Лед и скалы. Зимний поход на озеро Травкино.

Feb 11, 2020 02:25

В своем блоге я писал про это прекрасное озеро уже несколько раз. Описывал и чудесный октябрьский поход, и солнечный майский, и сентябрьскую прогулку, дополненную сбором грибов на берегу озера. А вот зимой мы тут впервые. Так как в этом году я решил посмотреть знакомые нам красоты в их зимнем варианте, то надо было заглянуть и сюда, в одно из самых наших любимых мест на Карельском перешейке, на одно из самых красивых озер - озеро Травкино. Кроме того, лед позволял легко и быстро добраться туда, куда летом дорога очень долгая и сложная. И мы воспользовались теми возможностями, что дала нам зима. Сейчас я покажу те красоты, которые мало кто кроме нас видел, и уж тем более почти никто наверно и не фотографировал. Здесь будет отчет о нашем зимнем походе на озера Окуневое и Травкино.

1. Окуневое озеро

Окуневое озеро, известное так же как Ратное, а еще как Малое Травкино, расположено примерно в 40 минутах ходьбы от станции Кузнечное. Летом здесь расположен главный пляж поселка, а зимой здесь катаются на коньках. Место уютное и красивое.

Зима внесла в прогулку дополнительные сложности, о которых я изначально не думал. Тропа по берегу Окуневого озера шла по камням и скальным выступам,а под снегом было их сложно увидеть. Идти пришлось осторожно, чтоб не наступить на острый камень, или на скользкую гладкую поверхность скалы.

Пляж расположен справа от дороги, что ведет от станции, а слева - красивые скалы на берегу. Летом тут обязательно отдыхают туристы с палатками. А мы сюда приходили много раз купаться, потому что можно и нырнуть сразу на глубину, и полюбоваться скалами.

Если смотреть со скалы на озеро,то вдали видно небольшую камышовую болотистую полоску. Эта полоса разделяет озеро Окуневое и Травкино, которые по сути составляют единое целое. Окуневое - это отделившийся болотистой косой залив озера Травкино, ставший самостоятельным водоемом.  Та часть озера Травкино, что видна за полоской травы - это большая, основная часть, а мы сначала пойдем в дальний залив озера Травкино, который расположен слева.  Чтоб попасть туда, нам надо пройти до конца побережья озера Окуневого, а потом через лес пройти налево около ста метров.

Но сейчас мы выходим на лед, чтоб полюбоваться небольшими скалами на берегу Окуневого озера

Граниты тут очень живописны

В отличие от других скал в этих краях, здесь гранитный массив состоит из отдельных глыб

Когда-то это было единое целое, но со временем гранитная скала раскололась на множество блоков

Зима дает возможность посмотреть на них со стороны воды

На одной из каменных глыб растет совсем маленькая сосенка. Вероятно, проросла там прошлым летом

Такие пейзажи, сложно сотворенные природой, всегда самые интересные

У этих каменных блоков сразу глубоко. Летом тут дна не достать, глубина не меньше двух метров

Путешественники начинают позировать на фоне скал, а наш фотограф Миша Богданов их фотографирует

Групповое фото перед уходом

2. Юго-запад озера Травкино

Выходим в дальнюю часть озера Травкино, куда редко кто-то доходит. Я даю команду на привал и чаепитие, а сам пойду на разведку. Другое озеро, другой лед, и надо его проверить.

Простукиваю лед палкой с острым железным наконечником. Прокладываю тропу. Лед на этом озере намного сложнее, чем на первом. Есть места, где из болот вытекают ручьи, и там у берега лед хрупкий. А есть места с нормальным прочным льдом. В одной из лунок мы замерили толщину, оказалось около 15 сантиметров.

Даю команду спускаться на лед. Кстати, весной мы до этой каменной глыбы дойти не смогли - слева от нее заболоченная полоса. А сейчас там все промерзло.

