Карелия весной. Лед и скалы. Хийтола - Ристиярви - Сортавала - Лахденпохья

Apr 07, 2021 00:53

Начало весны - очень приятное время для посещения Карелии. День уже длинный, солнца много, снег и лед искрятся в его лучах. Лед еще крепкий, и поэтому можно ходить по водоемам, разглядывая скалы по берегам. Но при этом уже тепло, нет мороза, да и снег уже обычно не по пояс в лесу. Поэтому мы поспешили в конце марта в Карелию, чтоб поймать момент, когда снег уже частично растаял, а крепкий лед еще стоит. Нашей целью было прогуляться по Крестовому озеру (Ристиярви), где мы были как-то раз летом, чтоб увидеть его берега с середины водоема. Кроме того, планировали побывать на развалинах плотины в Туокслахти, пробежаться по скалам в Хийтола, пройтись по льду до Ладожских шхер и подняться на Змеиную гору в Сорола.  Смотрите мой подробный фотоотчет - будет много красивых фотографий карельских пейзажей. А текста будет мало, потому что красоту природы лучше просто смотреть.





1.Хийтольские скалы

Первая остановка в нашем путешествии. К ним мы подъехали уже через два часа после отправления из Петербурга



Нам повезло - приехали рано, и скалы еще никто не мешает фотографировать. Внизу уже готовили снаряжение альпинисты, и через час фотографировать бы пришлось уже  их вместо скал



Поднимаемся на вершину. Это было нелегко - тропа частично обледенела после ночных заморозков



Виды на вершине. 9 фото.

1.


2.


3.


4.


5.


6.Если пройти дальше по скале, то можно увидеть очень красивое место. Здесь скала треснула, и кусок ее отделился, и отошел в сторону.



7.


8.


9. Снимок широкой камерой


2. Туокслахти. Река Китенйоки и развалины ГЭС

Поселок Туокслахти расположен возле города Сортавала, по сути являясь его пригородом. Там можно увидеть красивое место - бурные потоки воды мощной реки, которая здесь прыгает по порогам, срываясь вниз с развалин плотины



Когда-то здесь была ГЭС, а еще была лесопилка. Все это было во времена, когда здесь жили финны, а территория входила в состав Российской империи. Теперь от былой жизни остались лишь развалины. Лично по мне - так даже лучше. Река хлещет себе свободно, не сдерживаемая человеческими постройками, с помощью которых люди пытались подчинить себе природу. Дальше 7 фотографий развалин и реки.

1.


2.Здесь крутилось потоками воды колесо гидроэлектростанции.


3.


4. Назначение этой трубы для нас пока не ясно


5.


6.Поток воды очень мощный даже в марте. Потом станет еще сильнее, когда растают все снега и льды


7.


3. Озеро Ристиярви

Летом к озеру можно подъехать, зимой и весной дорога слишком тяжела для машин. Оставляем наш транспорт у шоссе Сортавала, на берегу залива Кирьявалахти - это самая северная точка Ладоги - и идем два километра пешком. Вокруг зима. Снега по бедро, никакой весной тут и не пахнет.



В последний раз были мы тут три года назад. Теперь тут появились информационные таблички, а тогда - не было.



Выходим на лед озера. Идти очень легко - тут снега почти нет. Заглянули по пути в несколько рыбачьих лунок, убедились, что лед очень толстый - примерно полметра. Значит,ходить абсолютно безопасно. Главное - не подходить к ручьям и протокам.



Гора на берегу. Летом мы на нее забирались. Сейчас не станем  - нагрузки и так хватит в этот день, впереди еще Змеиная гора, а позади восхождение в Хийтола, так что будем любоваться только снизу. Тем более, что тропы наверх протоптанной нет, и в зимнее время забираться будет нелегко.



Летом мы забирались слева, а сейчас, перемещаясь по льду, можно было бы забраться по пологому склону справа. А вот спереди взять ее штурмом нельзя



Красивое озеро. Пишут, что оно вулканического происхождения, поэтому и находится во впадине между скал. Далее 5 фото

1.


2.


3.


4.


5.


