Усадьба генерала Витгенштейна. Поход Дружноселье-Большево-Сиверская.

Apr 16, 2022 01:36

Пару столетий назад земли вдоль реки Оредеж принадлежали генералу Витгенштейну, выдающемуся полководцу, который сыграл большую роль в победе над Наполеоном. Усадьба генерала была расположена в деревне Дружноселье, а еще ему принадлежали поместья в Сиверской и Вырице. Мы отправились в Дружноселье, чтоб посмотреть на старинный деревянный особняк, развалины хозяйственных построек 19 века, старые усадебные аллеи, а также на очень интересный памятник архитектуры - католический храм, известный как костел Святой Стефании.  А из Дружноселья потом пошли в деревню Большево, где увидели много симпатичных старых деревянных домов, и погуляли по окраинам Сиверской - малоизвестным местам, где есть небольшие пещеры и родник. Смотрите мой подробный фотоотчет в этой статье.

Началось путешествие на Балтийском вокзале. Здесь мы сели в электричку до Сиверской

Возле станции нас ждал согласованный с прибытием поезда автобус. На нем мы доехали до Дружноселья.

Прямо возле автобусной остановки начинается старинная аллея из лиственниц, которая ведет к центру усадьбы

Дальше аллея разделяется на две части. Одна уходит к старинным постройкам - конюшням и коровникам, а другая упирается в деревянный усадебный дом

Это и есть главный дом усадьбы. Он намного меньше остальных усадебных построек. Когда-то он был красивым и уютным. У входа крыльцо с колоннами и круглым навесом. Сейчас все покосилось, дом постепенно умирает. Центральная часть заброшена, кто-то живет в правом крыле

Жаль, что памятник истории и архитектуры Российской империи в таком печальном состоянии. Через открытые окна попадает сырой воздух, что ускоряет разрушение дома

Генерал Петр Христианович Витгенштейн, в усадьбе которого мы находимся, в 1812 году отбил атаку северной группы войск Наполеона, которая шла на Петербург. За это он получил звание "спасителя Петербурга".

Он внес большой вклад в победу над Наполеоном, прошел всю войну, участвуя во многих боях. В армии пользовался всеобщим уважением. Имел репутацию очень честного человека. Никогда не брал взяток, не присваивал бюджетных денег.

Рядом с усадебным домом - старинная каменная постройка. Вероятно, здесь жила в 19 веке прислуга. Сейчас домик тоже обитаем.

Подходим к старинным хозяйственным постройкам. Здесь был скотный двор усадьбы

Развалины конюшен и коровников, которые были построены из валунов

Стены до сих пор большие. Они дожили до наших дней. Исчезли лишь деревянные крыши

Еще одна целая каменная постройка. Строили тогда качественно, поэтому многие дома живы до сих пор. И сейчас используются по назначению - здесь тоже ферма.

Мы увидели лошадь с жеребенком, который постоянно ходил за мамой.

Работники фермы сказали, что жеребенку всего 5 дней!

Здесь много красивых лошадей

Аллея Стефании. Она ведет к католическому храму

Вид сбоку на аллею

Усадебный пруд. Пока еще скрыт льдом и снегом

Один из фамильных склепов семейства Витгенштейнов

А вот и красивое старинное здание - костел Святой Стефании. Других таких католических церквей в наших краях нет, этот храм уникален!

Впечатляет своей архитектурой! И очень хорошо сохранился! Сразу видно, что выложен он из известняка. Тогда это был самый популярный материал для строительства. Известняковых залежей у нас много, поэтому недостатка в этом камне тогда не было. Позже стали уже строить из кирпича, а также привозить с Карельского перешейка гранит. Но начало 19 века - это еще мода на известняк. Кроме того, использовался схожий с ним по составу минерал туф - из него вырезали узоры, которые мы видим на вершинах колонн

Князь Лев Петрович Витгентшейн, сын генерала Петра Витгенштейна, был женат на красавице Стефании из литовского знатного рода Радзивиллов. Стефания была красивой и доброй девушкой, занималась благотворительностью, родила князю двух детей, но совсем молодой умерла от туберкулеза, который в те времена еще не умели лечить.

