Не уверен, стоит ли под новый год писать, но пока остро перо, лучше зафиксировать - плотность событий такова, что, скорее всего, уже неделю спустя тема мало кому будет интересна, а выговориться хочется. Да и после многомесячного затыка вроде пишется пока, к чему упускать момент. Итак, случилось страшное. Масса народу горюет, ещё большая масса радуется и злопыхательствует. И для последнего, конечно, поводов хватает. «Русский националист» жил в квартире, которую снимал у «подполковника Карена», труп нашли у ресторана «Армения» - это жесть вообще, что за символизм. Хотя меня больше интересует, где «националист и блогер» (чудесное журналистское сочетание, будто это работы такие или специальности) находил деньги, чтобы арендовать квартиру на Тверской (пишут, что в месяц 65 тыщ надо было на бочку выкладывать. «Карену». Хотя с мест сообщают, что на самом деле аренда там от 100 килорублей начинается)? Со стримов и донатов? Это я не представляю, какую популярность надо иметь, это уровень суперзвёзд ТикТока, Егор таковой не имел. За счёт родителей жил (как минимум матушка вроде бы как человек непростой)? И маловероятно, и крайне ущербно для репутации. Откуда деньги брал? Впрочем, вся биография усопшего - одна большая странность.
Сама смерть, конечно, ужасна. Не представляю, что должно в голове твориться перед этим. Но... Почти сразу начали зачем-то «формировать повестку» про убийство. Хорошо, что жена призналась: накануне они два дня кряду пили «крепкие спиртные напитки» и вздорили, а при обыске в квартире нашли ещё и наркоту. Ну, с какой-то стороны действительно убийство произошло - «пагубные пристрастия убивают». Но если серьёзно - этим-то всё и объясняется, и вбросы про «второго Тесака» критики не выдерживают. Да и право слово! Егор давно известен своими наркоопытами, бравировал оными, считал ценным опытом. Больше того - его публичное поведение регулярно наводило на мысль, что парень в принципе не в себе или, как минимум, с трудом себя контролирует.
У меня двойственное к произошедшему отношение. С одной стороны, это трагедия, что ни говори (особенно для родителей). 35 лет - не возраст для такого. С другой, я не очень понимаю, чем бы усопший занимался лет в 40 с его отношением к жизни. Меня вот эти вот его мальчишеские экзальтированность, напыщенность и выпендрёжность всегда смущали - и тем более, чем дольше это длилось. Ну ладно ещё так себя вести лет в 25 - но совсем недавно, после длинного перерыва, попались мне на глаза какие-то его текста, и в них всё то же самое. Такое впечатление, что личностно он не развивался вовсе, что бы ни происходило в жизни, будто застыл на подростковом уровне. Но что идёт (или хотя бы по-человечески понятно) в 20-25, то спустя десять лет выглядит нелепо.
Плюс, по-моему, он просто сам себя не очень понимал. В любимой им Америке есть такое выражение - «внешность для радио». Он это дело видел, писал об этом регулярно, пытался иронизировать - но смириться не мог. И лез всюду, уж не знаю, зачем - и всё одним уже своим видом превращал в жалкую комедию. Помню, посмотрел его видео, которое в начале короновируса мимолётный шум произвело - и так стыдно стало за человека. А он это на полном серьёзе считал шедевром, явлением искусства, хлёстким вызовом и пощёчиной миропорядку - «мы за 500 рублей ваяем такое, до чего расеянскому кинематографу годами тянуться». Я этот штрих привёл как пример того, что отношение к жизни - совершенно несерьёзное, подростковое, безответственное. Можно и другие примеры такого наскрести. Егор, похоже, был единственным ребёнком, что плохо - такие дети вырастают залюбленными, балованными, и место своё в жизни понимают совершенно неадекватно. Долго такое длится не может, рано или поздно происходит столкновение с реальностью - и финал обычно немного предсказуем. Егор вообще-то достаточно долго продержался, но в любом случае такого склада люди редко до седин доживают.