Озеро состоит из двух частей, соединенных узкой протокой. Она не замерзает. За спиной у меня восточная часть озера, где мы сейчас гуляли. А теперь мы пойдем изучать западную часть. Сначала пройдем по тропинке вдоль берега, а когда закончится полынья - выйдем на лед, и пойдем уже по нему.



На озере были слышны чьи-то звонкие певучие голоса. Присмотревшись, мы увидели в полынье лебедей! Если читатель присмотрится, то увидит их малюсенькие фигурки на этом фото. Они видны между двумя березами, на границе полвыньи и льда



Это лебеди - кликуны. Они не улетают в теплые края, если есть место на озере или реке, которое не замерзает. Название птицы соответствует характеру : они действительно что-то выкликивали. Это создавало совершенно сказочную обстановку. Дело в том, что скалы вокруг озера умножали каждый звук многократным эхом. И постоянные крики лебедей, отражаясь от берегов, звучали по десять и больше раз. Казалось, что лебедей тысячи, что они повсюду.



Идем по западной части озера



Лебедям наше присутствие не нравилось, и кликали они, ругаясь на эту тему. Сначала они улетели от нас в дальнюю часть озера, хотя изначально были у полыньи. И шли на запад, уходя от нас, а мы шли как раз туда, чтоб посмотреть на скалистую гору. Пять минут они нас терпели, но потом решили улететь и отсюда



Самый нетерпеливый пошел набирать высоту. Потом с недовольными криками улетят и остальные



Мы шли ради этой горы. На карте она отмечена как "Гора Разбойников". В интернете написано, что по легенде, в древние времена здесь было логово разбойников



В двух километрах отсюда идет дорога вдоль побережья Ладожского озера. Там они сидели в засаде и грабили купцов. А потом уходили с награбленным добром сюда, к этой скале, где много трещин и впадин, и можно спрятаться между камней



Есть и другая версия - что между камнями жили злобные духи. Или гномы. Все версии звучат романтично и интересно



Интересно и то, что весь склон горы завален скатившимися сверху камнями. Это говорит о том, что когда-то здесь было землетрясение. И поэтому вершина горы разрушилась, а обломки скатились вниз



Возвращаемся туда, где осталась наша машина. Это залив Кирьявалахти - самая северная точка Ладожского озера. Миновав ее, вы начинаете ехать на юг.



4. Станция Сортавала.

Мы возвращаемся в Сортавала, чтоб уделить внимание паровозу, который стоит возле станции, выполняя роль памятника. Паровозы - это святое, поэтому проехать мимо было невозможно. А тут еще хорошо, что можно залезть на него, пощупать все, пофотографироваться на нем, и нет никаких запрещающих ленточек и табличек. Итак, 16 фото станции , где оказалось много всякого интересного.

1


2


3


4


5.Паровозы сери Эр выпускались в СССР  с 1934 года . А спроектированы были еще во времена Российской империи, в 1909 году.
Этот паровоз был построен в 1953 году, а списан лишь в 2014 году.



6


7


На этом прелести станции Сортавала не заканчиваются. Мы пошли к платформам, и увидели по пути настоящее веерное депо, как в мультфильмах про паровозики из Чаггинтона, а напротив него - сохранившийся до наших дней поворотный круг!

8.


9. Поворотный круг нужен, чтоб паровоз мог поменять направление движения. Его сюда закатывают, а потом круг поворачивают, и паровоз оказывается "лицом" в другую сторону



10.


11. А теперь нас ждал еще один паровоз, но уже не памятник, а действующий. Это ломокотив для "Рускеальского экспресса"  - туристической развлекушки, где за приличные деньги туристов везут целую одну остановку, чтоб они могли похвастаться, что ездили под паровозом. Это довольно скучно на фоне настоящих паровозных маршрутов в Ярославле и Осташкове, где паровозы совершают полноценные пригородные рейсы по 2-3 часа, причем за обычную стоимость.  И все же, любой случай работающего паровоза, который продолжает жить, радует, и чем больше паровозных маршрутов всех видов - тем лучше!



