В нашем туристическом клубе принято время от времени отмечать какие-нибудь народные праздники, приобращаясь к старинным традициям. И делаем мы это всегда на природе, совмещая с поездкой в какое-нибудь новое интересное место. На этот раз воскресенье выпало на день Зосимы-пчельника, а объектом путешествия избрали поселок Кирпичное, возле которого в начале 20 века существовал кирпичный завод князя Салтыкова, снабжавший кирпичами весь Карельский перешеек и Финляндию. Кирпичи с этого завода, на которых стоит клеймо "Savikko", встречали мы в походах не раз, а теперь пора увидеть то место, где их производили. От завода мало что осталось, но часть построек увидеть мы все же смогли, а также небольшие остатки от усадьбы ее владельца, расположенной на берегу Кирилловского озера. Читайте рассказ о том, как мы отметили мало кому известный, но очень веселый праздник Зосимы, а также как побродили по заброшенным домам, увидев там остатки былой жизни
Наше путешествие начинается в электричке. Мы садимся на Удельной, а выходим на станции Кирилловское. Там у платформы уже ждет прибытия поезда согласованная маршрутка, которая трогается, как только последний пассажир от поезда подошел к ней. Поэтому расписание ее весьма приблизительно, она должна отправляться через минуту после прибытия электрички из Петербурга, но в реальности все равно будет ее ждать.
Пока ехали в электричке, опробовали костюм "черта". Да, для праздника Зосимы-пчельника нам нужен черт, и об этом я расскажу чуть позже. Черт был изображен с помощью продуктового пакета, из уголков которого я сделал рога,а из шнурков - волосы черта.
Отдельно хочется отметить велопридурка-туриста, который затащил в салон демиховской электрички свой велосипед. По правилам, которые висят в каждой электричке, провозить пассажир может не больше одного велосипеда в тамбуре, или складного велосипеда в салоне. Большинство игнорируют это правило, и тащат велосипед в салон. В электричке ЭД4М это особо убого - места для велосипедов и колясок там почти нет, велосипед торчит в проходе, пачкая пассажиров, а также замедляя их проход - мы садились раз в пять дольше обычного, потому что все протискивались между сиденьями соседнего ряда и колесами этого велодерьма. Это был единственный случай, когда у меня вырвались матерные ругательства на весь вагон, обычно я вообще не ругаюсь. Характерно и то, что такие выходки позволяют себе не обычные велосипедисты - дачники, а как правило именно велотуристы, с понтовыми дорогими великами, красочными шлемами, одежками. Велотуристы, увы, самая скандальная и хамская категория путешественников. Никто так часто не нарывается на абсолютно ненужные конфликты. Многие не верят моему этому наблюдению, но вот вам тому лишний пример. Я ни разу не сталкивался с чем-то подобным от байдарочников, альпинистов, рыбаков, лыжников, любителей санного спорта, хотя у них зачастую инвентаря еще больше. Если вы начинающий велотурист - не становитесь такими, соблюдайте правила и уважайте пассажиров.
Итак, в Кирилловском мы сели в маршрутку, заняв в ней почти все места. К счастью, кроме нас пассажиров было мало, и стоять по нашей вине никому не пришлось. Ехать здесь до конечной остановки в поселке Кирпичное всего минут десять, так что даже если придется стоять, это тяжело не будет.
От Кирпичного нам надо идти пару километров до поселка Заводского, который расположен прямо возле того места, где был когда-то завод. И Кирпичное, и Заводской - оба названия напоминают о том, что здесь существовал завод по производству кирпичей. Прямо в центре Кирпичного мы уже сталкиваемся с первым заброшенным зданием, и оно весьма большое. Залезаем внутрь
А там откидные сиденья, как в кино
На полу лежат журналы
Газета от 2016 года. Местный контингент читал партийную прессу ЛДПР, и было это в декабре 2016 года. Тогда здание было живо
Деревянные сиденья и кафель наводят на мысль, что здесь была баня
Вот это да! Гуляли тут с размахом! Вот они какие, поклонники ЛДПР!
К водочке добавлялось самое крепкое пиво - Балтика 9, от которого можно запьянеть не хуже, чем от водяры. Суровая тут жизнь, в Кирпичном!
Плакат советских времен призывал довести до нужного числа сбор подсолнечника. Не знаю, зачем он висел в бане
Покидаем сие интересное место, так как нас ждут впереди другие дела
На подходе к Заводскому природа становится очень живописной
Окраины поселка призывают оставить тщетные надежды. Металлолома тут вам не будет, идите домой
В самом поселке было несколько домов в стороне от дороги, к которым мы близко не приближались. На перекрестке дорог видим развалины одной из построек от бывшего завода
Это было здание управления завода
Один турист, который здесь бывал до пожара, писал мне, что находил тут множество документов. Часть из них являлась перепиской завода с заказчиками.