В память о любимой жене князь выстроил костел-усыпальницу (католический храм). Церковь была отделана известняком и туфом, таким же материалом, как и гатчинский дворец.. В 20-е годы была закрыта, до сих пор не восстановлена в качестве церкви. Строил церковь известный в наших краях архитектор Брюллов

Так оказался в Ленинградской области кусочек польско-литовской культуры.

Вид сзади. Здесь можно попасть на нижний этаж храма

Кстати, в основание церкви заложен гранит, как более прочный материал. Здесь это хорошо видно. Гранит везли с недавно покоренного Карельского перешейка, где были каменоломни, а также с Финляндии.

Спускаемся

Внутри

Кто-то следит здесь за порядком, украшает помещение цветами

Пустые камеры храма-усыпальницы

Окошко

Чисто, ухожено, нет мусора

Необычный свод с одной колонной, которая его подпирает

Здесь портреты генерала, его сына, а также молодой жены сына, в честь которой построили храм

Кроме портретов, можно увидеть листы с историческими сведениями. Не знаю, кто это сделал, но это очень здорово!

Вероятно, в этой нише была какая-то статуя, которая не сохранилась

Полюбуемся еще разок напоследок

Идем дальше. Еще одна аллея нас выводит к другому старинному зданию

Сейчас здесь туберкулезная больница

А во времена Витгенштейна это большое здание было богадельней для солдат-инвалидов, которые пострадали во время войны. Это очень интересно! Во-первых, богадельня намного больше усадебного дома. Во-вторых, генерал отдал часть своего поместья под доброе дело, и построил дом недалеко от своего особняка, не смущаясь видом инвалидов возле своего дома. Вы можете себе представить, чтоб какой-нибудь нынешний генерал или министр возле своего особняка сделал приют или больницу, и наблюдал бы калек из окна своего замка? Россия в 19 веке была великой страной, где были понятия о чести и благородстве. Нынешняя Россия лишь ее бледная тень.

От усадьбы отходит много старинных дорог, мощеных булыжником. До сих пор они в идеальном состоянии. По одной из них мы двигаемся дальше, чтоб потом свернуть к деревне Большево

По пути видим огромный пустырь. Эти земли выделили под коттеджную застройку, вырубили лес, а потом почему-то забросили. Построили только один дом. И он уже разграблен. С только что построенного дома снимают и облицовку, и внутреннюю отделку

Внутри вот так

Переходим железную дорогу. Возле путей видим вот такой домик. Это старинная железнодорожная постройка царских времен. Вероятно, в те времена здесь была станция. Ныне станции уже нет, после Сиверской следующая остановка лишь в Лампово. А домик остался, и кто-то в нем живет.

Деревня Большево. Через нее я проложил маршрут в Сиверскую, к пейзажам реки Оредеж. Здесь много красивых деревенских домиков, многие из которых построены еще до революции. Дальше просто фотографии деревни

За деревней современная коттеджная застройка, которая почти полностью перекрыла проходы к Оредежу. Но все же одна тропка, ведущая к роднику есть. И по ней можно выйти к реке. Здесь очень красивое место. У жителей Сиверской оно называется "Ключик"

Пейзажи реки Оредеж

Фотосессия на берегу реки. Наша путешественница Анастастия

Красивый берег, где выступы напоминают огромные ступени

Красный обрыв и корни деревьев

Красные пески - это характерная особенность реки Оредеж. Во многих местах берега Оредежа именно такие

Осматриваем пещеру природного происхождения

Вот этот родник создал пещеру. Сверху в образовавшуюся пещеру осыпается песок - мы видим свежую кучку песка. Потом, когда родник усиливается, потоки воды этот песок вымывают, и пещера становится еще больше

Вид изнутри

Наши туристы в пещере. Это место очень мало кто знает, тропы к пещере нет, местные тут не гуляют

Тот самый родник, к которому с дороги идет тропа. Местные часто сюда ходят за водой

Мы тоже набрали родниковой воды, попили ее. Вода вкусная.