Конечно, кончина, да ещё такая, произвела шоковый эффект. По следам выражениям горя предсказуемо полилась патока (хотя куриозным образом обращение редакции «Спутника и Погрома» читается так, будто написано с изрядной долей иронии, стёба даже) - про высокий интеллект, про огромное влияние на общественно-политическую жизнь, про яркий след в публицистике... «Он стал отцом поколения» (я не выдумываю, буквально так и пишут). Я, конечно, всё понимаю, боль потери и т.п. - но надо всё же трезво смотреть на вещи. Какой текст Егора сейчас можно прочитать, не скривясь от косого стиля, от беспочвенной претенциозности, от метаний мысли, от прочих недостатков, перечислять кои можно долго, но это будет утомительно? Что из его «пламенных речей» пережило хотя бы актуальный на тот момент политический сезон? Холмогоров правильно (и, думаю, без умысла или намёка) написал, что Егор его «подменял», когда надо было выразиться жёстко, безоглядно. Ну вот этот эпатаж - хама и скандалиста - и остался как форменный (и едва ли не единственный доступный) почерк, прирос как та маска. А больше - ничего. Никаких своих идей у него отродясь не водилось, всё писомое - уценённая галковщина, крыловщина и прочая муть. «Умопотрясающе для некритично подходящих к читаемому». Водились, конечно, небезынтересные мысли и наблюдения - но так, вторым планом. Куда чаще его творчество по сути работало на дискредитацию отстаиваемой идеи. Идиотические заигрывания с нацизмом, крикливость и скандалезность (кстати, удивительно, как много людей в ФБ написало, что с ним было тяжело общаться), претензии на высокий идейный пафос, буквально в следующей фразе подрезаемые фразочками из репертуара мелкого мошенника («хочешь быть русским - плати деньги» и т.п.), постоянные метания в поисках точки опоры (то у него в любимцах ходил «русский бизнес», то айтишники, то «творческая элита»), регулярно сопровождаемые высказываниями, смысл которых сводится к нехитрому «какие же дебилы в России живут». Это всё та самая галковщина-крыловщина, кстати, ихний (sic!) почерк - принижение, опошление и абсурдизация.
При этом, хотя Егор и пытался стать мастером точной и хлёсткой фразы, русский язык ему отчаянно не давался. Уже само название «Спутник и Погром», призванное выразить суть русского национального характера, - шлепок в лужу, совершенно не «считываемая» нелепица, из-за которой Егору постоянно приходилось отвлекаться от «мессиджей» и разъяснять, что он в виду имел. Это тебе не «умом Россию не понять, аршином общим не измерить», это полуобразованный, нахватавшийся того и сего претенциозный юнец пытается «играть в смыслы». Саму Россию и русскую культуру при этом он не особенно и любил. Это был типичный западник, все интересы которого - «там», причём ладно бы высокая культура - так нет же, сплошь реп и прочий масс-культ, дешёвая бульварная «журналистика» и чепуховые фильмы-однодневки. Отвратительно читать его писания и интервью, пересыпанные неуклюжими англицизмами и просто английскими словами и выражениями. Все отсылки, аллегории и аллюзии - западные, в основном американские. Даже прикид сплошь оттуда - «канадский дровосек с татуировкой Звезды Хаоса». Апофеоз - «русский националист» о проблемах в отношениях с женой писал в Твиттере... на английском.
Получается (наверное, вопреки задуманному), что перед читателем/слушателем - не какой-то там мифический «современный модный и стильный русский», а обычный позёр, выбравший себе вот такую вот нетривиальную роль. Собственно, он больше всего и хотел быть этаким enfant terrible тутошней вполне себе либеральной и космополитической тусовки, в которую его вроде бы даже пустили на порог (фотки с ксюшадью и Белковским, задушевное общение с бомженой и т.п.). Но, конечно, Егор был бы не Егор, если бы заветный шанс не упустил. Однако (как и Крылов, кстати) всю дорогу пытался вернуться, не тушкой, так чучелком стать своим - оттого и его публичные «разочарования в русском национализме», и все прочие шевеления в сторону «государственничества». Хотя, конечно, всё пустое, в тусовке русский национализм - чёрная метка, там педофилию и/или скотоложество простят, а это - ни при каких обстоятельствах: полный и окончательный зашквар, «человек становится нерукопожатным». А уж «государственничеством» после 2014-го и вовсе ничьих симпатий завоевать невозможно.