12. Паровоз стоит. Туристов он увез в мраморный карьер, потом поедет за ними, чтоб привезти в Сортавала обратно,откуда они уедут на Ласточке.



13. Рядом памятник финской архитектуры - водонапорная башня, построенная финнами во время их возвращения в Сортавала в 1942 году. Напомню,что Сортавала изначально финская территория. В 1940 году финны были вынуждены уйти по результатам советско-финской войны, но в 1941 году на три года вернулись. Старая башня была разрушена в ходе боевых действий, и они построили новую, которая стоит и в наши дни.



14.В это время со станции уехал на несколько сотен метров тепловоз, освобождая пути паровозу для его маневров



15. Паровоз, который до этого просто стоял, ожил, и поехал в нашу сторону, чтоб потом отсюда переехать на наш путь. Мы побежали вновь к нему, чтоб снять несколько видеороликов, как он двигается вперед и назад.



16. Паровоз отработал на славу - дымил, выпускал пар, гудел - все, что нужно для счастья любителям поездов



5. Сорола (пригород Лахденпохья) . Змеиная гора

Я уже бывал тут не раз, и описывал это место в своем блоге. Но сейчас появятся новые интересные фотографии, да и сама гора будет выглядеть иначе, потому что уже конец марта. Мы пройдем по льду до одного из островов, увидим всю скалу, обнажившуюся от снега и льда, а еще обнаружим во время прогулки небольшую пещеру на середине пути к вершине. Для начала - 5 фотографий самой скалы.

1.


2.


3.


4.


5.


Но горой займемся позже, а пока погуляем по льду Ладоги. В прошлый раз мне это не удалось - тогда в марте льда уже не было. А сейчас зима была что надо, лед встал хороший. Здесь он оказался таким же крепим, как и на озере Ристиярви. Идем до ближайшего скального островка



Всего таких островов здесь великое множество



Одна сторона пологая, другая обрывистая



Как меняется климат, стоит проехать каких-то 200 километров. В Петербурге все тает, а тут лед почти полметра. А еще нам очень повезло: накануне шел дождь, и я ожидал воду поверх льда, но ночью вся вода снова замерзла.  Поэтому мы наблюдаем такую красоту



А солнце тем временем скрылось за Змеиной горой. Скоро оно уйдет и за горизонт. Нам пора на гору, пока светло



Вид с Ладожского озера. Никогда раньше я так ее не созерцал - по причине отсутствия здесь льда весной



Поднимаемся. Сразу уточню одну важную деталь. На вершину есть две тропы. Одна вдоль скалы - она самая красивая и интересная. Но она и сложнее. Другая - левее, там где заборы дач. Эта тропа более пологая, идет через лесок, подняться там проще, но красивых видов по пути не будет.

Фото маршрута вдоль скалы и ее вершины.

1.


2.


3.Огромная глыба стоит на камнях среднего размера, а те опираются на мелкие камешки. Интересная конструкция


4.


5. Пещера


6.Автор внутри


7.Вид из пещеры


8.Вход в пещеру, вид сверху


9.


10.


11.На вершине


12. Вид сверху. Дорога идет на остров, отделенный от берега небольшой протокой.



13.Шхеры



14. Та самая шхера, куда мы ходили


15. Автор фотографирует остров с вершины скалы


16. А вот и мой кадр, сделанный на смартфон. С фотоаппаратом я по скалам зимой не прыгаю - тяжеловато. Скоро стемнеет. Делаем последние фотографии, последние фотосессии, и спешим спуститься вниз, потому что это надо делать при свете, так как тропинка скользкая и сложная.



17. По пути вниз.



Если вам понравился материал в моем блоге, то можете отблагодарить немного, перечислив немного денег на шоколадку моему сыну. Киньте небольшую сумму на мой телефон +7-981-8345749, это будет мне знаком, что моя заметка пригодилась людям!)

Страница нашего туристического клуба "Восемь Врат" в Петербурге: https://vk.com/club17791063

скалы, путешествия, плотина, Сортавала, Ладожское озеро, Лахденпохья, Ристиярви, ГЭС, шхеры, Карелия, Хийтола

Previous post Next post
Up