством, находятся прямо под нами. Отсюда это не было видно. Но  читатели моего блога будут это знать, и при визите сюда смогут сразу здесь их и отыскать

Туристическая стоянка над обрывом. Здесь время от времени проводятся геологические экскурсии. Наверно их участники и сделали эту стоянку

Ну а мы пока что пошли вдоль реки дальше. Берега там уже низкие. Природа совсем дикая, кругом глухие леса

В десяти минутах ходьбы от обрыва видим еще одно интересное место. Когда-то здесь была гидроэлектростанция, которую построили после войны, чтоб обеспечить деревню Осьмино и ее окрестности электричеством. Руины машинного отделения мы видим на другом берегу. А от плотины вообще ничего не осталось. Вот только эти шумные пороги на реке. Как быстро природа уничтожает следы человеческой деятельности!

Нашел старое фото , посвященное этой ГЭС. Читал воспоминания местных жителей, что после войны она была просто подарком - в деревни пришло электричество, которого до этого даже и не было. Но потом от малых ГЭС стали повсеместно отказыватся, сделав снабжение электроэнергией централизованным. Большинство из них были законсервированы для возможного использования в будущем, что не мешало им разрушаться. А эта, скорее всего, была просто сразу брошена. Деревянную плотину, за которой перестали ухаживать, природа поглотила очень быстро

Теперь здесь глухие леса. Не удивлюсь, если летом здесь кто-нибудь встретит медведя.

Лесной орех на берегу реки

Вернувшись обратно, мы нашли наконец геологические обнажения.

Такие мы уже встречали не раз в наших походах. Красные девонские пески есть и на берегах реки Оредеж, и на реке Плюссе. Во многих местах они имеют статус охраняемой природной территории - например, возле деревни Белогорки  и возле поселка Ям-Тесово. Думаю, что здесь они ценны особенно потому, что нет вмешательства человека, природа не загрязнена, не испорчена.  В отличие от той же Белогорки, здесь вообще нет мусора.
Красные пески очень древние - им сотни миллионов лет. В них можно найти, если покопаться, остатки древних панцирных рыб. Правда, внешне они не выглядят примечательно - просто кусочки панциря, но для тех, кто этим занимается профессионально, они представляют очень большую ценность. А для нас это интересный кусочек древней истории нашей планеты. Ну и еще здесь просто красиво. Смотрите сами фотографии!

Пора возвращаться, чтоб успеть на единственный автобус, который в 17.00 отправится из Осьмино в Лугу. По пути видим почтовый ящик на дереве. Необычно!

Сначала я подумал, что эта будка - туалет, но наш путешественник Артем заметил, что там иконы, и что это освященный источник. Под иконами календарь и список различных церковных праздников

Подходим ближе

Внутри колодец с воротом. Если будете здесь - сможете набрать хорошей колодезной воды, да еще и святой.

На выходе из деревни видим еще одно интересное место, названное местными Кресток. Когда-то здесь стоял крест. А этот плоский камень имел большое значение. Когда местный житель умирал, то из избы гроб с ним несли на руках до этого камня, а потом клали сюда. Здесь умерший лежал и как бы прощался навсегда с деревней. А потом уже его клали в телегу и увозили на кладбище.

На автобусе мы вернулись на вокзал в городе Луге. Через 20 минут отправляется электричка в Петербург

На этот раз мы едем обычной электричкой. Но в этих местах разница во времени между ней и Ласточкой не так велика. И возвращаться в старой торжокской Эт2м намного приятнее.

Дело в том, что за время ходьбы по снегу обувь и штаны у нас отсырели, потому что туда забился снег. А в такой электричке всегда зимой жарко топят печки под сиденьями. За те два часа, что мы ехали, штаны и обувь полностью высохли, а сами мы очень хорошо прогрелись. В Ласточке такого преимущества нет. В тепле и комфорте мне даже удалось неплохо поспать

Если вам понравился материал в моем блоге, то можете отблагодарить немного, перечислив немного денег  на мой телефон +7-981-8345749, это будет мне знаком, что мои материалы интересны людям. Буду благодарен за вашу поддержку в наступившие трудные времена!

Подписывайтесь на мой блог, читайте про красоты России и про ее историю!

деревня, Лужский район, скалы, водопад, старинное, старинные дома, обрыв