Депо для пожарных машин
Внутри очень интересные картины
В здании ничего не осталось, кроме дверей
Повсюду можно встретить кирпичи, которые изготавливались на этом заводе в финские времена. Здесь знакомое нам клеймо
Здание то ли электростанции, то ли трансформаторной подстанции. Красивое, большое, и тоже разваливается
Завод был основан в 1900 году, когда председатель земского собрания Санкт-Петербургской губернии генерал-майор Иван Салтыков купил здесь земельные владения, после чего построил кирпичный завод и лесопилку. В те времена это была территория автономного княжества Финляндии, которое входило в состав Российской Империи на правах личной унии, то-есть было отдельным государством, но с нашим императором во главе. Русские дворяне и купцы охотно селились в финских землях, потому что доехать туда от Петербурга было просто - уже вовсю существовала Финляндская железная дорога.
Внутри разруха
Какая-то петля из железного троса, навевающая мысли о повешенном
От железной дороги на Выборг сюда отходила узкоколейка, по которой на маленьком личном поезде князь Салтыков мог доехать до завода . Здесь же поблизости для него построили дворец на берегу озера. Кроме того, по этой ветке подвозили изготовленную продукцию, которую перегружали в вагоны на основной железной дороге, чтоб везти к покупателям.
Карьер, где добывали глину для изготовления кирпичей. Он расположен совсем рядом от завода. Удобно, все под рукой.
Летом тут наверно неплохо отдыхать. Зимой тоже красиво...
В этом здании было депо для двух небольших паровозиков узкоколейной железной дороги
Здание неплохо сохранилось. Деревянная крыша и перекрытия исчезли, а кирпичная коробка стоит, несмотря на то, что дому больше ста лет. Внутри уже растут деревья
Здесь видно заложенные кирпичем ворота для двух въездных путей
Завод существовал и после революции, потому что в Финляндии коммунизм не наступил - там победили белые. В 1931 году производство стало убыточным. Салтыков продал предприятие и уехал. Финны разобрали его дворец на стройматериалы для церкви. Кирпичи здесь продолжали изготавливать и позже, в советское время. Вокруг завода существовали поселки Заводской и Кирпичное. С исчезновением завода многие дома оказались брошенными. Теперь земли скупила какая-то ферма, и летом в сараях, как я думаю, живут ее работники. Этот жилой дом, где жила одна из работниц этого завода, до недавнего времени был обитаем
Этот добротный старинный дом мог вмещать несколько семей. Теперь он оказался никому не нужен. Блогеры и туристы, бывавшие здесь, описывали каких-то женщин, которые им тут встречались, но в последние пару лет здесь точно уже никто не жил
Еще один умерший дачный участок. Забор стоит, а крыша дома уже провалилась
Обходим дом по периметру. Интересная башенка-выступ с тремя этажами.
Вид с другой стороны. Здесь есть вход, но там все завалено рухнувшими перекрытиями, мы не решились туда залезать
Это один из домиков рядом. Дома все плохонькие, временные. Скорее всего, это участки для летнего проживания. Непонятно, используются они как-то или нет. Замка нет на двери, видимо дом брошен. Может быть, здесь живут теперь летом гастарбайтеры, работающие на ферме.
Тот, кто жил здесь раньше, был поклонником Новой Газеты. Здесь множество выпусков, сложенных стопкой после прочтения. Новая Газета уже давно не издается в бумажном варианте, а существует только в электронном виде. Хоть газеты и не выглядят древними, бумага как новенькая, но жил ее читатель тут лет десять назад.
А еще он слушал виниловые пластинки. А это вообще уже совсем ушедшая эпоха. Еще когда я учился в школе, уже писали в газетах статьи типа " Прощание с винилом", а школу я закончил в 1998 году. Потом прошла эпоха компакт-дисков, ДВД, и теперь все слушают МП3. Не каждый подросток ныне знает, что такое винил.
Пластинка фирмы "Мелодия". В детстве мне было совершенно непонятно, что значит "фирма", в СССР такого понятия не было. Что за "Поющие Сердца"? Я такого даже не застал.
Вернемся же к тому красивому дому. Надо заглянуть внутрь. Один вход не завален, и можно зайти
Нас толе стоит водка "Зимняя Дорога". Рядом пустая бутылка коньяка. Его выпили, а водку оставили.
Брошенная кукла на дровах для печки
Ковер на стене. Ковры были естественным утеплителем стен во времена наших бабушек
Возле печки до сих пор сохнут шерстяные носки
А в шкафу висят женские платья.