Убеждён, что национализм ему действительно не был сильно интересен, использовался в основном как средство привлечь к себе внимание. Иначе он бы понимал, что, как минимум, его слова и его поведение не должны быть такими, какими они были - потому что порочат и чернят идеи, которые он якобы отстаивает. Все эти смешные и жалкие попытки изображать из себя ухаря и гусара (и сами по себе, и вкупе с внешностью) и его делали посмешищем, и всё движение. Логика тут проста: если Просвирнин - лучшее, что русский национализм может предложить публике, то даже и дискредитировать специально не стоит. «С такими друзьями и врагов не надобно». В этой связи мне кажутся ошибочными предположения, что Егор, мол, агент ФСБ, специально на «тему» посажен и т.п. Агенты себя куда как прикровеннее и осторожнее ведут - а тут просто неуравновешенный человек, можно было не париться с вербовкой, а просто косвенно обрабатывать и направлять (надеюсь, все понимают, что русский национализм - тема, которые «органы» ведут плотнее, чем тот же исламизм, например?). И потому же выкрики про убийство - вздор: зачем такого ценного человека убивать? Он с точки зрения идеологических структур всё отлично делал, просто прекрасно, лучше нельзя было и желать.
Кстати, с такой идейной неустойчивостью, какая была ему свойственна, неудивительно, что вокруг того же СиПа постоянно толклись всякие леваки, «примиренцы» и «государственники» - рондаревы, норины, пироговы и проч. Будь Егор националистом действительным, нешуточным - у этой публики для него не нашлось бы ничего, кроме тонн ненависти. А на деле - ничего, всё норм, вась-вась, «стримы о хип-хопе» и т.п.
Что от его деятельности хорошего осталось? А я вот не знаю, что. Все вспоминают СиПовскую графику - но Просвирнин к ней не имел никакого отношения, да и на графике далеко не уедешь. Донбасс? А что Донбасс? В реалиях РФ всё это предсказуемо скатилось в чекистскую «многоходовочку», унёсшую не одну тысячу жизней. Предъявить какие-то весомые результаты по её итогам не получится. Егор, Впрочем, похоже, и не хотел никакой всамделишной движухи, «это всё» его угнетало, роль публициста и возмутителя спокойствия казалась куда предпочтительнее. Когда в 2014-м стали появляться клубы читателей «СиП», то движение - потенциально многообещающее - молниеносно расшиблось, в том числе и его стараниями. Егор сам недавно признал: «Я тогда не умел управлять людьми». Судя по предшествующим его гибели событиям в собственной семье - так и не научился. Даже сам «СиП» - всё-таки проект ограниченной и популярности, и эффективности, и прихлопнуть его оказалось очень легко. Этакое субкультурное развлечение - будем честны. Хорошо, что он был? Ну, наверное. Изменилось что-то от его существования - я, признаться, не замечаю.
А вот зато дурного оказалось не в пример больше. Шум, скандалы, ор и вопли, гнусные личностные пороки, по ассоциации размазываемые врагами на всё направление, «тексты на грани и за гранью», за которые потом всё направление должно было перед врагами объясняться и оправдываться... У русского национализма прежде всего стараниями Просвирнина поддерживалось реноме дурдома, и когда сейчас друзья и коллеги пишут, что он якобы сделал это направление респектабельным и приемлемым для «миллионов молодых русских» - они либо безмерно льстят памяти погибшего, либо колоссально заблуждаются.
Ладно, пора закруглять. В своём относительно давнем
тексте про «СиП» я написал про «смешно, но надо». Будем надеяться, что с этим событием трагикомедийный этап развития русского национального движения завершится и новый этап будет характеризоваться большей серьёзностью, основательностью, продуманностью и солидностью, а также целеустремлённостью и здравомыслием. Всем тем, что отличало тех, настоящих, «добезцарёвых» русских - и что, хочется верить, в угнетённом ныне русском человеке отнюдь не избыто. А Просвирнин пускай останется как пример того, как не надо делать дела, оценивать и вести себя. Мир его праху.
З.Ы. Вот
очень хороший текст нашёлся, куда более злой, правда, но основные мысли в нём - правильные.