Советские ДОТы рубежа "Ижора" на проспекте Славы. Южный край обороны Ленинграда

May 04, 2020 02:19

На юге Петербурга можно увидеть сохранившееся наследие Второй Мировой войны - оборонительные сооружения рубежа "Ижора", который защищал Ленинград в годы Великой Отечественной войны. Это большая удача, что до нас дошло столько исторических памятников, которые помогают лучше понять свое прошлое, а заодно напоминают о героической обороне Ленинграда.Часть из них окультурена, часть заброшена. И мы посвятим немало своих прогулок поиску и изучению таких объектов. Вместе со мной начал путешествовать мой 5-летий сын - ему тема военных объектов тоже стала интересной, почти так же,как и любимые им железные дороги =) Итак, отправляемся изучать советские военные укрепления в районе проспекта Славы! Там есть немало интересного...





Первым нашим объектом для изучения стала танковая огневая точка - то-есть ДОТ с башней от танка



Рядом стоит стенд, на котором можно увидеть схему устройства этого оборонительного сооружения



Пулемет, стреляющий назад. Интересная деталь!



Таким образом, башня могла стрелять в одну сторону из орудия, в другую  - из пулемета. Перед обычным ДОТом танковая огневая точка имеет большое преимущество - она может вращаться, поэтому у нее нет ограничений по направлению стрельбы



Интересная особенность, у других танковых башен вроде не видел пулемета, стреляющего назад



Смотровая щель - для наблюдения по сторонам. Через такие смотрит на мир экипаж танка



Башня для мини-крепости использовалась могучая - от самого мощного на то время советского танка КВ-1. На 1941 год у немцев ничего подобного и близко не было, танк КВ (Клим Ворошилов) мог уничтожить в первые годы войны любую немецкую машину



Танк КВ-1 отличался очень мощной броней, которую было почти невозможно пробить. И мощным орудием. Огневая точка с его башней унаследовала эти преимущества



Мой сын уже знает про Великую Отечественную войну, и ему интересно все, что с ней связано. Он с удовольствием лазает по башне, и представляет при этом, как пушка разносит в клочья наступающих немцев. Правда, сюда они, к счастью, не дошли.



Рубеж "Ижора" строился в 1943 году, когда блокада была прорвана, и в войне наметился уже перелом. Немцы стояли недалеко, на территории юго-западных кварталов современного Петербура. Но дальше  наступать уже не могли. Для чего именно в 1943-м строили такую мощную линию обороны, остается загадкой. Возможно, не было еще ясно, куда немцы направят свою последнюю попытку переломить ход войны, на Курскую дугу или Ленинград



Здесь их были готовы встретить...



Идем дальше по проспекту Славы, в сторону железной дороги, идущей от Витебского вокзала



Переходить перекресток приходится по вот такой загогулине. Местные жители ее крайне не любят, и я их понимаю. Мосту дали прозвище "Краб". Есть в этом районе еще один подобный "шедевр", его прозвали "Креветкой"



Но для фотографов тут открывается неплохой вид



Поворачиваем направо, во дворы. А там стоят вот такие персонажи!



Здесь вдруг ожили русские сказки



Змей-Горыныч



Здесь мы находим еще одно советское укрепление - мощный ДОТ.  У него очень большая амбразура. Это значит, что он был вооружен орудием, а не пулеметом.



Дверь закрыта, внутрь не попасть. Но в целом состояние ДОТа радует. А то во многих местах повадились амбразуру заливать цементом, а сами ДОТы наполовину засыпаны землей. А тут вид внешний не пострадал.



Справедливости ради, надо отметить, что именно к обороне Ленинграда все это имеет мало отношения. В строй рубеж "Ижора" вошел осенью 1943 года. На его строительство ушло много сил и средств, но к осени 1943 года все уже было решено, немцев гнали на Запад,война ими была уже проиграна, и готовилась операция по полному снятию блокады Ленинграда, что состоялась в январе 1944-го

Но зато эти ДОТы остались целыми, не были разрушены во время боев, поэтому они памятник оборонительного искусства того времени



Такие ДОТы были очень прочными, разрушить их было нелегко. Иногда они могли сопротивляться несколько дней, выдерживая непрерывные атаки противника



На ДОТе висит табличка, однако текст на ней не соответствует данному объекту - описание взято от другой огневой точки, поэтому я ее не фотографирую. Интересно, что у ДОТов, спешно построенных в годы войны, один вход по центру, а у ДОТов, что строили в мирное время, два входа, или вход и рядом сквозная щель - для уменьшения взрывной волны. Но в военное время строили более примитивно



За этим двором еще одна площадка для детей, с корабликом . Мы идем в сторону железной дороги



Переходим Волковский канал. Слева от него железная дорога



Этот канал был прорыт, чтоб загнать в него реку Волковку



На берегу внушительное бетонное сооружение, состоящее даже из двух ярусов. В интернете нашел информацию, что здесь вход в коллектор, идущий под рекой на другой берег



Можно спуститься вниз, лестница есть. Но мы с сыном этого делать не будем, нам рановато



Дорога начинает нас радовать видом проезжающих мимо электричек. Вот идет демиховская ЭД4М, класса "комфорт"



А вот старая добрая торжокская ЭТ2



Мой сын фанат поездов, и сейчас ему вдвойне приятно. Он здоровается и прощается с поездами



Поезда тут ходят часто - на Оредеж, на Новолисино, в Вырицу...



