Голландский броненосец "Потемкин". Бунт на «Dе Zeven Provincien» 1933 г. в фотографиях

Mar 05, 2019 12:23



Броненосец береговой обороны «De Zeven Provincien»
Последний и самый мощный из голландских броне­носцев. С ноября 1921 г. входил в состав Ост-Индской эскадры.

ИСТОРИЯ С ГЕОГРАФИЕЙ
В межвоенный период королевство Нидерланды, счастливо избежавшее ужасов ПМВ, по-прежнему являлось колониальной империей раскинувшейся на азиатском и американском континентах (2,05 млн. кв. км, около 30 миллионов жителей). Жемчужиной в короне являлась Голландская Ост-Индия (ныне Индонезия), откуда в метрополию шли пряности и масличные культуры, рис, сахарный тростник, кофе, чай, каучук, бокситы, олово, уголь, марганец, никель, серебро, золото и, конечно же, нефть.

Обороняла эту жемчужину Ост-Индская эскадра. В 1933 году в ее состав входили: старый броненосец береговой обороны «De Zeven Provincien» (спущен на воду в 1908 г.), 2 легких крейсера типа «Java», 8 эсминцев типа «Van Ghent», 15 подводных лодок типа «К» (с римской нумерацией), 50 вспомогательных судов и кораблей специального назначения, общим водоизмещением 69.084 тонн. Т.е. по факту, несмотря на возраст, «De Zeven Provincien» числился самым внушительным кораблем эскадры по артиллерии и бронированию. Состав экипажей кораблей был смешанным - примерно 52:48 в пользу индонезийцев.



Фотография экипажа De Zeven Provinciën. Вероятно, была сделана на рубеже 1932-33 годов, незадолго до мятежа.

СИТУАЦИЯ ПЕРЕД ВОССТАНИЕМ
Великая Депрессия коснулась и Голландии. В рамках экономии бюджетных стредств было проведено снижение жалованья моряков, которое составило 14 % для европейцев и 17% для индонезийских моряков. Эти 3% разницы должны были, по мнению властей, укрепить престиж «белого человека», но индонезийцам почему так не показалось.
Центром недовольства стала военно-морская база Сурабая, гарнизон которой состоял из 4200 моряков, в том числе 2200 индонезийцев. Среди последних была создана нелегальная организация. Наибольшее влияние она имела на броненосце береговой обороны «De Zeven Provincien», где 200 человек экипажа сочувствовали их идеям.



«De Zeven Provincien» в Малаккском проливе

ВОССТАНИЕ
2 января 1933 года «De Zeven Provuncien» вышел из Сурабаи, направляясь на учения, которые должны были проходить вдоль побережья Явы и Суматры, со стрельбами в районе острова Сибероет. В течение месяца корабль заходил во все крупные порты обоих островов, а 2 февраля он вошел в Улеле - аванпорт Котарадии (остров Суматра).
Тем временем на берегу обстановка в боевых частях накалялась. 30 января пришла радиограмма, сообщавшая о бунте на авиабазе Морокрембанган. Восстание на броненосце готовил комитет, который возглавляли индонезиец мат Кавиларанг (рулевой) и голландец мат Босхарт (машинист). Комитет решил поддержать сражающихся на суше товарищей: захватить корабль и направиться в Сурабаю. Восстание назначили на вечер 4 февраля, когда капитан и несколько офицеров должны были сойти на берег, чтобы отправиться на банкет, устраиваемый голландским резидентом.



Maurits (Maud) Boshart - один из организаторов мятежа.

В день X на броненосце остались 69 голландцев (16 офицеров, 9 унтер-офицеров и 44 матроса) и 187 индонезийцев (3 унтер-офицеров и 184 матросов). Перед восстанием комитету удалось раздобыть несколько пистолетов и гранат. Когда командование корабля отплыло на банкет, среди экипажа воцарилось оживление, что привлекло внимание оставшихся на борту офицеров. Произошла стычка между поручиком ван Бовеном и одним из матросов, ускорившая восстание. По сигналу Кавиларанга матросы арестовали голландских офицеров и унтер-офицеров, затем почти без выстрелов захватили радиостанцию и ружейный парк.



Голландские и индонезийские матросы

Около часа ночи командиру броненосца командиру Эйкбоому (Eikboom) доложили, что его корабль стоит на рейде с погашенными огнями и разводит пары. Вскоре «De Zeven Provincien» снялся с якоря и вышел в море. Местный голландский гарнизон (800 человек) тут же поднялся по тревоге, но предпринятые меры явно запоздали. В порту находилось лишь тихоходное вспомогательное судно, на борт которого поднялся покинутый командир броненосца с несколькими офицерами и отправился вслед за беглецами.



