Здесь все почти умерло. Всю неделю полная тишина. И лишь по субботам проходит один-единственный поезд, нарушая тишину посреди леса неторопливым своим движением. Поезд, состоящий всего из одного вагона. Чтоб увидеть настоящую глушь, не надо уезжать далеко в Сибирь - все это есть примерно в ста километрах от Санкт-Петербурга...
Мы много читали о железнодорожной ветке Будогощь-Тихвин, проходящей через глухие леса и болота, и очень хотели прокатиться по ней на поезде, но все не могли решиться. И дело не только в том, что это дальняя окраина Ленинградской области, но еще и в том, что нельзя успеть попасть на этот поезд, проехать на нем, и в тот же день вернуться в Петербург - надо где-то еще и ночь провести. Но настала Пасха, и тут сам Бог велел: ведь ночью можно гулять по монастырям, а также посещать праздничные богослужения. Поэтому я воспользовался удачной возможностью совместить железнодорожный туризм и пасхальную ночную прогулку. И получилось очень интересно - потому что мы словно попали в другое измерение...
Итак, напомню о том, как началась наша поездка, о чем я писал в прошлой статье, где рассказывал про поселок Будогощь. Мы доехали на электричке до города Кириши, оттуда на маршрутке до Будогощи. В Будогощи надо было сесть в поезд до Тихвина, в Тихвине с утра мы планировали сесть на электричку до Волхова, а из Волхова электричкой вернуться в Петербург. Вот такой замысловатый маршрут на два дня. Настоящее пасхальное паломничество, как в старые времена.
Билет от Будогощи в Тихвин.
Наш поезд. На перроне проводник нашего вагона. Любезный и общительный человек.
Хоть поезд и пригородный, в статусе электрички, но у него все, как у серьезных поездов, в том числе и табличка сбоку, сообщающая, откуда и куда он едет.
Старый тепловоз, сделанный в Луганске. Он нас повезет.
Проводник сфотографировал нашу группу.
Внутри. Мы ожидали, что будет обычный сидячий вагон, какой ходил тут раньше, судя по рассказам, но нам подали плацкартный вагон. Просто королевские условия для пригородной поездки!
Кроме нас, из Будогощи едут лишь два пассажира. Одну женщину видно в кадре справа, а от другого виден кусочек матраса, который он себе постелил на полку, чтоб ехать лежа всю дорогу.
Как в любом пассажирском поезде, здесь есть кипяток. Можно заварить себе суп или кофе.
Служебное купе
Миша разговаривает с местным жителем.
Зеркало в туалете
Раковина. Мыло. Надо отметить, что вагон нам подали очень приличный! Идеально чистый, в отличном состоянии. Наверно снят недавно был с какого-то хорошего пассажирского поезда.
Поехали. Первая остановка где-то на окраине Будогощи. Тут еще есть жизнь. Потом ее не будет видно долго.
Наши путешественники расположились поудобнее в поезде, чтоб насладиться его комфортом. Сразу появилось ощущение, что едем отдыхать куда-то далеко, к морю...
Миша пьет чай, созерцает красоты природы в окно...
Наслаждаемся комфортом! Это вам не электричка!
Автор много фотографировал, потом прилег отдохнуть. Проспал примерно час из двух с половиной часов пути.
Идем фотографировать в тамбур. Здесь можно видеть в окошко двери пути, по которым мы ехали. Обычно в поезде, где много вагонов, вы в это окошко видите лишь следующий вагон. Но так как наш вагон единственный, и за ним нет ничего, мы видим рельсы и природу.
Шпалы деревянные. Редко где встретишь сейчас их.
Сбоку лес плотный стеной. Через такой пройти весьма тяжело
Глушь, полное безмолвие
Рельсы и шпалы зарастают травой
Там,где дорога пересекает речки, мы видим вот такие мосты
На одной из остановок садятся путевые рабочие. Им тут есть , чем заняться: вдоль полотна я видел многие тысячи упавших деревьев, многие падали на рельсы, и их приходилось им пилить, а потом оттаскивать.
Еще мост. Все простенько... Вроде бы эту дорогу строили во время Великой Отечественной. По ней поезда из Москвы объезжали занятые немцами территории, чтоб перекинуть поезда на восток, на свободную от врага дорогу от Тихвина до Волхова, а потом поезда шли вдоль берега Ладоги, до Мги, где по временной железной дороге пересекали Неву, и далее поставляли продовольствие в Ленинград. Так что дорога эта - исторический памятник
Ни людей, ни следов поселений... Болота, леса... Большая часть дороги абсолютно необитаема.