Весь берег озера - вот такие граниты

Песчаных берегов нет, только гранитные. Где-то низкие, где-то высокие каменные берега

Я оказался в кадре сбоку от нашей группы не просто так. Они идут по моим следам, и делают большой крюк, чтоб прийти в точку, где я сейчас стою. Это не моя причуда - вдали я увидел неожиданно полынью, и это посреди озера! Как такое возможно? Много лет ходил на зимнюю рыбалку, но такого не видел! Полынья у берега, где ручей - это обычное дело, но не в середине озера! Размер ее был небольшим, и у меня появилось предположение, что кто-то сделал прорубь для закидывания сети, только никак ее не отметил ветками. С другой стороны, нельзя было исключать возможность того, что там бьет под водой мощный родник, который растопил лед. Лучше не рисковать - обошли ее на большом расстоянии, от того и вышел крюк .

Это вдающийся далеко юго-западный отросток озера. У него тоже есть свой заливчик, расположенный за этим мысом, что в правой части моей фотографии

Можно было бы обойти по льду этот мыс,но я предпочитаю перейти эту полоску суши, и быстрее оказаться с другой стороны.

И вот мы в заповедном заливчике, который довольно труднодоступен в обычное время. Я тут был лишь один раз, и видел его с другого берега. Сюда можно попасть со стороны местного карьера, но идти придется намного дольше, чем шли мы. Да еще по неприятной дороге, где носятся грузовики.  А к тем скалам, что в кадре, попасть совсем тяжело, потому что от остальных они отделены болотцем. Они расположены от нас слева.

Это другая скала, справа

Выхожу на лед. В первой части озера был снег поверх льда, а тут все в лужах

Слева тот мыс, который мы должны были обойти, если б не срезали путь , пройдя через мыс. Вдали берег, примыкающий к карьеру

Отвесная скала, которая была слева

Скала с уступами, которая была справа

Она же , но снятая с другого места

Пока мы ходим по льду, другие наши путешественники бегают по скалам

Скала отвесная и гладкая. И уходит прямо в воду.

Очень красивая часть озера! Жаль, что сюда тяжело добраться.Но если б была лодка, сюда можно было бы доплыть. И поплавать летом среди красивых скал...

Фотосессия с гранитами.

Автор со своим копьем. Оно мне помогает прощупывать лед. А он в этом году встал недавно, и доверия не вызывает. Доверяй, но проверяй, как говорится.

Залезаем на скалу, смотрим сверху на окрестности

Скалистые берега здесь напоминают Ладожские шхеры

Возвращаемся назад, в ту часть озера, откуда пришли. А из нее пойдем в центральную часть

Но перед этим сфотографируем скалу сбоку от того места. где пересекали мыс. Она тоже красивая

Вообще, тут очень много скал. Все озеро окружено ими. За это я и люблю озеро Травкино.

У этой скалы есть тоже отвесная часть. Аня тут же позирует на ее фоне

3. Центр озера Травкино

Посмотрите на берега слева и справа. Они оба  на самом деле - длинные выступы, отделяющие заливы от основной части озера. В конце статьи будет схема, и вы  сами это поймете. Мы идем в центральную часть озера, которая очень узкая, но очень красивая

Вот она. Тут берега сходятся, И со всех сторон воду зажимают граниты.

Слева берег - тоже мыс, за ним тоже есть заливчик. А вот правый берег - это основной, который тянется прямо , почти не образуя выступов, начинаясь от границы с озером Окуневым. Вдоль него и идут все основные туристические тропы, потому что изрезанный левый берег обойти невозможно.

У камня, где я стою, есть туристическая стоянка. За камнем начинаются самые красивые места центральной части

Скалы справа

На них мы всегда залезаем, оттуда красивейший вид!

Длинный скальный массив вдоль берега озера

А это скала слева. Летом мы до нее не доходили еще

Тоже большая и отвесная...

Взгляд назад, на узкую часть.

Сплошные граниты... Справа выступ, отделяющий от центральной части небольшой залив.

Много гранитов, и нет вообще почти заболоченных участков берега. Вода, кстати, летом тут чистая и прозрачная.

