Из Петербурга в Карелию на электричке за 1 день. Красоты природы в Хийтола.

Jun 12, 2021 00:32

Сегодня я расскажу об интересном новом маршруте, который проложил наш туристический клуб. Мы придумали, как съездить погулять в Карелии на пригородном поезде, а потом в конце дня вернуться обратно в Петербург. Во время нашего путешествия погуляли немного по Выборгу, полюбовались пейзажами из окна поезда, который едет по тихой ветке Выборг - Хийтола, залезли на гору Линнавуори, прошлись вдоль Хийтольского озера и забрались на скалу возле железной дороги, открыли неизвестный финский арочный мост, а закончили маршрут на остановке 168 километр, откуда направились на дизеле в Ленинградскую область. Изучайте наш маршрут, смотрите фотографии, читайте мой подробный отчет!





Выборг

До Выборга мы едем на электричке. Я сажусь на Удельной в первую "Ласточку", которая приходит в 8.05. Можно поехать следующей "Ласточкой", она идет в 9.30, но в ней всегда много людей, а в первую еще можно сесть. Кроме того, мы хотим немного погулять по городу. В Выборге всегда можно найти районы, где давно не были, или вообще не были, каждая прогулка по нему по-своему интересна



Дизель отправляется в 11.38, мы прибыли в Выборг в 9.10. У нас есть два часа, чтоб спокойно погулять. Проходим мимо Выборгского замка.



Поднимаемся на возвышенность, где расположен Петровский парк.



С горы открывается неплохой вид на Выборгский замок. Вдали видно Часовую башню



Мортира. При помощи таких орудий обстреливали шведский город наши войска, чтоб вынудить город сдаться.



Дальше мы идем смотреть одну из крепостей Выборга - Анненские укрепления. Их построили при императрице Анне Иоанновне, которая правила в 1730-1740 годах, отсюда и их название. Эта крепость была нужна для защиты города с севера, от возможного нападения шведов. С этой стороны город не был никак защищен, потому что раньше он был шведским, а шведы оборонялись лишь от атак с юга, откуда могли прийти русские войска. Укрепления строились уже по технологиям Нового Времени, когда на первый план выходила артиллерия. Именно с этим связано множество бастионов, различных коридоров между ними, дополнительных защитных стенок, и прочих деталей фортификации той поры. Дальше просто фотографии крепости

1


2.


3


4


5


6


Нам повезло - наш путешественник Сергей Тарасов смог снять эту крепость с высоты, благодаря чему мы видим не только их отдельные кусочки, но и всю систему укреплений целиком



Вот на таких выступах располагалась артиллерия. За ними шла основная стена, на которой тоже стояли пушки. Если б враг взял первую полосу укреплений, то попал бы сразу под огонь орудий со второй полосы.



Идем на вокзал. Садимся в дизель-поезд, следующий по маршруту Выборг - Хийтола. Он идет примерно два с половиной часа



В поезд село много пенсионеров. но почти все вышли до Каменногорска. Дальше поезд шел пустым, до Карелии, кроме нас, почти никто и не ехал. Очень хороший этот поезд - именно благодаря ему мы можем попасть в Карелию, пусть и таким затейливым путем, приезжая сначала в западную часть Карельского перешейка, а потом пересекая его с запада на восток. Логичнее было бы ехать по восточной части перешейка сразу на север, через Кузнечное, это был бы самый короткий и понятный путь, но увы - поезд из Кузнечного в Хийтола ходит очень редко, и по очень неудобному расписанию, поэтому для туризма непригоден.



Дорога здесь очень красивая. Едем в глуши, где нет ничего, кроме бесконечных лесов и озер. Временами попадаются остановки, которые представляют собой лишь сиденье с крышей, а рядом ничего - ни платформы, ни дорог, только дикий лес. По этой дороге мы ездили в прошлом году, когда придумали маршрут на Ястребиное озеро через станцию Ояярви. Но тогда мы до Хийтола не доехали, а теперь проедем всю ветку целиком



Приближаемся к Хийтола. Видим очень большое озеро возле железной дороги



Выходим на станции. Тут же нас встречает пограничник. Хийтола - погранзона. Здесь особые правила поведения. Для граждан России обязательно надо иметь при себе паспорт, а иностранцам, даже если они белорусы или казахи,надо оформлять пропуск. Пограничник подробно расспрашивает, насколько мы приехали, куда пойдем, потом желает удачной прогулки. Здесь он попал в кадр, когда я фотографировал наш поезд и станцию.