Kapitein ter zee Van Dulm, командующий отрядом кораблей вышедшим на задержание мятежного броненосца

Одновременно о чрезвычайном происшествии было доложено командованию Ост-Индской эскадры в Сурабае. Спешно была сформирована группа кораблей, которую возглавил Ван Дульм (командир крейсера «Java»). В нее вошли легкий крейсер «Java», эсминцы «Piet Hein» и «Evertsen». Утром 5 февраля эта группа двинулась в сторону Зондского пролива, куда по полученным сведениям, двинулся мятежный броненосец. Туда же вышли подводные лодки «К-VII» и «К-XI», а в Танджонг Приок прибыло звено гидросамолетов.



Жители Гааги обсуждают друг с другом последние новости, связанные с мятежом на броненосце «De Zeven Provincien». Февраль. 1933 г.

Известие о восстании на «De Zeven Provincien» облетело весь мир. Многие газеты сравнивали взбунтовавшийся корабль с русским броненосцем «Князь Потёмкин-Таврический». Голландское правительство собралось на чрезвычайное заседание. Оно опасалось, что бунт на броненосце может стать катализатором волнений во всей голландской Ост-Индии. В качестве превентивной меры было решено срочно списать на берег всех матросов-индонезийцев с кораблей Ост-Индской эскадры.





«De Zeven Provincien» в море. Возможно, сильно ранняя фотография, но красивая

НА КОРАБЛЕ
Утром 7 февраля «De Zeven Provincien», на котором никто понятия не имел о поднявшейся вокруг него шумихе и о нависшей над ним угрозе, находился возле острова Ниас, двигаясь со скоростью 7,5 узлов в юго-восточном направлении.
Революционный комитет, взявший на себя командование кораблем, вопреки ожиданиям властей не планировал никаких акций, могущих привести к кровопролитию. Цель выступления сводилась к трем требованиям: 1) улучшить экономические условия службы; 2) прекратить дискриминацию индонезийцев голландскими офицерами; 3) освободить моряков, арестованных после бунта в Морокрембангане. Именно ради этого корабль шел в Сурабаю. Радиостанция броненосца через каждые несколько часов посылала в эфир телеграммы, содержавшие указанные требования, заканчивая их фразой: «Все в порядке. Раненых нет - экипаж.» Эти радиограммы постоянно принимала радиостанция гидрографического судна «Eridanus», которое шло вслед за взбунтовавшимся кораблем. Там же находился теперь командир броненосца Эйкбоом.
Утром 9 февраля «De Zeven Provincien» находился в районе острова Энганьо, в 108 милях от Зондского пролива. А в 9.30 к острову подошли корабли группы Ван Дульма и остановились, ожидая сообщений с «Eridanus».



Подводная лодка и гидросамолет - участники группы преследователей броненосца

АТАКА НА БРОНЕНОСЕЦ


Броненосец «De Zeven Provincien» и легкий крейсер HNLMS Java (1921)

Командир отряда преследователей Ван Дульм вполне обоснованно испытывал волнение по поводу возможного столкновения с броненосцем, который мог оказаться грозным противником: его 280-мм снаряды с удобного для боя расстояния, гарантировано пробивали бортовую броню 50 мм крейсер «Java», который мог ответить калибром 150-мм, не слишком опасным для хорошо бронированного «De Zeven Provincien» (бортовая броня 150 мм, палуба 50 мм, башни ГК 250 мм). Оба эсминца должны были бы в идеале выйти в торпедную атаку, но тут вставал вопрос порчи и, как вариант, утраты боевой единицы королевского флота, а может быть и не одной. "У короля много!" - это пословица не про голландсикй флот. Вся надежда остановить броненосец ложилась на гидросамолеты, к которым присоединился - «Фоккер Т-IV».



Самолет над броненосцем

Утром была объявлена боевая тревога и зачитан приказ о введении на кораблях военного положения, а в 6.10 группа снялась с якорей и 20-узловым ходом кильватерной колонной («Java», «Piet Hein», «Evertsen») полетела к южному входу в пролив. С другой стороны сюда уже подходил «De Zeven Provincien», за которым на удалении 7 миль следовали «Eridanus» и «Gouden Leeuw».