Скала, что была по правому берегу. Красивая, с уступом, на котором растут сосны

Отвесная часть скалы. Я никогда не видел этот массив со стороны воды. И даже не знал, что у него есть отвесные стены.

Вид на озеро от нашей стоянки

И тут я вижу то, что меня сильно напрягло... Следы медведя на льду озера! Он шел в нашу сторону, вдоль правого берега. И не так давно - следы свежие, сегодняшние. Наверно, прошел с утра, в сторону поселка, чтоб поживиться там на помойках. Зима ведь теплая, и это нарушило привычный режим зимней спячки у этих суровых зверей. Мы вполне могли с ним столкнуться.  Следов обратных нет, и вполне возможно, что он где-то еще там, на окраине поселка.... Медведь - шатун очень опасен, от голода он может впадать в ярость.

4. На вершине скалы

Мы все же решили осмотреть последнюю часть маршрута - вершину скалы на озере Травкино. А потом, сохраняя бдительность и осторожность, эвакуироваться отсюда как можно дальше.  Сверху видно мыс, отделяющий от центральной части озера небольшой залив. Видно ту скалу слева, что я фотографировал, а на скале справа мы как раз сейчас стоим.

Очень красивые места...

Та самая узкая часть озера, зажатая гранитами. Красивейшее место, одно из самых моих любимых!

Любуемся пейзажами минут десять, прежде чем начать обратный путь. Уходить из такой красоты  не хочется... Но многие промочили ноги - на льду лужи и мокрый снег. Да и медведь где-то там бродит, лучше вернуться в поселок.

Спускаемся вниз. Фотографируем ледопад на скале

Такие красоты можно увидеть лишь зимой. Хорошо, что она наступила, зима... А то в декабре и январе был бесконечный октябрь

Фотосессия у ледопада

Изначально я планировал вернуться в Кузнечное по берегу озера. Но так как именно тем путем туда ушел медведь, я принимаю решение вернуться ровно той же дорогой, что и пришли. Кривой, с петлями и крюками, но зато безопасной. Как говорил один мой родственник, когда его призывали в Советское время вступить в партию - " Я пойду параллельным курсом".  Вот и мы пошли " параллельным курсом" в поселок, на безопасном расстоянии от медвежьей тропы.

Последние метры ледового похода. Луж за три часа стало еще больше.

Идем к озеру Окуневому, откуда пришли. Забавно, но тропа проходит между двух деревьев, где не всякий человек протиснется. Кто-то, пролезая, вспоминал, что пора худеть. А кто-то проходил легко.

И вновь наша старая знакомая. Даже залезла на колени к путешественникам. Смотрит, что там Миша отправляет в свой Инстаграм. Две недели назад мы ходили на Ястребиное озеро, и я тогда по возвращении дал кошке сосиску, но закормленный зверь есть такое не стал. На этот раз я дал ей припасенную дорогу колбасу, и она с удовольствием съела. Моя совесть чиста, программа выполнена!

А вот и схема нашего похода. Цифра 1 - озеро Окуневое, и скалы на его берегу. 2 - это место спуска на лед на озере Травкино. 3 - это тот дальний заливчик, куда мы пришли, перейдя через мыс. 4 - скала слева от того места, где мы срезали путь через мыс. 5 - скала возле узкой центральной части, откуда мы смотрели на озеро, и под которой видели след медведя. Вот вы  теперь и знаете, где все увиденные нами красивые места. Путь от станции Кузнечное здесь тоже можно рассмотреть.

Вам понравился материал в моем блоге?  Если да, то можете отблагодарить немного, поддержав мой проект. Киньте небольшую сумму на мой телефон +7-981-8345749, это поможет мне в организации моих путешествий и исследований. Ваш вклад поспособствует  развитию туризма и краеведения.
-------------------------------------------------------------------------
Страница нашего туристического клуба "Восемь Врат" в Петербурге: https://vk.com/club17791063

скалы, ледовые походы, путешествия, Кузнечное, озера, Карельский перешеек, поход, Травкино, Окуневое