Поселок Хийтола,гора Линнавуори.

Первая остановка на нашем пути. Эта гора расположена прямо в центре поселка, в двух минутах ходьбы от станции



Естественно, мы на нее залезем,чтоб полюбоваться не только самой горой, но и видом с вершины. Уже не так естественно, но вполне ожидаемо, что полезем мы на нее не с той стороны,где есть пологий подъем, а будем брать штурмом прямо отсюда...



По горным тропинкам лезем наверх. Если идти осторожно, не упадешь. Рюкзаки я заранее сказал всем оставить внизу - чтоб ничто не тянуло назад. Этот путь конечно сложнее, чем зайти с другой стороны горы, но он намного-намного красивее, потому что по пути открываются замечательные виды!



Склоны горы



Мы почти у цели



Бесстрашные туристы



Вершина уже близко...



Вид с высоты на поселок Хийтола



А на вершине нас уже ждал защитник горы! Неожиданно нас встретили лаем. Там была чья-то собачонка, от парочки других туристов, которые как раз заходили ранее по пологому склону. И собака решила отбивать штурм захватчиков горы, грозно лая на нас с ее вершины.



Но через несколько минут наши путешественники уже подружились с собачкой. Мы ведь все хорошие, и собака это поняла.



Немного фотографий красивых видов с высоты. Так выглядел поселок в начале мая

1.


2.


3.


4.


5.


Потом мы спустились по пологому склону,и это не доставило удовольствия, потому что местный житель навалил прямо на тропу кучу мусора - явно специально, чтоб подгадить туристам. Мусор видели мы и в других местах поселка. Это беда Карелии - местные не любят эту прекрасную землю. Они пришли сюда  после войны как захватчики, это была земля финнов, и не стали для нее до конца своими. Если б они сроднились с ней, полюбили бы эти скалы, леса, озера , стали бы для Карелии такими же, какими были раньше финны - то жили бы в гармонии с природой. Но этого нет, большинство до сих пор ощущают себя здесь чужаками,и до сих пор ведут себя соответсвенно . В лучшем случае делают бизнес на туристах, которых они в глубине души презирают, в худшем - яростно гадят везде, куда могут дотянуться. Немногие жители, кто полюбили этот край, ничего не могут поделать своими силами, чтоб побороть страсть к разрушению природы.

Идем по дороге вдоль горы. Любуемся ее отвесными склонами



Вид на гору Линнавуори с дороги. Она больше и шире, чем могло казаться из центра поселка



Отвесный склон



Красота суровых скал



Я очень рад, что до такой красоты можно доехать пригородным поездом - всего лишь с одной пересадкой!



Фото у отвесного склона



Северная красота....



Разве можно все это не любить?...



Хийтола. По железнодорожным путям.
Следующим нашим объектом должна стать скала у озера. Но сам путь по железной дороге  я рассматривал тоже как одну из целей поездки, потому что сама дорога - тоже достопримечательность. Ведь она очень красива!



Значительная часть железнодорожного полотна проходит возле скал, причем многие скалы были проломлены, чтоб проложить пути, и некоторые участки дороги идут в выемках внутри скальной породы



Здесь еще несколько путей, потому что тут соединяются две дороги - та, что идет из Выборга, и та, что идет из Петербурга через Приозерск. Потом они разойдутся в разные стороны. Мы пойдем не по той, по которой приехали, а по другой - в сторону Приозерска



Железнодорожное полотно с двух сторон зажато скальными массивами



Черная скала справа



Скалы делают дорогу весьма живописной



Скальные массивы с обеих сторон напоминают огромные ворота, через которые мы выходим из поселка в дикие леса. Впереди видно, как пути расходятся. Налево  идет дорога в Приозерск, направо - в Выборг.