Идем вдоль путей. И нам попадается еще один советский ДОТ. Он был вооружен орудием, но широкую амбразуру зачем-то заложили цементом, уничтожив исторический облик. Теперь со стороны это выглядит как просто кусок бетона =(



Он стрелял не вперед, а в сторону, а спереди был прикрыт защитной стенкой. ДОТы флангового огня называются полукапонирами



Если б вражеская колонна прорвалась по этой дороге, то во фланг ей полетел бы снаряд из этого полукапонира



У нас привал - сын перекусывает. Молодому организму надо пополнять запасы энергии. А на свежем воздухе делать это вдвойне приятно! Кстати, читатель, бери пример - тащи своих детей по таким местам гулять! Детям это нравится, и физическая нагрузка от ходьбы будет, да еще изучение родной истории!



На северной стенке ДОТа отметились рисунками вандалы. А если б амбразуру не заделали цементом - может быть и поняли бы они, что перед ними памятник военной истории!



Чуть дальше мы находим еще один ДОТ. Это тоже полукапонир, с такой же защитной стенкой . Но пулеметный



Амбразура для пулемета



Он дополнял своей мощью расположенный рядом артиллерийский ДОТ



Сын наслаждается видом с его крыши



В выемке под амбразуру, судя по лежанке, иногда кто-то отдыхает, прячась от дождя



Внутрь не зайти, можно лишь заглянуть в амбразуру



Ну а мы доходим по шпалам до станции проспект Славы. И  едем в Купчино



Тут бы и закончить рассказ на том, что мы вернулись домой. Но дело в том, что в Купчино тоже есть фрагмент рубежа Ижора. И мы его посетили незадолго до этой прогулки. Поэтому расскажу и о нем тоже. Он расположен на улице Димитрова, за живописными карьерами



Прямо у тротуара можно увидеть ЖБОТ - железо-бетонную огневую точку. От ДОТов - долговременных огневых точек - он отличается меньшей прочностью. Собранный, словно конструктор, из разных деталей, он разлетался на куски при первом попадании снаряда. И мог защитить только от осколков или пуль.



За ЖБОТом главная местная достопримечательность - ДОТ , превращенный местными активистами в музей. А вокруг музея они создали мемориальный парк, куда притащили исторические объекты со всей области. Что лично на мой взгляд - неправильно с точки зрения истории, ибо негоже тащить сюда объекты с других вообще фронтов. Но зато удобно для детишек - можно сразу много увидеть и пощупать. И не каждый ребенок согласится ехать в глушь, чтоб посмотреть на места боев, а тут им подали прямо к дому все.



Противотанковые "ежи".



Противотанковые надолбы



Этот ДОТ был вооружен несколькими пулеметами. Довольно мощное укрепление.



В ДОТе есть музей, который иногда открывается по праздникам. Но сейчас он, как и все музеи, закрыт надолго в связи с короновирусом



Траншеи возле ДОТа затоплены весенними водами, так что перед открытием ДОТа ее еще придется откачивать.



Рядом с ДОТом бронированный наблюдательный пункт. При необходимости из этого бронещитка можно было стрелять по врагам



Вид спереди.



Траншеи с водой. Все как в реальности. На войне в окопах с грязной жижей сидели сутками бойцы. Как  они смогли выжить, да еще при этом победить врага, трудно понять. Силой воли. Любовью к детям своим, за которых воевали. Ненавистью к врагу



Еще бронещиток. Мобильное укрепление: такие иногда ставили на сани, и перемещали по снегу, придвигаясь постепенно к врагу



Через маленькое окошко можно было стрелять по противнику



Идем по весенней роще. Нас ведет вдаль тропинка. И не поверишь сначала, что это все внутри очень населенного района города



Еще одна бронированная огневая точка



Внутри



Вид изнутри.



Можно отстреливаться в разные стороны через такие окошки



Идем дальше по канаве, возникшей на месте советских окопов



Еще одна железобетонная огневая точка, собранная из отдельных блоков



Как я узнал позже, этот ЖБОТ вообще немецкий. Теперь он стоит среди советских. И защищает наш город... Его привезли из окрестностей Малуксы создатели этой мемориальной зоны.



Амбразура для пулемета



Рядом с немецким стоит еще один советский ЖБОТ



Он похож на самый первый ЖБОТ, что был у тротуара,только крыша плоская. В ЖБОТе обычно размещался один пулеметчик. Иногда могло быть два бойца.



В отличие от ДОТа, ЖБОТы можно было устанавливать на месте очень быстро. За сутки можно было соорудить много огневых точек, тогда как один простейший ДОТ требовал дней, и даже недель... Составные части привозились на место,благо что весили не так много, а потом из элементов собирался целый ЖБОТ. Бывали и цельные ЖБОТы, но даже их вполне можно было доставить до места на грузовике



Кстати, если будете у станции метро "Кировский Завод" - то там есть еще один ДОТ рубежа Ижора. Вот о нем небольшая заметка

Идем домой. Вечер. Солнце садится  за карьером



Как красиво оно спряталось наполовину за дом...



Напоследок приведу схему прогулки на проспекте Славы. (А вторую часть показывать на карте нет необходимости - там все легко найти на улице Димитрова, если пройти пару сотен метров за карьеры)



Вам понравился материал в моем блоге?  Если да, то можете отблагодарить немного, мне это очень поможет сейчас, когда я, как и многие, остался без работы.. Киньте пожалуйста 30-40 рублей  на мой телефон +7-981-8345749, я смогу купить лишний йогурт или шоколад своему маленькому сыну.

Страница нашего туристического клуба "Восемь Врат" в Петербурге: https://vk.com/club17791063

Ленинград, железнодорожный туризм, рубеж Ижора, железная дорога, Великая Отечественная война, история России, прогулки, городские улицы, ЖБОТ, фортификация, поход, Вторая Мировая война, ДОТы, оборонительный рубеж

Previous post Next post
Up