Дальше идем к другим пещеркам. Короткий путь ведет вдоль отвесного обрыва. Чтоб идти было безопаснее, держимся за забор детского лагеря отдыха. Есть и другой путь, через калитку лагеря, которая зимой не заперта (летом там будет не пройти). Но этот путь очень долгий, надо сделать большой крюк.

Красивый обрыв

Вот над такой отвесной стеной из окаменевшего песка мы шли

Пещерка. Эта не природного происхождения, ее сделали неизвестные люди с неизвестными целями. Теперь она наверняка развлекает летом детей, которые отдыхают в лагере

Залезаем внутрь. Пещера довольно просторная

Конец пещеры. Здесь своды округлые - похоже, что эта часть проделана водой. Можно предположить, что часть пещеры создала природа, а люди ее расширили. Возможно, для добычи песка. А может быть, здесь был погреб для хранения продуктов. Хотя зачем его делать со стороны реки - не очень понятно. Может это было местом ночлега для рыбаков, тогда как раз удобно в нее проникать с реки.

Внутри пещеры можно разместить много людей

Идем к следующей пещерке

Следующая пещера - совсем другая. Это длинная узкая щель. Явно ее делали не люди. Скорее всего, это разлом в коре, какая-то трещина, которая образовалась от смещения слоев грунта.

Сюда тоже можно залезть, но идти надо боком. Пространство весьма узкое

Возвращаемся назад

Кто-то пошел длинным путем через лагерь, но многие вернулись над обрывом, потому что так быстрее и короче. И веселее!

Вышло солнце, подсветило красивый берег Оредежа

Береговой выступ

Пейзаж реки Оредеж. Льда нет, а снег на берегах еще есть

Идем к центру Сиверской. Проходим мимо старинной церкви. Она построена в 1880-е годы. Ограда закрыта, приходится фотографировать через забор.

Старинный деревянный дом

Железнодорожный мост. Мы переходим шоссе, железную дорогу, потом еще одно шоссе

И заходим в лесопарк, расположенный в 10 минутах пешей ходьбы от станции

Очень красивый кусочек леса. Здесь природа как на Карельском перешейке

Сходство с Карельским перешейком усиливается благодаря зарослям брусники

Берег реки Оредеж.Здесь еще есть тонкий лед

Здесь в берег врос большой валун

Красивый пейзаж

Мост с надписью про СССР. Серп и молот. Эту символику в Сиверской любят

За мостом мы видим памятник генералу Витгенштейну

Памятник установили в 2015 году стараниями местных жителей

Государство забыло своего героя, но местные жители молодцы - вернули память о нем

Идем вдоль реки Оредеж

Красивый вид на высоком берегу

Красный берег возле плотины бывшей ГЭС

Очень красивое место

Древние пески, которым сотни миллионов лет

От берега отходит старинная аллея. Вероятно, здесь тоже была когда-то чья-то усадьба

Вид на плотину бывшей Сиверской ГЭС

Проходим по обрыву, спускаемся по тропинке на дорогу, идем к плотине

Живописная улица

Плотина с искусственным водопадом

Берег реки перед плотиной. Обрыв почти отвесный.

Пришли на станцию. В Петербург нас повезла та же самая электричка, на которой мы приехали сюда.

На Балтийском вокзале мы были незадолго до захода солнца, которое выглянуло нам навстречу, чтоб напоследок подарить нам свои яркие весенние лучи.

Если вам понравился материал в моем блоге, то можете отблагодарить немного, перечислив немного денег на шоколадку моему сыну. Киньте небольшую сумму на мой телефон +7-981-8345749, это будет мне знаком, что моя заметка пригодилась людям!)

Страница нашего туристического клуба "Восемь Врат" в Петербурге: https://vk.com/club17791063

деревня, усадьба, Оредеж, Сиверская, пещеры, Витгенштейн, обрыв, Гатчинский район, пещера, деревянные дома