Здесь хорошо видно, что пути проложены в железнодорожной выемке, пробитой внутри скального массива



Скала над путями, слева от нас, если смотреть по направлению нашего движения



Едва пути вышли из первой выемки внутри скального массива, как попадают во вторую, только меньшего размера. Тут уже идет одна колея.



Дальше дорога идет мимо красивого и большого Хийтольского озера. Мы его уже видели в окно, когда подъезжали к Хийтола на дизеле.



Лодки и сараи рыбаков



Интуиция мне подсказала, что надо спуститься вниз. И я не ошибся - мы шли над красивым старинным мостом, который сверху даже не было видно. Мост сделан из гранитных блоков, при этом встроен частично в скальную породу.



Мост был сделан для того, чтоб под железной дорогой местные жители могли бы проезжать к своим лодкам и сараям. Все было хорошо продумано при строительстве этой железной дороги. И все сделано очень грамотно.



Самое интересное, что рядом с проходом для людей сделан тоннель для пропуска ручья



Благодаря тому, что для ручья есть тоннель, вода не размывает насыпь, и мост этот до сих пор в идеальном состоянии, хотя ему уже лет сто как минимум.



Тоннель для ручья. Высота около метра



Мощное и качественное сооружение. В те времена умели строить!



Красивый вид!



Вид в другую сторону.



Это красивое и интересное сооружение не отмечено на картах, поэтому о его существовании было бы трудно догадаться. Мы нашли его только потому,что шли пешком по железнодорожным путям. Теперь эта достопримечательность станет известна всем моим читателям.



Еще немного красоты...



Теперь подойдем к озеру. Здесь можно при желании искупаться - заход в воду песчаный



Вид на озеро с насыпи. Красивое место!



Идем дальше по железнодорожной колее. Мимо нас проносится тепловоз. Увидев, что его фотографируем, он нас поприветствовал сигналом.



Дальше дорога проходит по узкой полосе земли. С одной стороны скала, с другой - вода.



Небольшая скала у дороги



Здесь вдоль насыпи красиво посажены сосенки. Они укрепляют корнями насыпь. Получается и красиво, и полезно



Хийтольское озеро



Еще одна скала возле путей



Рыжеватый оттенок. Вероятно, сверху стекают ручьи с высоким содержанием железа в воде



"Дембельская скала". Именно к ней мы шли по шпалам. Намного ближе будет идти от следующей остановки - 168 км. Но если сделать так, то не увидеть всю остальную красивую часть железной дороги



Скала и сама по себе красивая. Но еще красивее будет вид с ее вершины, ведь прямо под ней и железная дорога, и большое озеро



С этой стороны склон отвесный, придется искать с ее краев более пологий заход



Рельсы между скалой и озером



Самое пологое и низкое, что мы нашли, выглядело вот так. Можно было бы и дальше идти,но лес представлял собой заросли кустов с корягами на земле, и поэтому проще было все же забираться здесь по различным уступам. Это было не особо сложно, хотя и заняло некоторое время.



Вид со скалы на озеро



Красотища!



Рельсы внизу



Делаем здесь привал на целый час



Фантастический вид!



Спускаюсь с вершины на уступ, откуда видно и край скалы,и озеро, и дорогу. Вот такой красивейший горный пейзаж доступен всем петербуржцам! Для этого не надо иметь машину, не надо дорогих путевок, достаточно лишь сесть в электричку, а потом дизель, и за день можно успеть все посмотреть, а потом еще и вернуться домой! Ну правда же, чудесно это!



Для полгого счастья не хватало поезда в кадре. И этот поезд появился, порадовав душу любителя железных дорог



Бесконечной змейкой поезд вился под скалой, повторяя все изгибы железной дороги. Сначала шли многие десятки вагонов со щебнем, потом тянулись цистерны с нефтью.



Первые дни мая, а на скале уже появились цветочки брусники!



Скалы и красивые девушки - сочетание такое же хорошее, как скалы и поезда. Надо поэтому сделать и такой кадр



Созерцаем красоту



Наша группа ловит солнечные лучи на скале



Последний кадр возле вершины



Спуск вниз. Как видите, хороших троп на скалу нет, но при желании залезть можно, и без особого риска.