Наши путешественники
Раньше поезд ходил тут каждый день. И на десятке остановок были даже разъезды, чтоб можно было пропускать встречный поезд - движение было интенсивным, в день ходило несколько составов. Поэтому там, где были маленькие деревушки, жизнь кипела. Сейчас поезд только раз в неделю - утром из Тихвина, вечером обратно. Только по субботам. И все! Разъезды разобрали, осталась только одна непрерывная колея. Многие населенные пункты исчезли с лица земли, от них только заросшие травой остановки.
Вот одна из таких остановок. Вокруг ничего! Ни троп, ни жилья, ни тем более людей.
Говорят, летом тут садятся грибники и ягодники. Тогда остановки оживают - утром собирающие клюкву на них высаживаются, вечером садятся обратно. И поезд становится поездом грибников, вроде как "Лыжная стрела" поезд лыжников.
У некоторых остановок можно увидеть 2-3 домика. Там жизнь чуть-чуть теплится
На станции стоит мужичок с мешком картошки
Он не садится, он ждал проводника, чтоб у него эту картошку купить, а проводник везет ее из поселкового магазина. Ну что ж, уже польза от поезда - помог мужику получить продукты.
Интересная деталь: на остановке - запас дров. На случай, если кому-то здесь станет холодно во время долгого ожидания поезда. Принцип "избушки охотника", где есть запас дров, соли, чая....
Ближе к Тихвину жизнь снова оживает. Крупная остановка Клинцы - тут садятся около десяти пенсионеров
Тишина поезда нарушается их разговорами о жизни. Поезд прибыл на несколько минут раньше, некоторым из них пришлось бежать, чтоб успеть. Потом,ближе к Тихвину, поезд стоял, чтоб исправить свое слишком раннее прибытие
Ближе к Тихвину возле остановок уже много дачных домиков
Появляются грунтовые дороги вдоль железнодорожного полотна
И даже весьма большие дороги
Первый железнодорожный переезд. До Тихвина осталось минут десять. До этого два часа не было ничего
По сути, активно используют поезд только жители деревень, что расположены недалеко от Тихвина. Дальше поезд востребован только летом. Поэтому он и ходит так редко. С другой стороны, если б он ходил чаще, не умерли бы поселки вдоль дороги, и поездом бы чаще пользовались. А так - огромная часть Ленинградской области превратилась совсем в дикую глушь. И все это - результат политики нашего государства, бросившего сельскую местность на произвол судьбы
Вокзал в Тихвине
Мы прибыли сюда в 20.40.Начинает темнеть. Но у нас впереди еще прогулка по ночному Тихвину, с посещением Пасхальных служб....И об этом я в будущем тоже обязательно расскажу
ДОПОЛНЕНИЕ ОТ 2021 ГОДА. Сегодня я получил такой интересный комментарий, который дополняет информацией мой рассказ.
"Да, вагон хороший, но его уже списали, в 2020 году, по сроку эксплуатации, сейчас там ещё королевский вагон- купейный.Первая остановка после Будогощи 22 км, это окраина Будогощи. Раньше поезд ходил 2 раза в день( 2 пары), потом примерно с 1999-2000 года пятница суббота , воскресенье, а потом уже только в субботу. Да раньше было побольше народу, на втором разъезде было несколько домов, лет семь назад сгорели ( пьяный местный траву жёг). И два вагона было, один холодный( слита система воды) летом были битком не пройти. Я раньше работал на нем проводником,с 1998-2000 года, начинал свою трудовую деятельность.только тогда он с Будогощи ходил, (отстой в будогощи был).мужчина проводник там подменный, постоянно там работает женщина. Линяя там довоенная до сих пор рельсы завода имени Сталина, 1937-1939 годов выпуска, и путь на песчаном балласте. Клейма на рельсах можете увидеть на мосту через Пчевжу, перед остановкой 22 км.А рассказ у вас хороший получился."
Страница нашего туристического клуба "Восемь Врат" (Петербург):
https://vk.com/club17791063Информация о наших занятиях боевыми искусствами:
https://vk.com/club8967780