На диван вывалены пуговицы. Причина этого понятна - в доме уже не раз побывали мародеры, которые искали какие-нибудь ценные вещи, оставшиеся после смерти жильцов. Они все вытряхивали, пытаясь отыскать монеты, драгоценности или что-то старинное. Подобные люди вызвают отвращение. Нельзя наживаться на чужой смерти, грабить чужое жилище
Старинная солдатская пуговица
Корзина для сбора грибов. Газета в ней была датирована 2016 годом. Значит, тогда тут еще жила хозяйка дома. Или ее сын, что вероятнее. Мы видели документы о розыске банковских вкладов 2007 года. Скорее всего, женщина умерла уже, и вклады искал ее сын.
Семейные фото. Это была не дача, это был жилой дом, поэтому здесь хранилось все.
Остатки былого уюта
Стаканы, крем для кожи, помада
Еще стаканы
Аудиокассета Розенбаума и таблетки.
Книги. Вот они просто сгниют и пропадут. Лучше б мародеры брали их. Прочитали б, может стали бы умнее
Из удостоверения ветерана труда мы узнаем, что хозяйкой квартиры была Иванова Мария Павловна. Рядом ее фото
Договор о передаче квартиры в собственность.
Комсомольский билет ее сына, родившегося в 1953 году. Сама же женщина родилась вроде бы в 1925-м. У нас не было времени изучать и фотографировать все остальное. Если читателю интересно узнать больше, пусть отправится туда сам. Неизвестно, жив ли Иванов Николай. Может он переехал и бросил дом, а может умер через десять лет после матери.
Идем в сторону озера, выбираем место для костра. По пути видим руины дворца князя Салтыкова. Хотя руинами это неправильно называть, дворец не развалился, а просто был разобран. Это последний фрагмент, который финские варвары не смогли выдернуть из земли и сломать. В этом своем отношении к памятникам архитектуры они оказались ничуть не лучше большевиков
Единственное фото дворца Салтыкова, которое я смог найти в интернете. Здесь он уже на стании разрушения, когда новые финские хозяева стали разбирать его на стройматериалы. То, что мы видим сейчас - это центральная часть дворца. Остальное ушло на строительство кирхи.
Арка и колонна дворца
Бетон начала 20 века.
Тогда бетон был новым, прогрессивным материалом, он еще не стал повседневностью
Кусочек наследия Российской Империи
Вспоминаются строчки из песни Юрия Шевчука: "Это все, что останется после меня..."
На фото я что-то эмоционально рассказываю спутникам.
Доходим до Кирилловского озера. Оно замерзло, покрылось снегом. Большое озеро
Камыши, покрытые снегом и инеем, выглядят очень красиво.
А теперь пора рассказать, для чего нам нужен черт. И что за праздник - этот Зосима-пчельник?
Вот что я нашел в интернете:
Дата по старому стилю: 4 января. В этот день Православная церковь отмечает память Преподобномученика Зосимы пустынника Киликийского. Но в народном сознании этот день ассоциируется с именем Зосимы Соловецкого - православного святого, основавшего известный монастырь. Он считается покровителем пчеловодов и бортников, поэтому именно ему молились о хорошем сборе меда. Память Зосимы Соловецкого отмечается 30 апреля, однако и 17 января, день именин Зосимы, называется пчельником.
Чтобы уважить Зосиму, на стол обязательно ставили мед и лакомства из него - например, пряники, или медовые ириски.
Подходят к концу Святки, и нечистая сила старается напоследок натворить как можно больше плохого. Поэтому в день Зосимы принято было гнать чертей. Мужики и бабы надевали тулупы наизнанку и выходили на улицу, прихватив с собою кочерги. Во главе процессии несли горящую ветошь. Люди ходили от двора ко двору и кричали: «Выходи, нечистая сила!».
В это время «забивали черта» - колотили (понарошку, конечно) одного из мужиков, наряженного в лохматый тулуп. После этого разводили костер и праздновали победу над нечистой силой. Парни и девушки прыгали через огонь, чтобы укрепить здоровье и получить счастье
Итак, наш черт вывернул наизнанку свой "тулуп", и готов к побиванию
Путешественники радостно бьют его прутьями. Пошел прочь, нечистый!
Делаем костер, чтоб приготовить на нем чай, а также прыгать через него
Прыжки через костер. После приготовления чая он уже превратился в головешки, но пару раз для прыгающих удавалось раздуть еще небольшое пламя
Из дома я принес приготовленные мною собственноручно блины, а ребята принесли мед. И Зосиму-пчельника мы уважили,поев блинов с медом.
Затушили костер снегом - так положено. А потом отправились в Кирпичное, чтоб сесть на автобус до станции
Схема похода
Если вам понравился материал в моем блог, то можете отблагодарить немного, перечислив немного денег на шоколадку моему сыну. Киньте небольшую сумму на мой телефон +7-981-8345749, это будет мне знаком, что моя заметка пригодилась людям!)
----------------------------------------
Страница нашего туристического клуба "Восемь Врат" в Петербурге:
https://vk.com/club17791063