Дошли пешком до станции 168 километр. Туда должен приехать дизель через 40 минут. Чтоб не сидеть на месте, ожидая поезда, идем немного погулять по поселку Куликово, что расположен возле станции.  Здесь мы видим возле кладбища памятник кирхе, которая когда-то здесь стояла.



Надпись на плите гласит, что в этом месте в 1795-1944 годы была лютеранская церковь Хийтольского прихода.



Так она выглядела



От нее остались фундамент и крыльцо



Рядом заброшенная воинская часть



Много мертвых домов



Внутри крайняя степень разрухи



Вид из окна на большое здание, от которого вниз шла красивая большая лестница. Вероятно, это была столовая.



Наш путешественник Сергей Тарасов фотографировал заброшенный дом с высоты



Идем посмотреть кладбище. Большинство могил свежие, а изначально это было кладбище финнов. Наших хоронили уже поверх их могил. Большинство их надгробий просто выкинули, камень от их памятников использовали для своих нужд. Но некоторые финские надгробия все же сохранились



Старинная ограда кладбища



Большинство старинных плит с финских могил были с плохо читаемыми надписями, но на одной надпись явно недавно очищали и заново красили, поэтому она видна хорошо.



Пришло время уезжать в Кузнечное. Ждем наш поезд. Говорили, что теперь будет здесь ходить такой же дизель РА-2, на котором мы ехали из Выборга в Хийтола



Но, к моей радости, показался наш старый знакомый - тепловоз, тянущий вагончик!



Поезд с одним вагоном, внутри которого мягкие кожаные кресла - что может быть приятнее  и романтичнее! Я был очень рад, увидев старого знакомого, который с пыхтеньем тащился к нашей платформе...Мы загрузились внутрь, и за 20 минут доехали до станции Кузнечное,где нас ждала электричка на Петербург



Салон вагона. Самый крутой вид сидячего вагона! Намного лучше всяких Ласточек....



В Кузнечном дизель должен прибывать за полчаса до отправления электрички. Но в майские праздники пустили больше поездов в мраморную дырку, которую пиарщики Рускеалы называют "мраморным каньоном", завлекая туда неразборчивых туристов. И ради них наш поезд подвинули, тепловоз приходил в праздники на час раньше. Из-за этого мы гуляли по Карелии на час меньше обычного. Если вы поедете по нашему маршруту, у вас будет на час больше, и вы сможете увидеть что-то еще. Однако у нас зато образовался лишний час до электрички в Кузнечном. Поэтому мы пошли гулять по поселку. Вышли на отросток Вуоксы, самую северную часть озера, которая как раз упирается в Кузнечное



Скала, вдоль которой проходит улица с домами



Местный пес на страже порядка. Враг не пройдет!



Родник. Издалека напоминает колодец, но здесь именно проточная родниковая вода



Набрали, попили. Вода хорошая.



Так выглядит этот кусочек Вуоксы в Кузнечном, снятый Сергеем с высоты



А вот и наша электричка, которую уже подают под посадку на платформу. Нас повезет старая торжокская электричка ЭТ2М



Иду в первый вагон, там ни души, все садятся в хвост. Получилась уникальная поездка - четыре раза мы едем на поездах. И каждый раз - поезд другого типа. Сначала скоростная электричка Ласточка. Потом дизель РА2. Потом тепловоз с вагончиком. И в конце - обычная электричка ЭТ2М.



Как только мы поехали, солнце стало уходить за горизонт. Длинный день подошел к концу...



Если вам понравился материал в моем блоге, то можете отблагодарить немного, перечислив немного денег на шоколадку моему сыну. Киньте небольшую сумму на мой телефон +7-981-8345749, это будет мне знаком, что моя заметка пригодилась людям!)

Страница нашего туристического клуба "Восемь Врат" в Петербурге:https://vk.com/club17791063

скалы, Выборг, электрички, железная дорога, дизель, путешествие, Кузнечное, поход, поезда, Куликово, Карелия, Хийтола

Previous post Next post
Up