Эсминец "Piet Hein" и крейсер "Java" в ожидании развития ситуации на броненосце "De Zeven Provincien"

Обнаружив броненосец и начав сближение с ним, группа Ван Дульма легла на параллельный курс, одновременно уменьшив скорость и отклоняясь в северо-восточном направлении, поскольку расстояние между кораблями было всего 6 миль, а командир крейсера хотел избежать артиллерийской дуэли на близкой дистанции. Однако орудия броненосца молчали и Ван Дульм осмелел, тем более, что появилась авиационная поддержка - со стороны Явы приближались 4 гидросамолета.

На рее крейсера «Java» был поднят вымпел, приказывавший броненосцу остановиться и сдаться, но без результата. Броненосец продолжал свой путь. Тогда Ван Дульм послал с тем же приказом один из «дорнье». Гидросамолет пролетел над «De Zeven Provincien» и с высоты 600 метров троекратно повторил сигнал по радио, потом спустился до высоты 475 метров и снова троекратно повторил сигнал, давая кораблю 10 минут на ответ.



Съемка после попадания бомбы в броненосец

Ревком на броненосце явно не был склонен начинать артиллерийский бой. Вместо этого Кавиларанг и Босхарт от имени экипажа ответили «Ons niet hinderen» (Отстаньте от нас). Тогда по приказу Ван Дульма гидросамолеты начали бомбовую атаку на беззащитный в части ПВО броненосец. Первая 50-кг бомба взорвалась прямо перед носом корабля, вторая попала в боевой мостик, уничтожив его левое крыло и радиорубку. От взрыва погиб 21 человек, многие были ранены, в том числе весь ревком во главе с Кавиларангом. В последующей неразберихе кто-то (есть указания на вырвавшихся из плена офицеров броненосца) поднял белый флаг, и самолеты прервали атаку.






Повреждения на броненосце после бомбардировки

Броненосец остановился в 9.30, вскоре на его борт высадились десантные партии с крейсера и эсминцев. Босхарта арестовали, тяжело раненного Кавиларанга перенесли на «Piet Hein». Под конвоем кораблей Ван Дульма и гидросамолетов «De Zeven Provincien» прибыл в Сурабаю, где были арестованы остальные члены экипажа.





Пленные с броненосца «De Zeven Provincien»



Суд за работой

СУДЬБА ВОССТАВШИХ И КОРАБЛЯ
Мятеж широко обсуждался и, хотя кто-то его представлял, как революционное выступление с политическими целями, но, скорее всего, он был по существу спонтанным ответом моряков на сокращения заработной платы и невыносимый быт, а также недовольство в целом неважной ситуацией в голландском Королевском флоте в то время. С этой точки зрения восстание на броненосце напоминает Инвергордонский мятеж британских моряков по тому же поводу в Royal Navy за полтора года до описываемых событий, который закончился уступками со стороны правительства. Вполне возможно, что экипаж «De Zeven Provincien» был вдохновлен успехом своих британских коллег, который в то время был международной новостью.



Групповая фотография членов следственной комиссии по мятежу на броненосце в феврале 1933 г.

Эпилогом неудавшегося восстания стало заседание военного трибунала в Батавии (ныне Джакарта), состоявшееся через год. Хотя члены трибунала пытались проявить определенную гуманность, приговоры все же были весьма суровыми. Подлечившийся от ран Кавиларанг получил 18 лет тюрьмы, Босхарт - 16 лет, остальные 162 моряка (136 индонезийцев и 26 голландцев) получили в среднем по 4 года и 4 месяца заключения.



Опрос свидетеля-магометанина во время судебного процесса

Офицеры броненосца тоже получили свое, но за другой состав преступления. Всех их обвинили в недобросовестном исполнении служебных обязанностей, из-за чего они прошляпили возникновение заговора на броненосце. Кроме того, тех офицеров, которые оставались на корабле, обвинили в пассивности и нерешительности. В конце концов часть одних офицеров уволили со службы, других понизили в чинах.



Плакат нидерландских коммунистов по мотивам события "Не может одна свободная нация угнетать другую! Индонезия без Голландии!"

В самих Нидерландах мятеж привел к дрейфу политических предпочтений вправо и социал-демократы (правда временно) потеряли часть своего влияния на росте опасений в обществе из-за ослабления государства.
Броненосец «De Zeven Provincien» переоборудовали в учебный ко­рабль и переименовали в «Soerabaja». Он затонул в одноименном порту Ост-Индии (ныне Индонезия) от повреждений, нанесенных японскими самолетами в период захвата архипелага в 1942 г.
В основе текст А.Е.Тарас. Военно-морское соперничество и конфликты 1919 - 1939

Наваль, Исторические зарисовки

Previous post Next post
Up